Пелевин и пустота

Александр Сергеевич Трофимов
О, человек! Не перестанешь удивляться твоим способностям и потребностям!


Вспомнив, что издавна читать Пелевина не мог, решил наконец разобраться почему и начал с его первой книжки «Из жизни насекомых».  Делать поспешные выводы не стал — всё-так неожиданно, необычно. Автором заинтересовался  и решил ознакомиться с его когда-то нашумевшей книгой «Чапаев и Пустота».
Начало заинтриговало. Но потом - несколько раз порывался остановиться и не продолжать. Однако  моё любопытство и склонность к аналитике брали верх. И чтение продолжалось.

С выводами из-за уважения к талантливому автору и одобрительных отзывов  в интернете решил начать позитивно. И литературную рецензию начал бы так.
Пустота у Пелевина не просто Петр Пустота, повествователь и главный герой, - это собирательный образ современного русского, похожего на  интеллигента нестарого человека,  но пациента дурдома, очутившегося там  из-за пагубного воздействия советской действительности и по наследованию  российского трагического  прошлого, то есть времени  упоминаемых в книге  чекистов типа Фанерного и военных: Чапаева, Котовского, барона Унгерна,
Петр Пустота —  воплощение реалий и сновидений, и его сущность - в трёх ипостасях, где он - как: дореволюционный интеллигент, поэт; участник гражданской войны на стороне красных, но не являющийся врагом белых;  и современный советский гражданин.   

В психушке, рядом с ним, - неотделяемая от него его одна его часть - пациенты, главврач и санитары с исторически патологическим прошлым. И вокруг и внутри  его пустоты чего и кого только нет: и новые русские, и бандиты, и японцы, и монголы, и  солдаты гражданской войны, и Фурманов, а какой Чапаев без него! -  и даже Сталин упоминается.

Но для Петра Пустоты, не злого и не жестокого, видящего в этом нагромождении несветлых фантазий даже что-то доброе и красивое, скрытые в глубине ума его дублеры и спутники  являются не болезнью, а спасительной псевдореальностью жизни. И вся она    есть плескание  пустоты в пустоте в переливах времени.  Окрашенные вымыслами Петька, Анка, Чапаев, Котовский, как и Черный барон, — у Пелевина не реальные люди, а расплывчатые символы, туманы. И, конечно, потому ничего оскорбительного  в абсурдности Чапаева и Котовского, к счастью, нет. Хотя  и кощунственно.

Чапаев Пелевиным  выбран не случайно — десятилетия не сходящий с экранов герой гражданской войны и в тоже время герой анекдотов брежневской  эпохи умирающего коммунизма. В книге он вообще ничто в хаотическом многообразии. Анна-пулемётчица предстаёт и как барышня с книжкой, и как хулиганка со слоганом: «Сила ночи, сила дня — одинаково ***ня». Котовский — кокаинщик, хаотичен и второстепенен.

Если благожелательно воспринимать автора, то это произведение, состоящее из отдельных отрывков и рассказов, помимо раскопок и перетрясок серьезнейших пластов жизни и истории, сдобренных изрядными порциями юмора и насмешки, афоризмов и философских сентенций можно воспринимать как легкое любопытное чтиво.  Хотя там полно сдобренных сквернословием и матом бредовых и циничных разговоров и рассуждений про всякую всячину, включая политику и наркотики. 

Однако, что для читателя эта книга?
Прежде всего — она необычна. В ней много любопытных моментов и мыслей. Из полезного - повышает гибкость мышления и обострение воображения,  развлекает пелевинским юмором.
Есть и другое. Чтение оказывает наркотический эффект подобно употреблению снадобья, и  на массе примеров  как бы подталкивает к наркоте.
Закайфованный  читатель  и без травки и  "синтетики"  может   впадать в  лёгкий транс от эпатажа, неожиданных  ситуаций, от приводящих в затруднение заумных фраз, от ошеломительных переходов  реальности к сногсшибательным фантазиям.

Но текст - мастерский. Фразы эффектные: лаконичные, отточенные, яркие,  ритмичные  и звучные. Просто скроенные, при том, что с обилием весьма заумных мыслей. И язык  привлекательный и располагает к углублению чтения.
К потребностям основной читательской среды  автор  подошёл современно, маркетингово. Потому и поклонников у него немало.
Но его основные читатели — незрелые молодые люди, не знающие серьёзной литературы, ищущие необычных идей и  ощущений,  предположительно не чурающиеся   употребления одурманивающих веществ. И их культурный  уровень от Чапаева с Пустотой не повысится. Это уж точно.
Из издательских кругов известно, что читателям старше пятидесяти  «Чапаев и Пустота» не нравится.
Понятно. Такое вообще не всем нравится. Эстетики никакой. Цинично. Заковыристо. Белиберда со сквернословием и матом сводят на нет художественные достоинства и юмор.