Острог город, музеи, монастырь

Анатолий Шульга
 

  С малых лет хотел узнать побольше об первопечатнике  Иване Фёдорове и  увидеть его книгопечатную машину. И только вышед на пенсию, овладев Интернетом, материально и морально созрев, осуществил аж в июне  2017 года детскую наивную мечту.
 Семичасовым  утренним автобусом львовского производства «Богдан» за символическую сумму в 32,3 гривны из Ровно я чесанул на 46,6 км в город Острог. Прекрасные холмистые окрестности с речками, ставками, сёлами при повсеместно засеянных гречихой, буряками, чечевицей и кукурузой полями, но при отвратительном дорожном покрытии.
 Около часа трясло так, что приходилось вести себя почти как в море при шторме.
  Хотя на основных магистралях асфальт почти приличен.
   Естественно, я вышел на первой же остановке с надписью «Острог» и  естественно,  до исторического центра ещё пара километров. Ну, сам дурак, постеснялся расспросить народ.
Правда,  ничего не потерял. Нет ничего прекраснее небольших украинских и белорусских городков летним утром. Народ только начинает активную жизнь - передвижение, магазины почти все закрыты, только немного уже шумит рынок.Не жарко, не пыльно, спокойно.
Попутная горожанка средних лет обьяснила мне путь следования к замку князей Острожских и предложила даже проводить меня туда, от чего я вежливо отказался. Благо, обьект моего целеустремления находился оченно рядом, буквально в двухстах метрах.

 Пройдя через парк и надвратную церковь я очутился на округлом холме с величественным Богоявленским собором слева, отдельными памятниками всех эпох на территории и грандиозными угловыми круглыми башнями. Вид на окрестности вдохновляющий — прямо как на классических средневековых картинах. Музей и храм были ещё закрытыми, потому немного походил по территории, щёлкая мордой и фотоаппаратом по сторонам. Кроме меня, туточки проводила «селфи» пара молодожёнов, попозже  на велосипедах и пешком подгребала обслуга музея и бабки в церковь. Огромная Круглая (Новая) башня, к сожалению, закрыта для посетителей (вековечный ремонт).  В 10.00 открылась касса музея в подвальном этаже Мурованой (Сторожевой) башни, билет всего 20 гривен.
На трёх этажах башни представлена добротная и  любовно составленная  экспозиция истории замка и края — от каменного до нынешнего веков.
К сожалению, прихватившая так некстати атрофия нервов левой ноги, не позволила мне добраться до третьего этажа, где представлено собрание древних икон. Закупив буклетов, открыток, магнитиков, стеная и завывая, я вылез из музея, пересидел на скамейке получасовой приступ и потянулся к выходу из замка, продолжая фотографировать и созерцать окрестную красотищу.

По моему виду было понятно, что я приезжий турист, тем более, фрагменты морской одежды на мне присутствовали. Просто сижу на скамейке, воздыхаю. Ко мне подошли две женщины в возрасте 60+ и вежливо начали общаться. Одна из них учительница, другая — библиотекарь, поговорили о городе, музее, обстановке, но пришлось перейти к войне «Россия -Украина». Естественно, разговаривали на простом русском языке, у них иногда отмечались вкрапления украинского.
  Запомнились отдельные высказывания учительницы: «Мы воюем нэ з тобою, нэ з Россиею, а з Путиным» и потом  библиотекарша - «Да отдаты Путину гэтый Донбас, нэхай вин им подавыться, усё ровно там украинцив нэма.» Но потом библиотекарша спохватилась и добавила - «Не, не виддамо, бо потом вин захочэ ещэ кусок».
Я потихоньку поветствовал о жизни в  Калининграде и своей родной Белоруссии. Спокойная мирная беседа трёх пенсионеров из Советского Союза, без воплей и завываний.

 Спросил, как попасть в Межиричский монастырь-крепость, они подробно рассказали о нём и пути к нему. Но сначала я выгреб на площадь, осмотрелся и увидел почти рядом Луцкую башню с музеем книгопечатания. Ко мне подошёл мужчина с велосипедом, сказал, что видел меня в замке и  вежливо предложил мне посетить и нумизматическую выставку рядом, в особняке Шейнерберга. Так как уже в замке у меня «вырубилась» левая нога, я не рискнул, о чём теперь жалею. Провёл меня к музею книги, пофотографировал меня моим аппаратом, поговорили за жизнь. Сам он из древнейшего украинского городка Чарторыйск на реке Стырь, на белорусской части которой я провёл детство.  Политику старались не затрагивать, но при  уходе он не выдержал  и сделал в адрес Путина характерный мужской жест, понятный даже без матерных слов.
  Музей книги в башне очень старательно оформлен, увидел первую библию, напечатанную в Восточной Европе на древнеславянском языке в 1581 году, там представлены и  первые станки для книгопечатания.
Здесь же с удивлением узнал, что Иван Фёдоров предполагал и предлагал печатать книги в Москве, но православные иерархи попёрли его оттель, ибо он своей новой технологией лишал денежных доходов не только монахов-переписчиков, но и их же, родимых.
Как всегда, покупка  буклетиков, открыток и магнитиков у билетёрши. Пощёлкал мордой и фотиком по окрестностям.

Обозревая окрестности, иногда заглядывая в продмаги (для выяснения паритета цен), дошедл до Острожской академии. Просторная ухоженная территория с отреставрированными зданиями. Это первое высшее учебное заведение в Восточной Европе, основанное умным князем Василием Острожским в 1576 году. Народу немного, отметил небольшой ажиотаж у входа в  приёмную комиссию - идёт набор первокурсников. Музей состоит из многих помещений в разных зданиях. Билеты дешёвые, гидами работают старшекурсники. Не всё посмотрел, но сфотографировался с памятником первому студенту, весьма своеобразный бронзовый бурсак.

Прошёл на остановку местного автобуса в Межирич, по дороге на крыльце райсовета отметил (про себя) какого-то начальничка в галстуке, который громко по мобильнику на прекрасном русском матерном распекал кого-то за какой-то договор. Приятно для моих ушей и полезно для возврата к жизненным реалиям.
Переполненная маршрутка, мизер за билет и через 11 минут (три км с остановками) вытряхиваюсь у села с величественным Свято-Троицким монастырём-крепостью на холме посреди поселения.
Естественно, у меня получилась автобусная попутчица - бабуля с рыночной корзинкой, бывшая учительница, которая по дороге к селу за 10 минут много поведала обо всём. Нелестные слова в адрес российского президента, проскочившие в разговоре, опускаю.  Расстались у стен монастыря, она погребла дальше в село, а я притормозив, обозрел монастырь.
  М-да,  знакомство по Интернету имеет мало общего с увиденным воочию.
Редкая гармония места, любовно восстановленные здания, кремлёвская стена — изумляют. Мощные башни с бойницами по краям главного корпуса служили для отпора  туркам и татарам, которые частенько налетали на эти места.  Внутренний двор великолепен, примерно такой же, как в подмосковной «Давидовой пустыни» .
  Цветники, вольеры с белками и птицами. Лепота и тишина.
 Зная (по Интернету) о том, что в данном монастыре можно переночевать, спросил об этом проходившего мимо монаха, он сказал: «благочинный прибудет к вечерне, обратитесь к нему». Ладно, в связи с этим, решил осмотреться и уехать взад в  Ровно к вечеру.  Вежливый послушник во дворе показал мне, как пройти к достопримечательности — печи для обогрева стражи. Это необычное древнее строение находится рядом на холмике. Весьма оригинальное сооружение, (аналогов не помню), оно впечатляет, пофотографировался при помощи местных пацанов у неё и у Заславских ворот, находившегося здесь средневекового  города Межирич.
  Прошёл в богатоубранный храм, у старушки в иконной лавке приобрёл местную святую воду (а то какой же монастырь без своей лично-святой воды), книгу о монастыре и свечи.
  Помолился и поставил свечи у чудотворной иконы и иконы Николаю-Чудотворцу.
 Пришло  редкостное для меня внутреннее успокоение.
   Без приключений на местном автобусике по уже упомянутой «трассе» вернулся  вечером в гостиницу у ж/д вокзала в Ровно.

 Устал, но чудесное бессарабское красное разливное (полусухое) винчико, стаканчик которого я принял «на грудь» в закусочной местного привокзального гастронома «Сим-Сим» загрызённое   настоящими пирожками, успокоили и  благословили мою плоть на дальнейшие похождения по Западной Украине.
. Так было, но реально повторить это архисложно.