Дело было в Харькове. XIX. Самая грустная глава

Александр Алексеенко 2
       Начало в  http://proza.ru/2020/12/10/786

                XIX. Самая грустная глава

       Утром следующего дня меня разбудили телеграммой от Лехи.

       «Витя умер. Похороны в Пятигорске 1 августа».

       Нам всем, кроме Исмаила и Рамиза, было по двадцать лет. Мы не служили в армии, наша страна была далека от войн, по крайней мере, про которые мы бы слышали. И сообщение о неожиданной смерти товарища уничтожило все мои радостные воспоминания о харьковской практике. Я был потрясен...

       «Как же так?.. Не может быть... Вити больше нет?..»

       Мысли метались в голове, не находя ответа. Перед лицом беспощадного рока со мной осталось только два чувства: бессилие и печаль...

       Добраться в разгар сезона до Пятигорска за один день, да еще из глухого украинского села, предприятие не из легких, если не сказать, что вообще не выполнимое. Я не поехал на похороны. Позже мне Леха выслал фотографии с похорон: Витя лежал в гробу с забинтованной головой, будто он пал на поле брани. А мы так и воспринимали – на поле брани... Болезнь, как агрессор, нагрянула внезапно и убила Виктора.

       Нам еще не приходилось сталкиваться с неизлечимыми болезнями и последующими смертями. Конечно, мы знали про печальные мгновения жизни: взрослые люди и старики уходили, но это же происходило не с нами? Все это от нас было очень далеко. А тут – товарищ твоих лет... Добрый приятель, с кем ты жил три года бок о бок.

       Через несколько месяцев после похорон, в конце ноября того же года, мы решили вернуть родителям нехитрые Витины пожитки и побывать на могиле нашего товарища. Витя из всей группы был самым незлобивым и дружелюбным парнем. Не было ни одного, кто мог бы по какому-то поводу к нему придраться. Таким он и остался у всех в памяти.

       Поэтому в нашей группе предложение – проведать Пятигорск – поддержали единодушно и решили командировать троих: Геноссе, Игоря и меня. Получается, что последними видели Витю живым те, кто ездил на практику в Харьков. Вот нас и делегировали.
       Группа скинулась на билеты и собрала немного денег в дорогу. В последний момент с нами в Пятигорск решил отправиться еще один однокашник. Денежное довольствие на него уже не распространялось, поэтому он сообщил, что поедет за свой счет.

       Улетали мы долго. На Киев навалились осенние беспросветные туманы. Почти весь белый день мы просидели в Борисполе, а под вечер услышали объявление, что рейс перенесли на следующее утро. Но утром мы все-таки улетели в Минеральные Воды. От Минвод до Пятигорска ехать всего ничего. И вот мы в квартире родителей.

       Мы сидим за столом, нас угощают. Много слез, разговоров. Родители очень гордились своим сыном. Парень из скромной семьи, проживающей в небольшом городке, поступил в престижный авиационный институт.
       Пожалуй, что из всех институтов нашего профиля самым могучим и самым авторитетным являлся институт в Киеве. Что с того, что Пятигорск известный курортный город? Молодой человек должен учиться и реализовываться совершенно в другом месте: более культурном, более развитом. Витя добился своей мечты, но тут его и подстерегла непреодолимая беда...

       Ночевать нас родители оставили у себя. А утром, перед отъездом в аэропорт, мы вместе с матерью Виктора отправились на кладбище. Вот и могила. Смотрим, и в душе становится невыносимо горько... Скромная могилка нашего товарища, а на табличке надпись, разрывающая любое сердце ощущением от родительской безутешности:

                Виктор Борисович
                Гаврилов
                Студент КИИГА
                1955 – 1975

       Мы вернулись в Киев и продолжили свою жизнь дальше. Витю мы вспоминали очень часто. Но жизнь продолжалась: не в природе и не в правилах молодых людей долго думать о печальном. Новые впечатления отодвигали от нас старые радости и горести.
       Моя мысль, которая зародилась после практики, когда я разлеживался на зеленой травке – «сколько еще будет всяких историй!» – реализовалась в полной мере. Много чего было…

       Продолжение в http://proza.ru/2020/12/10/1064