Тот ещё фрукт. Яблоко

Магда Кешишева
    One apple a day keeps the doctor away - Одно яблоко в день
  - и доктор не нужен. /Английская поговорка/
      
  Однажды - дело было в Нью-Йорке, где - то числа 16 февраля - внук пришёл  из школы и прямо с порога крикнул:
 - Бабуля, у нас дома есть яблоки?
 - Есть, красные и зелёные. А почему ты спрашиваешь, яблок захотелось?
 - Нет, бабуль, 20 числа праздник, День яблок, и надо в школу принести одно - два яблока.
 - Сегодня четверг, ещё три дня впереди. За это время успеем купить несколько разных сортов.
 - Надо ещё подготовить что - то интересное про яблоки.
 - За три дня многое можно вспомнить про этот фрукт... Интересные эти американцы, что только ни придумают! А вообще - то, если есть день спагетти, полотенца, морковки, ничегонеделания, пижамы, французского тоста "бедный рыцать", и даже - прости Господи, - национальный праздник - день старой девы, чем яблоко хуже!
 - В Америке ещё есть Национальный День гоголь - моголя.
 - Серьёзно?!
 - Абсолютно! Этот день отмечают 24 декабря.

   Вечером, во время ужина, внук снова заговорил про "яблочное" задание и зять сказал:
 - Робушка, про яблоко можно диссертацию написать. Задание - твоё, иди, посиди, подумай, используй вспомогательный материал и - вперёд!
 - Папа, я понял, но я боюсь, что все напишут одно и то же. Потому я хочу, чтобы вы мне немного помогли, подсказали что - то такое, что, может быть, другие не знают.
 - Мы тебе поможем, но сперва ты вспомни и напиши коротко, парой строчек, то, что знаешь, потом мы вместе что - то оставим, что - то отклоним. Мы тоже подумаем, - высказала я своё мнение.
 - А, давайте, не будете ему помогать!
 - Андрей, ты пойми: как американец, он просто многого не знает, - попробовала дочка аргументировать нашу готовность помочь.
 - Да, папа. Помнишь, когда у нас был праджект про какого - нибудь известного человека?
 - И что?
 - Все написали про американских президентов,артистов и спортсменов. Даже индусы,  испанцы и китайцы. А я написал про известного армянского маршала Баграмяна и миссис Ламли меня похвалила.
 - Ха-ха-ха...
 - Папа, а почему ты смеёшься?
 - Сынок, насколько я знаю, в твоём классе нет никого не только из Армении, но и из бывщего Союза, верно?
 - Да, а какое это имеет отношение ...
 - Ооо, я тебе - так и быть - расскажу про яблоки ТАКОЕ, что весь класс будет стоять на ушах. И учительница тоже!
 - Андрей, что это ты так радуешься?
 - Потерпите. Когда он напишет свою работу, я поставлю последнюю точку!

   Следующий день прошёл под знаком яблока. Дочка сказала:
 - Я как филолог могу вспомнить роль яблок в русских народных сказках: яблоки молодильные, яблочко, которое катится по блюдцу и показывает разные страны и чудеса морей и океанов, отравленное яблоко, золотые яблоки, которые клюёт жар-птица.
 - Не знаю, стоит ли, но можно вспомнить яблоко в живописи и литературе, в названии фильмов - продолжила я.
 - А почему нет?
 - Литература русская, понимаешь. Только у Голсуорси я помню повесть "Цвет яблони" и у Рэя Брэдбери - "Золотые яблоки Солнца". А вот среди художников много любителей яблок. И Ван Гог, и Гоген, и Петров - Водкин писали яблоки, но особенно любил яблоки Сезан. Ни друзей, ни даже сына и жену он не писал так часто, как яблоки. Названия картин можно найти в интернете. Ещё можно вспомнить про яблоки в песнях?
 - Ты имеешь в виду - Эх, яблочко, куда ты катишься,
                Да ко мне в рот попадёшь
                Да не воротишься.
 - Да, а что? Не просто назвать... а, кстати, это не песня, а матросский танец под песню. А, если рассказать историю этого танца, будет очень даже ничего.

 - А ты знаешь историю "Эх, яблочка"?
 - Знаю. Это было давно, когда русские моряки приплыли к берегам Великобритании.. Там они и увидели танец британских моряков, который им понравился и они его позаимствовали. Со временем танец, конечно, изменился: в него вошли новые элементы, сугубо русские. А знаешь ли ты, что в балете Глиэра "Красный мак" исполняется танец советских моряков?
 - Правда?
 - Да, правда.  По сюжету советские моряки оказываются а Китае. Там-то они и задорно танцуют "Яблочко". Я ещё знаю пару-тройку притч и легенд про яблоки. Напишу, может Робушке понрявятся.
 - Всё яблоками страдаете? - весело спросил зять.
 - Тебе тоже не мешало бы помочь сыну.
 - Я же обещал...потерпите. А, хотите, я подскажу хорошую фразу известного финансиста Бернарда Баруха?
 - Давай.
 - Он сказал: "Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил - почему?
 - Спасибо, Андрюшик!
 - То ли ещё будет!

 - Робушка, что ты читал из Ремарка?
 - "Три товарища", "На западном фронте без перемен",... "Время жить и время умирать" ... что - то ещё я читал ...
 - "Триумфальную арку" читал?
 - Ой, конечно. Там Ремарк ещё много пишет про кальвадос, который любили его герои.
 - Вот ты и произнёс слово, которое тебе поможет написать ещё что - то про яблоки.
 - Кальвадос что ли, папа?
 - Именно! Я пошёл, сынок, а ты думай...
 
 - Мама, ты поняла, с чего Андрей вспомнил Ремарка? - спросила Яна, когда внук поднялся в свою комнату. - Ну, кальвадос - и что? Сюждет романа - отношения Ремарка и Марлен Дитрих, верно?
 - Да, но, я думаю, что Андрей имел в виду другое. Он вспомнил о романе в связи с яблоками. Дело в том, что в то время о кальвадосе знали только в месте его производства, в Нормандии. И только в Нормандии он был популярен. Ведь кальвадос - это яблочная водка. И яблоки, из которых делалась эта водка, росли только в Нормандии. Во Франции кальвадос не пользовался успехом, там в почёте было благородное шампанское. Вероятно Ремарку кальвадос был по вкусу и поэтому его герои с удовольствием его пьют и хвалят. Таким образом Ремарк невольно разрекламировал кальвадос, который стал в итоге популярным во всей Франции...
   Если помните, у О'Генри есть любопытный рассказ "Яблоко сфинкса". Там речь идёт о людях, которые на дилижансе, но сильный снегопад вынудил их остановиться.Четверо мужчин и молодая дама зашли в заброшенный дом, где был камин и свет. Неожиданно кто-то из мужчин нашёл на полке яблоко - румяное, свежее и, поскольку оставаться предстяло до утра, бывший среди компании судья предложил сыграть в игру, победителя которой определит  дамаи вручит ему приз - яблоко.
 - Бабуля, а во что они играли?
 - О, самое главное не сказала. Кучер рассказал, что в этом доме жил мужчина, который любил девушку, но она отказалась выйти за него замуж. Он переживал и решил стать отшельником: поселился в этом доме и сторонился людей, потом у него появились странности в поведении и его поместили в "жёлтый дом" много лет назад, а дом с тех пор пустует.
 - В сумасшедший дом?
 - Да... И судья предложил каждому придумать продолжение услышанной истории: что привело мужчину к такому концу после того, как он простился с девушкой? По очереди все стали рассказывать свои версии. Один винил женщину, другой мужчину, третий - богача, который стал за девушкой ухаживать... Короче говоря, когда все высказались, судья подошёл к даме, чтобы она озвучила своё решение...
 - Итнересно...
 - Интересно? Да, читателям тоже было интересно, но О'Генри не был бы тем, каким мы его знаем, если бы не закончил в своём духе.
 - То есть?
 - Дама задремала, а на коленях у неё лежал огрызок яблока.
 - То есть она съела яблоко, да?
 - Именно... Почитай, родной. Я же не рассказала, ЧТО поведал каждый из рассказчиков.
 - Интересно, если дом пустовал, откуда взялось яблоко?
 - Об этом в рассказе есть предположение, что его оставили, вероятно, такие же, как они путешественники.
 Яна, у Робушки в классе есть кто - нибудь из Германии?
 - Нет, а почему ты спрашиваешь?
 - В такой стране живём, что приходится задумываться, прежде чем что-то сказать, чтобы кого-нибудь не обидеть ненароком... Известно, что великие люди имели "бзики", не свойственные обычным людям.
 - Даа, как понять, например, что Нерон принимал ванну в кадке с живымим рыбами, а Стивен Кинг не любит наречия, считая, что их придумал сумасшедший.
 - Януль, я не считаю Барака Обама ни талантливым, ни великим, но его "бзик" уникален. Он не переносит кондиционера в машине, и даже в самое невероятное пекло не разрешает включать его.
 - Откуда ты это знаешь?
 - Об этом писал его водитель. Когда он возил Обаму-президента и в 30 градусную жару сидел весь потный и чуть ли не терял сознание, тот не разрешал включать кондиционер... Далеко мы с тобой ушли, а я хотела сказать о странностях великого немца - Шиллера. Знаешь, что его вдохновляло и без чего он не мог работать?
 - Что угодно, он же гений!
 - Да, но мы же говорим о яблоках. Так вот его вдохновляли ... гнилые яблоки. В ящике письменного стола, за которым он работал, всегда лежали гнилые яблоки, без которых он был не в состоянии написать ни строчки...
   Интересно, чем Андрей хочет удивить, что он задумал? 
 - Ой, мама, хохмит он, ничего не задумал.
 - Я так не думаю.
 - Ладно, посмотрим. Мне пришли на ум братья - французы Мане...
 - Импрессионист Эдуард и юрист Эжен?
 - Да, ты поняла, что я имею в виду?
 - Не совсем. Я помню, что в своё время Эдуард увёл у брата Сюзанну, учительницу музыки, и женился на ней, а позже - тот как бы взял реванш, женившись на Берте у которой был семилетний роман с Эдуардом.
 - Всё это так: роман был и Берта с Эдуардом любили друг друга. Но в то время Эдуард был женат на Сюзанне. А родители Берты один год уговаривали её выйти замуж за Эжена. Это, я думаю, была ситуация Татьяны Лариной, для которой "все были жребии равны". Она согласилась, надеясь, что Эжен как-то поможет ей забыть Эдуарда. Но это было ошибкой. Жизнь с Эженом не сделала её счастливой.
 - Я вспоминаю, что в церкви, после венчания, Эжен накинул на плечи Берте накидку и Эдуард вздрогнул - она была чёрного цвета. А потом, уже дома, Эжен удивился, когда пеньюар Берты оказался тоже чёрным. Но когда он посмотрел на чёрное постельное бельё, просто пришёл в бешенство и закричал, что не хочет видеть в доме ничего чёрного... Янушка, а почему ты вспомнила братьев Мане?
 - Потому что Берта, уже после смерти Эдуарда, развесила по всей квартире картины Эдуарда и весь день смотрела на них... И она проклинала свою гордость и свою застенчивость, которые не позволили ей быть счастливой... Обращаясь к Эдуарду, она сравнивала их любовь с "незрелым яблоком соблазна", которым они "так и не сумели соблазнить друг друга". Берта горько думала:"Кому это нужно при такой короткой жизни...".   

   Надо признаться, внук серьёзно увлёкся заданием. Ему хотелось быть лучшим в классе. Он часами сидел в своей комнате, перелистывала какие - то книги, альбомы, что - то писал.
   В субботу, после завтрака, Робушка торжественно сказал:
 - Я сейчас принесу всё, что я подготовил для праджекта. Вы послушайте и скажите своё мнение.
 - Хорошо, родной, только со стола уберём. А мы тоже кое - что для тебя приготовили. Ты тоже послушаешь и тоже выскажешь своё мнение.
 - Я тоже КОЕ - ЧТО приготовил, - лукаво вставил зять.
 - Хватит уже, Андрей! Интригуешь уже три дня напрасно.
 - Напрасно?!

   Сели за стол: Робушка - с несколькими исписанными листами бумаги, мы с дочкой - со своими набросками, Андрей - с красным яблоком в руке.
 - Андрей, нельзя яблоко позже съесть?
 - Как скажешь, родная, - подчёркнуто вежливо ответил зять. - Давай, сынок, читай. Мы внимательно слушаем.
 - Я написал коротко, вроде конспекта. Потом напишу развёрнуто. Так ... с чего начать? ... Начну с главного: Нью - Йорк - "Город Большого яблока". Это, конечно, знают все, но, думаю, не все знают, откуда пошло это название, и не все знают песню про это.
 - Что за песня?
 - Песня о дереве успеха, на котором растут яблоки и тот, кому выпадет счастье добиться большого успеха в жизни, может считать, что ему досталось самое большое яблоко... Дальше ... я написал про надкушенное яблоко - логотип компании Стива Джобса "Apple"... про библейское яблоко, которое непослушная Ева сорвала и предложила Адаму, про суд Париса и яблоко с надписью - "Прекраснейшей". Я здесь не написал, но в работе подробно напишу и про богиню Эриду, и про трёх богинь - Геру, Афину и Афродиту... Так, что ещё у меня ... да, вот - про Геракла, которому царь велел принести золотые яблоки из сада нимф Гесперид...  Древние кельты считали, что под яблоневым деревом опасно спать, так как можно не проснуться. Они думали, что в яблоне живут феи, которые крадут души спящих людей. Есть ещё выражение - "Попасть в яблочко" и масть лошади тоже есть - "в яблоко"... Всё. Как  думаете?
 - Хорошо, родной, - первая сказала я, боясь, что дальше пойдёт критика.
 - Сынок, хорошо, но я скажу вот что. У тебя есть то, о чём, скорее всего будет у многих. Это ты просто перечисли, чтобы было понятно, что ты это знаешь а на другом - бабуля подскажет - остановись подробно. Сейчас послушай наши с бабулей факты, добавь к своим и будет классный праджект.
 - Ой, я сейчас вспомнила интересную вещь. Об этом, наверное не надо писать, а так, для сведения, может, и надо. Когда я была школьницей, мы с девочками, чтобы узнать имя будущего мужа, знаете, что делали?
 - Мама, ты не рассказывала ничего такого, даже я не знаю.
 - Сейчас расскажу. Я сказала - узнать имя, но это не совсем верно. Надо было осторожно, аккуратно очистить яблоко так, чтобы кожура осталась целой. Затем взять её в левую руку и перекинуть через плечо. Кожура на полу образует букву, на которую начинается имя будущего мужа... Тогда мы в это верили. Каждой из нас нравился мальчик и мы хотели, чтобы на полу нарисовалась именно та буква, с которой начинается его имя. Помню, как переживали, если буква не совпадала...

 - Все высказались? - заговорил зыть. - А теперь, сынок, слушай папу.
 - Ой, Андрей...
 - И ты слушай, родная. Это будет "вишенка на торте". То, что я сейчас расскажу не знает не только ни один ученик класса, но и ни один учитель школы! Видишь, Робушка, яблоко, которое мама не разрешила мне съесть. Я не случайно его принёс. В Армении, сынок ...
 - Андрей, с ума сошёл?!
 - Вот, бабуля поняла, что ...
 - Андрей, я тоже поняла, но насколько удобно об этом говорить?
 - Конечно, удобно! Забыли, где живёте?! Пусть знают!
 - Янушка, а Андрей прав. И потом - это народная традиция.
 - Я свободен? Мама продолжит, сынок, - засмеялся зять и отправился в свой кабинет.

   Внук, ничего не понимая, смотрел то на меня, то на маму.
 - Рабушка, в Армении яблоко символизирует непорочность, девственность, чистоту. В связи с этим существует традиция: на следующий после свадьбы день родители и родственники жениха, теперь уже мужа, приходят в дом  родителей девушки с блюдом или корзиной красных яблок и бутылкой красного вина. Этим они благодарят их за достойную дочь.
 - Бабуля, а родители дедули Гарри к твоей маме пришли?
 - Нет, родной. Дело в том, что это - старая традиция, которая, соблюдается, скажем так, в определённых слоях населения.
 - В общем ... интеллигентные люди этого не делают, - пришла на помощь дочка.
 - Но когда я вышла замуж, на следующее утро, это было 31 декабря, дедуля Гарри навестил мою маму с роскошным букетом роз.
 - Красных?
 - Красных, - засмеялась я.

   
   Когда в понедельник внук вернулся из школы, первым делом Яна спросила:
 - Сынок, как твой праджект?
 - Отлично! - вытянул руку с поднятвм большим пальцем внук. - Но папа был прав: всех удивила армянская традиция с красным яблоком. Столько шума было! А особенно, когда  Пирс сказал девочкам, чтобы они не влюблялись в армян, потому что провалят  "тест на девственность".