Моретто. Святая Джустина с донатором и единорогом

Алина Алексеева-Маркезин
    Моретто да Брешиа. Святая Джустина с донатором и единорогом, 1530г .Масло по дереву.200 ; 139 см. Художественно-исторический музей , Вена

     Считается одной из лучших и изысканных работ Моретто.Она написана,когда художник достиг вершины мастерства и таланта. Среди учеников Моретто был известный портретист Джамбатиста Морони, которого я уважаю, как выдающего портретиста 16 века.

       Вокруг этого полотна на протяжении веков велись горячие споры. Первые  известия о работе относятся к 1662 году , когда панель, уже принадлежащая собраниям Священной Римской империи , была перенесена из Хофбурга в Инсбруке в замок Амбрас  .

 В списке перемещенных картин она фигурирует под авторством Тициана , тогда как в предшествующих описаниях  отмечалась как произведение Рафаэля  . В последующей инвентаризации 1733 г. атрибуция снова меняется, и полотно упоминается под авторством Порденоне  .

  Наконец, в 1845 году Рансоннет определил стиль Моретто  . В конце века произведение было передано во вновь открывшийся Художественно-исторический музей в Вене , где оно экспонируется до сих пор.

   Картина изображает святую Джустину Падуанскую  богато одетую в красное платье, синий пояс, белую вуаль и длинный плащ из золотой парчи с черной вышивкой. В правой руке она держит длинную пальмовую ветвь , а в левой - край плаща.

    Светлые волосы зачесаны назад в элегантную прическу. Слева сидит единорог в длинной развевающейся гривой, символ девственной чистоты, заимствованный из классической мифологии и хорошо известный в эпоху Возрождения. Справа от Джустины   изображена фигура мужчины, одетого в чёрное и  преклонившего колено , вероятно донатора.

    Три фигуры размещены  под деревом, ветви которого видны вдоль верхнего края холста. На заднем плане интересный пейзаж,  где вы можно увидеть селение у подножия очень высоких крутых гор.
     Остальная часть пейзажа с другой стороны, покрыта невысокими холмами,  небо над ними  усеяно белыми облаками и к горизонту становится ярче.

    МНЕНИЯ КРИТИКОВ ВОКРУГ СЮЖЕТА КАРТИНЫ.

   Джозеф Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле в 1871 году восхищались гармонией серебряных цветов и мастерством и талантом художника при изображении наряда Джустины. Однако двое критиков оставили неясной тему сюжета картины . Рансонне оспорил традиционное мнение, что  на картине изображены Альфонсо I д'Эсте и его возлюбленная Лаура .
 
 Гаэтано Миланези в 1881 году  исключил возможность того, что стоящий на коленях человек мог быть святым.

         Бернар Беренсон , очевидно, очень впечатлен красотой работы, настолько, что написал в 1907 г. , что картина «входит в число прекрасных творений итальянского искусства, обладающих  древним величием и непосредственностью».

  Другого мнения придерживался Роберто Лонги , который в 1929 году отметил, что художник  интимно сближает Джустину с донатором , "как если бы он был одним из тех холостяков, которым за сорок лет все еще свисают с материнских юбок».

   Адольфо Вентури в 1929 году сосредоточил свое внимание на тематике композиции,  представив её как «любовный дуэт на заре тихого дня».

    Джузеппе Фиокко, 1939 году, заметил, что в этой работе и в других современных произведениях «формируется стилистическая целостность, которая останется практически неизменной до самой смерти художника».

   Валерио Гуаццони в 1981 году исключил из картины какую-либо религиозную ценность и назвал ее «единственной поистине мирской картиной Моретто».

   Выскажите своё мнение о сюжете  картины.