Моретто. Портрет графа Фортунато Мартиненго

Алина Алексеева-Маркезин
      Моретто да Брешиа.Портрет графа Фортунато Мартиненго Чезареско(1540-45).Масло на холсте. Лондонская национальная галерея.

        В портретном искусстве, где Моретто да Брешиа достигает особого
успеха, ориентиром  ему служит Лоренцо Лотто.Это видно по Портрету Фортунато Мартиненго Чезареско (1542), в котором излюбленная тема Лотто — меланхоличный молодой человек, погруженный в размышления,  сочетается с нарочитой демонстрацией высокого социального положения и богатства в таких деталях, как драгоценные занавеси, бархат, горностаевый мех.

     Перед нами  молодой человек роскошно одетый  в пальто, подбитое мехом рыси или снежного барса. Это брешанский дворянин и гуманист Фортунато Мартиненго (1512–1552).

 Древние золотые и серебряные монеты и бронзовая масляная лампа в форме ступни на столе намекают на его научные интересы и, возможно, также на паломничество в Иерусалим, которое он планировал совершить. Локоть опирается на две подушки на столе, на котором вы можете увидеть две перчатки, несколько монет и, вероятно, чернильницу . На заднем плане красный занавес с золотой вышивкой закрывает мраморную стену, частично выступающую в правом верхнем углу.

   Его поза со склонённой на руку головой, ассоциируется с меланхолией. Молодой человек носит шляпу с пером на голове, на внутренней стороне которой находится табличка с надписью «;o; ;;;; ;o;;» на греческом языке .

    Надпись на его шляпе на греческом языке означает: «Увы, я слишком тоскую». Не ясна причина его тоски. Но есть предположение, что фраза  переводится как «Слишком много я желаю" или «У меня огромное желание». Возможно это молодой жених грустит перед свадьбой .Предполагают также ,что возможно это портрет молодого жениха, который он преподнесёт невесте.

    По одежде портрет можно датировать примерно 1540-5 годом, когда натурщику было около 30 лет. Возможно, он был заказан Фортунато или его братьями на память перед тем, как он предпринял опасное путешествие на Святую Землю в 1541 году. В 1542 году он женился на Ливии, дочери графа Николо д'Арко.

 Рентгеновский снимок во время реставрации 1973 года показала,что перед ним на столе было несколько раскрытых  книг.

       Самое раннее упоминание о работе содержится в инвентаре коллекции графа Теодоро Лечи середины XIX века - семейные архивы добавляют, что он приобрел работу в Брешии 19 сентября 1843 года и 9 января 1854 года продал ее Чарльзу Хенфри из Турина , куда Лечи был сослан с 1849 по 1859 год.Позже картина перешла от Хенфри к Отто Мюндлеру в 1856 году, а два года спустя была приобретена Лондонской галереей.