Я гуляю по историческому Томску

Николай Маленький
                Третья часть.
                Сибирский Ботанический сад.
Начну с описывания посетителей сада этого на улице Мокрушина:
Литвинков пишет в Контакте: Ботанический сад – почти райское место…  Везде округ Томска побывал, но в Ботаническом саде… в баню к друзьям ходил. Но никогда через сад не ходил в Степановку (микрорайон Томска). Жаль что не нашел время,  ведь думал в Томске и рядом, все знаю, а вот оказалось… Никита видно по этому отзыву жалеет. Я уверен, теперь он исходил этот сад вдоль и поперек. В действительности. Есть на что насмотреться, и просто пройтись, наслаждаясь окружающей тебя природой. А я с этим садом познакомился когда находясь три  года назад в ЦКСОН на Мокрушина, нас записавшихся в кружок любителей скандинавской ходьбы повела инструктор к озеру того сада. Я специально отставал, любуясь любимыми с детства липами. Особенно любил их цветущий запах. Их мед собираемый пчелами у меня на родине многих женщин, детей спасал от неминуемой смерти. А мою дочь в 1974 году спас цвет лип, от фурункулов осыпавшей всю голову. Да так, что нам приходилось  острич волосы, необращая внимание, о ее плаче, о волосах. Представьте ребенка двух лет с фурункулами. Я вспомнил, как лечила в подобном случае моя бабушка по маме, цветком лип и написал живой в то время теще, чтоб прислала цветки липы. Мы с женой бросали цветки в горячую воду и детским мылом мыли голову. И, эти фурункулы постепенно исчезали. Да так, что на голове ни одной точки от их присутствия обнаружено не было. Потом густые волосы, коса до плеч, и я мужчина научился заплетать дочери косы, когда жена была, очень занята работой кормила детей в интернате брошенных родителями или лишенными родительских прав. А я в два года подряд приезжая в ЦКСОН, ходил со скамеечкой к озеру. Любовался плавающими утками, читал книгу, и собирал цветки липы. а зимой заваривал чай из цветков лип. Очень полезный. Жаль, что этого лета  из-за корона вируса, не удалось насобирать. Теперь  с оглядкой не  жил бы не боясь заразится этой заразой, корона вирусом. А у Ботаничесго сада у нас два участка. Один, как вы уже поняли расположен на Мокрушина, возле Степановке, г.Томска. Второй , Сибирский Ботанический сад при Томском университете был основан  1885 году выдающим русским ученым, ботаником Порфирием Никитичем Крыловым (1850-1931).
Приглашенный в Томск из Казани, П.Н. Крылов к 1888 году – отрытию университета – успел подготовить сад как прекрасную учебную базу. В то время Ботанический сад занимал площадь всего лишь 1,2 га.
Он имел каменную оранжерею, площадью 473кв.м, с3отделениями – 1 тропическим т 2 субтропическими. Еще была двухскатная теплица для разведения растеней, пл. 93 кв.м. В открытом грунте размещались коллекции лекарственных, древесных, кустарниковых и травянистых растеней.
Он первым заложил плодовый сад и одним из первых в Сибири опыты по акклимитации растений и о необходимости выведения стланцевой культуры яблонь.
К 1935 году сад на территории в 67,4 га для развития экспериментального хозяйства. Стало возможно расширение растительных экспозиций различного народнохозяйственного назначения: сельскохозяйственного, садоводческого, технического и др. В 1937 г. эта площадь была величина до 90 га.
 В годы ВОВ правительство проявило большую работу р сохранении Ботанического сада и приняло много мер по го укреплению, не смотря на то что страна было после военной разрухи. А с 1 января 1945 г. сд был реорганизован в самостоятельное научно-исследдовательское учреждение с титулом – Сибирский Ботанический сад при ТГУ имени В.В Куйбышева.
Коллекция растительного фонда сегодня насчитывают 2767 видов, форм и сортов. Выращенных в оранжереях и теплицах. Отсюда в ботанические сады РФ ежегодно, более 400 садов 65 стран мира отправляются 10-11 тысяч сортов семян. СБ сад в оранжереях содержится более 10тысяч экземпляров тропических и субтропических растений, представляющие свыше 1100 видов, происходящих главным образом их Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Африки, Австралии, Новой Зеландии. И не могу поделиться своим мнением о посещения в прошлом году оранжереи Ботанического сада в группе и пенсионеров-инвалидов дома-интерната «Лесная дача» организованным психологом интерната Варгамыдиной Надеждой Викторовной и предоставленным нам дирекцией интерната во главе с директором интерната Станиславом Васильевичем Шкарлатовым автобуса. И  любезно привезшего нас  Томский Сибирский Ботанический сад водителем. Уплатив за вход мизер рублей 100. Мы с экскурсоводом пошли в оранжерею и там  пред нами предстали: с громадными листьями до 3 метров длиной  с высотой 10-11 метров банан райский. До 14 метров араукария Бидвилла, хвойное дерево из семейства араукариевых родом из Австралии. Особым вниманием окружена в саду азалия индийская – гибридная форма, произошедшая от диких рододендронов, распространенных в горны районах Гималаев и Китая.
В оранжерее настоящая температура Африки. Когда мы доходили до микро озера с ползающими и плавающими черепашками и их детками, рыбами необычной формы и окрасками. Мне от повышенной температуры и влажности  стало плохо, и только вышедши на воздух, мне стало хорошо и вернувшись,  мог не пропустить эту красоту цветов разных, оранжереи. Прямоствольные растения с лианами по верхнему растительному ярусу и цветами по оранжереи, тому богатому разновидностями цветов мира.
Повышенный интерес к введению в культуру перспективных тропических и субтропических растеней.  Благодаря широкой интродукции декоративных видов  деревьев и кустарников. Зеленое строительство в Томской, Кемеровской областях, целиком базировалось на растениях, введенных в культуру Сибирских ботанических садов. Тогда и зародился экспериментальное хозяйство на Мокрушина.  Создана лесная зона Сибири дендропарка из 600 видов деревьев и кустарников  Азии, Европы и Северной Америки. Как база научно-познавательного и практичного значения декоративного садоводчества, обширной территории Сибири, выполняют работу оба сада ТГУ.
Здесь основателю Университетской и Ботанического сада, установлена стела с его барельефным изображением могила, прах перенесенный в 1950году. Рядом, несколько меньших размеров стела на могиле его ученице и талантливой продолжательницы, профессораТГУ Лидии Палладиевны Сергиевской(1897-1970). После смерти Крылова, она 40 лет заведовала гербарием, много сделала для расширения фондов, завершила начатое учителем издание 5-ти томника «Флора Забайкалья».  Автор стел ученым – томский скульптор С. И. Данилин. Этот материал написан на основе  рассказа « Сибирский Ботанический сад» авторами В.А.Морякина и Р.М.Малышева.
Продолжение следует.