Неистребимые германцы

Наталья Иванова 26
Во время разгула короны в Германии как-то сами собой утихли разговоры о миграционном кризисе – и это на руку правящей коалиции, состоящей из ХДС/ХСС и социал-демократов. Кажется, Альтернатива для Германии – это единственная партия, которую ещё волнует, а выстоит ли страна при таком наплыве мигрантов, не обрушится её социальная система.

Меня во всей этой истории волнует скорее не устойчивость социальной системы, а устойчивость немецкого менталитета. Мне бы очень не хотелось, чтобы культура новых жителей Германии размыла многовековую немецкую культуру, основанную на христианстве. При всём моём настороженном отношении к некоторым особенностям немецкого менталитета и к исходящей от этих особенностей опасности, о которой я уже писала, я люблю немцев, люблю немецкую культуру, и я не хочу, чтобы этот кирпичик вывалился из общей стены мировой культуры.

Но чем больше я наблюдаю за событиями в Германии и вообще в мире, тем больше мне кажется, что моё беспокойство безосновательно. Немцы исчезнут как культурный феномен? Все факты говорят об обратном.

С таким явлением, как «русские немцы» я впервые познакомилась после моего приезда в Германию. Как-то я целый год проработала в школе в районе, в котором в основном жили русские немцы. Я и с немецким помогала именно детям русских немцев, и близко сошлась с женщинами-уборщицами, работавшими в школьном комплексе. Их было человек семь, они были русскими немками, и руководили ими две чистокровные немки. Я видела, как эти две откровенно издевались над остальными, а те не отвечали. Я сошлась с ними поближе, даже подружилась с одной – Лидой Кляйнфельд, и они покорили меня своим незлобивым, спокойным характером, естественным и безыскусным общением, скромностью, своим трудолюбием, чадолюбием – у каждой было не меньше четверых детей, а у Лиды их было пятеро. Большинство приехало из Казахстана, некоторые были из Сибири. Немцы считают русских немцев русскими, но я убедилась, что это абсолютно не так. Они не русские, совсем не русские – у них совершенно не русский характер – он у них немецкий. Это меня поразило: предки этих женщин пришли в Россию при Екатерине, эти семьи прожили более двухсот лет в России и вместе с Россией, но они остались немцами! И сколько бы судьба ни сводила меня в Германии с русскими немцами, я убеждалась снова и снова: они не русские – они немцы.

Посмотрим теперь на англосаксов, главное в наименовании которых – второй элемент – саксы, то есть саксонцы, одно из германских племён, выходцы из восточной части Германии, хотя и у нас в Нижней Саксонии тоже живут саксонцы. Когда-то саксонцы завоевали Британию и стали делить её с бритами. Я понятия не имею, какими были бриты, но в англосаксах явственно просматриваются черты саксонцев: они целеустремлённые, малоэмоциональные, трудолюбивые, отличаются любовью к порядку. Любовь к традициям – это ведь не только чисто английская черта, немцы тоже очень любят придерживаться традиций: они, например, до мелочей соблюдают предрождественские традиции (адвент) и Рождество, точно так же придерживаются пасхальных традиций – они обожают традиции! А высокомерие, которым отличаются англичане – как с этим у немцев? На первый взгляд, высокомерие в немецком менталитете не просматривается. Но вернёмся мысленно на восемьдесят лет назад, на сто с лишним лет назад. Когда ход истории приводит немцев к условиям, в которых они могут начать свою экспансию (перед началом мировых войн), вот тут-то и проявляется и высокомерие, и чувство превосходства, и шовинизм. Так что англосаксы – это в очень большой степени саксонцы, и многие столетия их пребывания на острове бритов не изменили их. Я бы сказала, что германцы, попав в иные условия жизнеустройства, развили некоторые  свои качества характера на основе прежнего менталитета.

В Германии на побережье Северного моря есть город Бремерхафен. Бремерхафен – это город-порт, из которого с 1830 по 1974 годы страну покинуло более семи миллионов немцев – они эмигрировали в Америку, Северную и Южную. И они не растворились в плавильном котле народов – немцы, имена и фамилии которых произносятся сейчас на английский манер, остались немцами по характеру. Да посмотрите хотя бы на Трампа, написание немецкой фамилии которого в Америке утратило последнюю букву «ф» (Trumpf переводится с немецкого как «козырь»). Я думаю, бриты – тоже народ устойчивый, но то мужество, с которым Трамп (в его-то возрасте!) четыре года боролся с целой системой, его несгибаемость – это чисто немецкие качества. Я, живя среди немцев, узнаю в нём немца.

Я думаю теперь, что Германия не утратит свою немецкость. Мигранты её, конечно, не смогут перенять – у них свои ценности, но немцы – настоящие немцы – её сохранят.