Моретто да Брешиа. Пала Ровелли

Алина Алексеева-Маркезин
   Моретто да Брешиа.Пала Ровелли.(Святой Николай из Бари с  детьми и Богородицей), около 1539г(242x192 см) Художественная галерея Тосио Мартиненго , Брешиа

   Моретто Алессандро да Брешиа (Moretto da Brescia) 1490-1554гг- итальянский художник, работал в Брешии и Венеции. Художниками стали и оба его брата — Пьетро и Якопо. Испытал влияние Лотто и Тициана; работал в Брешии, а также в Бергамо (1529), Милане, Вероне (1540-1541).

     В 1521 расписывал вместе с Романино Капеллу Сакраменто кафедрального собора Брешии, в 1522—1524 работал в Падуе. У него были также совместные работы с Лоренцо Лотто и Флориано Феррамолой.
   
    В произведениях Моретто, одного из ярких мастеров брешианской школы живописи, часто органично соединяются портрет, пейзаж и бытовой жанр, а жизненная конкретность и непосредственность образов сочетаются с безмятежно мечтательным настроением.


  Алтарный образ "РАЛА РОВЕЛЛИ" практически единодушно признан критиками одним из высших шедевров Моретто, прежде всего за композиционный выбор. Полотно было заказано в 1539 году для церкви Санта-Мария-деи-Мираколи в Брешии школьным учителем Галеаццо Ровелли.

       На картине изображена Мадонна с младенцем Иисусом на коленях, сидящая на высоком пьедестале, с которого свисает накидка, очень распространенный композиционный элемент в запрестольных образах Моретто.

    К её ногам подходят четверо детей, учеников Галеаццо Ровелли в сопровождении святого Николая Барийского : двое на переднем плане несут митру, а другой - книгу и три золотые сферы, все атрибуты связаны с иконографией святого Николая. На заднем плане, за святым, можно увидеть еще двоих детей.

 Сцена происходит на архитектурном фоне: помимо постамента, на котором сидит Мадонна, обрамленного пилястрами , есть апсида с крышкой, украшенной золотой мозаикой в ;;качестве фона . Тем не менее, все это выглядит несколько устаревшим, с трещинами и пучками травы и цветов на капителях . Даже мозаика в апсиде в значительной степени разрушена.

    На ступеньке у основания постамента Мадонны есть небольшой сверток с дарственной надписью «VIRGINI DEIPARAE / ET DIVO NICOLAO / GALEATIVS ROVELLVS / AC DISCIPVLI DD / MDXXXIX», с указанием даты.

    Самое раннее упоминание об этой работе в художественной литературе принадлежит Бернардино Файно в 1630 году , который определяет ее как «действительно выдающуюся живопись с хорошим  дизайном" .

     Федерико Одоричи в 1853 году был первым критиком, который глубоко проанализировал картину с точки зрения ее формальных ценностей, найдя ее «трогательной , отмеченной широтой и сочностью красок с откровенным и виртуозным пониманием истины».

   Гаэтано Панацца в 1958 году наблюдает знакомую сцену: «Серебристый и холодный оттенок мрамора, спокойное освещение,  твердые архитектурные сооружения, тесно связаны с бытовой сценой: святой превращается в отца, рекомендующего своих детей Богородице."

   Гомбози   отмечает, что самый маленький из детей  «держит свой дар при себе с забавной жадностью, как если бы это игрушка, которую ему не хочется отдавать ", а старший протягивает свою митру  даже с пафосом , спокойно смотрит за пределы картины, как будто хочет подать  пример послушания и самопожертвования ".