Моретто да Брешиа. Святая Джустина с донатором и единорогом, 1530г .Масло по дереву.200 ; 139 см. Художественно-исторический музей , Вена
Считается одной из лучших и изысканных работ Моретто.Она написана,когда художник достиг вершины мастерства и таланта. Среди учеников Моретто был известный портретист Джамбатиста Морони, которого я уважаю, как выдающего портретиста 16 века.
Вокруг этого полотна на протяжении веков велись горячие споры. Первые известия о работе относятся к 1662 году , когда панель, уже принадлежащая собраниям Священной Римской империи , была перенесена из Хофбурга в Инсбруке в замок Амбрас .
В списке перемещенных картин она фигурирует под авторством Тициана , тогда как в предшествующих описаниях отмечалась как произведение Рафаэля . В последующей инвентаризации 1733 г. атрибуция снова меняется, и полотно упоминается под авторством Порденоне .
Наконец, в 1845 году Рансоннет определил стиль Моретто . В конце века произведение было передано во вновь открывшийся Художественно-исторический музей в Вене , где оно экспонируется до сих пор.
Картина изображает святую Джустину Падуанскую богато одетую в красное платье, синий пояс, белую вуаль и длинный плащ из золотой парчи с черной вышивкой. В правой руке она держит длинную пальмовую ветвь , а в левой - край плаща.
Светлые волосы зачесаны назад в элегантную прическу. Слева сидит единорог в длинной развевающейся гривой, символ девственной чистоты, заимствованный из классической мифологии и хорошо известный в эпоху Возрождения. Справа от Джустины изображена фигура мужчины, одетого в чёрное и преклонившего колено , вероятно донатора.
Три фигуры размещены под деревом, ветви которого видны вдоль верхнего края холста. На заднем плане интересный пейзаж, где вы можно увидеть селение у подножия очень высоких крутых гор.
Остальная часть пейзажа с другой стороны, покрыта невысокими холмами, небо над ними усеяно белыми облаками и к горизонту становится ярче.
МНЕНИЯ КРИТИКОВ ВОКРУГ СЮЖЕТА КАРТИНЫ.
Джозеф Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле в 1871 году восхищались гармонией серебряных цветов и мастерством и талантом художника при изображении наряда Джустины. Однако двое критиков оставили неясной тему сюжета картины . Рансонне оспорил традиционное мнение, что на картине изображены Альфонсо I д'Эсте и его возлюбленная Лаура .
Гаэтано Миланези в 1881 году исключил возможность того, что стоящий на коленях человек мог быть святым.
Бернар Беренсон , очевидно, очень впечатлен красотой работы, настолько, что написал в 1907 г. , что картина «входит в число прекрасных творений итальянского искусства, обладающих древним величием и непосредственностью».
Другого мнения придерживался Роберто Лонги , который в 1929 году отметил, что художник интимно сближает Джустину с донатором , "как если бы он был одним из тех холостяков, которым за сорок лет все еще свисают с материнских юбок».
Адольфо Вентури в 1929 году сосредоточил свое внимание на тематике композиции, представив её как «любовный дуэт на заре тихого дня».
Джузеппе Фиокко, 1939 году, заметил, что в этой работе и в других современных произведениях «формируется стилистическая целостность, которая останется практически неизменной до самой смерти художника».
Валерио Гуаццони в 1981 году исключил из картины какую-либо религиозную ценность и назвал ее «единственной поистине мирской картиной Моретто».
Выскажите своё мнение о сюжете картины.