Осторожненько

Ирина Юлина
   Эти дедушка с бабушкой два года назад отметили    бриллиантовую свадьбу. Шестьдесят лет! Мне, казалось столько не живут. У них на стене рядом с книжным шкафом висит шелкография  картины Пабло  Пикассо. На  ней  изображены    мужчина и женщина,  сидящие на стуле, причем  в анфас лица  женщины вписан  мужской профиль, а плечи, руки так перепутаны, что уже нельзя понять, где чьё. Я всё хотела  спросить, как называется эта картина? Но потом определила для себя, что на ней  изображена   совместная жизнь  мужчины и женщины, когда мысли, дела, тела всё объединено каким-то великим смыслом совместной жизни.
 
   Эти дедушка с бабушкой большую часть своей жизни прожили при социализме.  Получили бесплатное высшее образование, работая на заводе, получили квартиру, а когда семья разрослась, им расширили жильё. Сейчас всё  это  выглядит   фантастикой.  Они успели дать высшее образование своим детям.  Бесплатное!    Дедушка  и  бабушка знали, что получат бесплатную медицинскую помощь, путёвки в санаторий...

 Но на пенсии они, вдруг, оказались в другом государстве, отломленными от большой  страны, где теперь уже в других странах  у них остались родственники и друзья.  Они оказались в  государстве  с капиталистическим  строем. И образование внуков уже стало проблемой, которую с трудом решали  дети этих бабушек и дедушек.
    Совсем недавно, летом, уже во время пандемии,  им позвонили из Социальной защиты и предложили путевки в санаторий   под Пензой. Бабушке давно хотелось посетить Тарханы -  Лермонтовские места. Она в своё время была и в Пятигорске, и, конечно, в Середниково, в музее на Молчановке в  Москве.  А  Тарханы оставались на потом.
    И вот удача!  Дедушка с бабушкой  решились, рискнули и поехали в Пензу. Доплатили за билеты в СВ  - всё таки безопаснее.  Санаторий еще советского времени, но вполне в приличном состоянии,  расположен в сосновом бору с вековыми соснами.  По преданию здесь при Петре первом брали корабельные сосны для  флота.
   Дедушке с бабушкой предложили двухместный номер со всеми удобствами. Номер рядом с ними заняла женщина - южаночка, которая выкупила второе место, что было не очень-то дешево, и заняла  номер одна.

    Милана, так  назвалась при знакомстве   соседка, была  как  будто с портрета итальянского живописца Джузеппе  Арчимбольдо. Маслины карих глаз смотрели над наливными  яблоками щёчек, между которыми висела оливка носика, ротик  -три вишенки, сложенные  сердечком, завершали  лицо этой молодой женщины.   С первого же дня она взяла под опеку пожилых соседей. Милана была словоохотлива и до приторности, как показалось бабушке, любезной.  Её "осторожненько" долго звучало уже после расставания с ней. Осторожненько - ступенька, осторожненько -  коряжка, осторожненько  - шланг  на дорожке .  Как-то в один из первых дней Милана подошла к соседям опечаленная, заболела её мама, плохо с сердцем, нужны деньги на лекарство, а она израсходовала всё что было на карте на второе место в номере. Не могли бы они  помочь, ей должны в ближайшее время поступить деньги на карту, и она вернёт долг.   Бабушка с мольбой  посмотрела на дедушку, и он перевел он-лайн деньги  со своей карты Милане, которая  рассыпалась в благодарности. Потом Милана пропадала в обществе других отдыхающих, прогуливаясь то с одними, то с другими обитателями санатория. Они неоднократно слышали, что Милана ездила обедать или ужинать в Пензу в рестораны. Уж, очень ей не нравилось, как готовит повар в санатории.  О долге Милана молчала. Когда оставалось два дня до отъезда, бабушка все таки решилась напомнить Милане о долге. Она тут же  он-лайн перевела долг  на карту дедушки, мило улыбнувшись и поблагодарив за деньги.

   Дедушка с бабушкой старались поменьше общаться с отдыхающими на культмероприятиях - танцах, конкурсах,  соревнованиях. Однако,  в экскурсии  по Пензе, походе в  Картинную  галерею  К.А.Савицкого, основанную в 1892 году,  в Музей одной картины, единственный в мире, не могли себе отказать.  В картинной галерее увидели впервые такую  большую коллекцию картин художника-авангардиста  Аристарха Лентулова, родившегося под Пензой.
  И, конечно поехали с экскурсией в Тарханы. Помещичий дом, расположенный в красивом  парке с прудами, где    провел Михаил Лермонтов детство.  В парке часовня, в которой захоронен поэт рядом со своими родителями. 
   Моим героям  несказанно повезло. В столовой за одним столом оказалась супружеская пара, приехавшая в санаторий из Москвы на машине.  С  ними они съездили в парк Легенда под   Пензой, где проходят конкурсы скульптуры, организованные Юрием Ткаченко. Лучшие работы остаются в этом парке, здесь собраны скульптуры итальянских, венгерских, болгарских и других скульпторов со всего мира.
    Новые друзья свозили  моих героев в Пензу  в  Музей                В.О. Ключевского,  Дом-музей Мейерхольда. Последний музей особенно заинтересовал  дедушку с бабушкой. Они только что прочитали  книгу актера  театра Ермоловой Сергея Кемпо "Меер". Мистика и фантастика, замешанная на хорошем знании биографии    Мейерхольда.  Реформатор театра  родился в Пензе.  В доме-музее  Центр и Театр Доктора  Дапертутто. Этим мужским коллективом актёров руководит Наталья Аркадьевна Кугель. "Дапертутто" - один из псевдонимов Мейерхольда. В то время, когда мои герои были в музее шла репетиция спектакля, но попасть на репетицию им не удалось. Около музея их заинтересовал памятник реформатору театра, выполненный скульптором Юрием Ткаченко,  фамилию которого мы уже упоминали.  Столько всего интересного узнали!  Они поняли что поэт  Евгений Евтушенко был прав, сказав:  "В Пензе вся история России".
    Однако, 18 дней  в санатории  промелькнули как скороговорка. И мои герои снова в поезде "СУРА", вспоминают встречи в санатории: то женщину - паломницу, всегда в платочке, в длинной юбке, которая посетила все монастыри и храмы в Пензе, то женщину, принимающую процедуры от  болей в ногах, но вечером на танцах её нельзя угомонить, то ...
   И вот уже Москва и их встречает сын. Оказывается они очень соскучились за домом и домашней едой.  С ужесточением режима самоизоляции стали заказывать продукты по интернету. И бабушку не переставало удивлять изобилие сортов сыра, колбас, всего, что вываливалось  на экран компьютера и можно было заказать доставку на дом. Это ей-то, которая выстаивала в очередях за куском масла, маргарина и т.д.  Фантастика!
    Еще до ужесточения режима самоизоляции бабушка, возвращаясь на такси из поликлиники, заглянула в Брюсов переулок. Ей хотелось побывать в музее-квартире                В. Мейерхольда, о которой она узнала в Пензе. Музей оказался менее информативным, чем в Пензе,где постарались рассказать о реформаторской деятельности Мейерхольда. Но именно в этой квартире произошло трагическое событие - убийство Зинаиды Рейх, жены Мейерхольда.

   И вот мои герои  уже почти месяц дома и   неожиданно раздаётся телефонный звонок, звонит Милана. Столько ласковых слов бабушка не слышала за всю свою жизнь.  А потом плачущим голосом: "Я попала в аварию, лежу в больнице в Ингушетии. Мне нужны деньги. Не поможете ли Вы? Хотя бы 3000  рублей". Бабушка умоляюще смотрит на дедушку, и он переводит Милане деньги.  Прошло  несколько месяцев.  У Миланы за это время поменялся в телефоне аватар. Вместо Миланы, вальяжно развалившейся в кресле,  она    теперь   за рулем авто.   Бабушка спросила в смс: "Что не хватало на машину?".   После этого телефон бабушки был  заблокирован.

    Этих дедушку и бабушку я знаю давно, знаю детей, обожаю их внучек. Бабушка, рассказывая  мне  о поездке в Пензу, рассказала и о Милане.  Бабушка с недоумением смотрела на меня, когда  я говорила ей, что она  была обманута мелкой аферисткой, которая сработала по известной мошеннической схеме. Сначала берет в долг небольшую сумму и  возвращает её. А потом,  уже одалживая большую сумму,  забывает о ней.  Говорю: "И вы забудьте об этих деньгах. Скажите спасибо, что ограничилась только тремя тысячами. Она же вам  говорила: "Осторожненько".