И. Лавров. Креативная обрезка деревьев

Виталий Бердышев
Сначала несколько слов о перфекционизме. Этот закрученный термин, как и сотни других, которые внедрились в наш язык вместе с ускоренным переходом страны в дикий капитализм, стал часто использоваться в разговоре. Хотя в обобщенном значении этот термин уже издавна бытует в философии. Им принято обозначать широкий круг учений и идей, связанных с совершенствованием человека.  В психологии трактуется как убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Слово происходит от английского «perfect», что можно перевести на русский приблизительно как «идеал» или «совершенство». Таким образом, слово «перфекционизм», надо понимать, как стремление к совершенству или идеалу.
  Из опыта жизни я знал, что при всех благих намерениях перфекционист часто попадает в юмористические ситуации. Один маленький эпизод из жизни на даче лишний раз убедил меня в этом.
  Моя дочь Ольга и ее муж Александр уверенно относят себя именно к такой категории людей. Наверное, это так. Все что ни делается у нас на даче под их руководством, многократно переделывается, совершенствуется, улучшается, дополняется, расширяется, модернизируется. Может это и правильно. Но в пожилом возрасте трудно воспринимается непрерывный поток перемен. С другой стороны, когда не видишь конца многочисленным новациям нового поколения, то скучать не приходится, и в какой-то степени перестаешь чувствовать свой возраст.
  Однажды мы с Александром по настоянию дочери занялись обрезкой старых яблонь. Давно занимаясь садово-огородными делами, я приобрел некоторый опыт в такой работе. Мы определяли, что и как обрезать, и Александр быстро и аккуратно щелкал секатором.
«Все шло хорошо, пока не вмешался генеральный штаб,- изрек как-то бравый солдат Швейк». Ольга, в силу своего статуса перфекциониста, конечно вмешалась. Оказывается, мы все делали не так и очень плохо. Зная, что в споре с дочерью мои аргументы всегда оказывались неубедительными, я передал бразды правления ей в руки. Её муж Александр на то и муж, чтобы все терпеть, послушно стал выполнять ее команды. Мне не было его жаль, ибо я знал, что он потом может переделать все по-своему. Вопрос состоял только в том, как можно   потом обрезать уже основательно усеченное дерево. Оказывается, можно, ибо перфекционист бесконечно находчив.
   Начался драматический процесс обрезания. Дирижируя ходом работ, Ольга энергично использовала обе руки, голову и подкрепляла эти жесты крепким словом. Саша терпел и четко выполнял все команды.
  - Срежь вот эту ветку. Нет не ту, левее. Да не целиком, пополам. А теперь рядом, нет, не справа, а слева. Ты что не знаешь где право, а где лево?
 - Так вот же ветка слева,- не выдерживает Саша.
 - Это если стоять лицом, а ты повернись спиной.
 - Но спиной я ничего не увижу!
  - А тебе и не надо видеть, я за тебя смотрю!
Когда по команде Ольги пришлось дважды укорачивать уже обрезанные ветки, олимпийское спокойствие Саши слегка пошатнулось:
  - Проще пустить яблоню на дрова.
  - На дрова – это когда не надо думать, а при обрезке требуется креативная идея, полет фантазии,-  парировала Ольга.
Вот обрезка закончена. Ольга долго смотрела на результаты своего творческого порыва. Ее смущало то, что с одной стороны ветви свисали густо, а с другой одиноко торчали два коротких сучка.
  - Икебана какая-то,- в задумчивости произнесла она,- с этой обрезкой одни проблемы.
  - Форма дерева стала загадочной, больше похожа на гигантский бонсай,- съязвил Саша.
  - Чувствуется определенная незавершенность. Ладно, завтра закончим.
  Утром, на том месте, где стояла подвергшаяся обрезанию яблоня, взгляд проваливался в пустое пространство. Вместо развесистого дерева стоял небольшой аккуратный пенек.
 - Кто!? – зловещим шёпотом произнесла потерявшая голос Ольга.
 - Ну, ты же сама сказала, что была определенная незавершенность.
 Вот я и … завершил. И еще ты упоминала о проблеме, и я подумал, что есть дерево – есть проблема, нет дерева…
Я удалился, не дожидаясь, когда Ольга дальнейший диалог с мужем заменит своим монологом.
 
07.05. 2020г.