О, человек! Не перестанешь удивляться твоим способностям и потребностям!
Вспомнив, что издавна читать Пелевина не мог, решил наконец разобраться почему и начал с его первой книжки «Из жизни насекомых». Делать поспешные выводы не стал — всё-так неожиданно, необычно. Автором заинтересовался и решил ознакомиться с его когда-то нашумевшей книгой «Чапаев и Пустота».
Начало заинтриговало. Но потом - несколько раз порывался остановиться и не продолжать. Однако моё любопытство и склонность к аналитике брали верх. И чтение продолжалось.
С выводами из-за уважения к талантливому автору и одобрительных отзывов в интернете решил начать позитивно. И литературную рецензию начал бы так.
Пустота у Пелевина не просто Петр Пустота, повествователь и главный герой, - это собирательный образ современного русского, похожего на интеллигента нестарого человека, но пациента дурдома, очутившегося там из-за пагубного воздействия советской действительности и по наследованию российского трагического прошлого, то есть времени упоминаемых в книге чекистов типа Фанерного и военных: Чапаева, Котовского, барона Унгерна,
Петр Пустота — воплощение реалий и сновидений, и его сущность - в трёх ипостасях, где он - как: дореволюционный интеллигент, поэт; участник гражданской войны на стороне красных, но не являющийся врагом белых; и современный советский гражданин.
В психушке, рядом с ним, - неотделяемая от него его одна его часть - пациенты, главврач и санитары с исторически патологическим прошлым. И вокруг и внутри его пустоты чего и кого только нет: и новые русские, и бандиты, и японцы, и монголы, и солдаты гражданской войны, и Фурманов, а какой Чапаев без него! - и даже Сталин упоминается.
Но для Петра Пустоты, не злого и не жестокого, видящего в этом нагромождении несветлых фантазий даже что-то доброе и красивое, скрытые в глубине ума его дублеры и спутники являются не болезнью, а спасительной псевдореальностью жизни. И вся она есть плескание пустоты в пустоте в переливах времени. Окрашенные вымыслами Петька, Анка, Чапаев, Котовский, как и Черный барон, — у Пелевина не реальные люди, а расплывчатые символы, туманы. И, конечно, потому ничего оскорбительного в абсурдности Чапаева и Котовского, к счастью, нет. Хотя и кощунственно.
Чапаев Пелевиным выбран не случайно — десятилетия не сходящий с экранов герой гражданской войны и в тоже время герой анекдотов брежневской эпохи умирающего коммунизма. В книге он вообще ничто в хаотическом многообразии. Анна-пулемётчица предстаёт и как барышня с книжкой, и как хулиганка со слоганом: «Сила ночи, сила дня — одинаково ***ня». Котовский — кокаинщик, хаотичен и второстепенен.
Если благожелательно воспринимать автора, то это произведение, состоящее из отдельных отрывков и рассказов, помимо раскопок и перетрясок серьезнейших пластов жизни и истории, сдобренных изрядными порциями юмора и насмешки, афоризмов и философских сентенций можно воспринимать как легкое любопытное чтиво. Хотя там полно сдобренных сквернословием и матом бредовых и циничных разговоров и рассуждений про всякую всячину, включая политику и наркотики.
Однако, что для читателя эта книга?
Прежде всего — она необычна. В ней много любопытных моментов и мыслей. Из полезного - повышает гибкость мышления и обострение воображения, развлекает пелевинским юмором.
Есть и другое. Чтение оказывает наркотический эффект подобно употреблению снадобья, и на массе примеров как бы подталкивает к наркоте.
Закайфованный читатель и без травки и "синтетики" может впадать в лёгкий транс от эпатажа, неожиданных ситуаций, от приводящих в затруднение заумных фраз, от ошеломительных переходов реальности к сногсшибательным фантазиям.
Но текст - мастерский. Фразы эффектные: лаконичные, отточенные, яркие, ритмичные и звучные. Просто скроенные, при том, что с обилием весьма заумных мыслей. И язык привлекательный и располагает к углублению чтения.
К потребностям основной читательской среды автор подошёл современно, маркетингово. Потому и поклонников у него немало.
Но его основные читатели — незрелые молодые люди, не знающие серьёзной литературы, ищущие необычных идей и ощущений, предположительно не чурающиеся употребления одурманивающих веществ. И их культурный уровень от Чапаева с Пустотой не повысится. Это уж точно.
Из издательских кругов известно, что читателям старше пятидесяти «Чапаев и Пустота» не нравится.
Понятно. Такое вообще не всем нравится. Эстетики никакой. Цинично. Заковыристо. Белиберда со сквернословием и матом сводят на нет художественные достоинства и юмор.