Как я перешёл дорогу Ельцину, а не Путину

Геннадий Жеребилов
Как я перешёл дорогу Ельцину, а не Путину.

"Ты никогда не скажешь слова нового, пока прослыть боишься чудаком", - автор.

Чудакам и чудотворцам посвящается.

Из авторского цикла мемуарных записок "Неслучайные встречи".


В Москве есть много чудных мест. Одно из чудес - особняк Арсения Морозова, который находится недалеко от Кремля, на Воздвиженке, напротив станции метро "Арбатская".
 
Двоюродный племянник Саввы Морозова построил его в конце XIX века в причудливом испано-мавританском стиле, за что усадьбу прозвали Испанским подворьем.

Необычный для Москвы наружный вид замка дополнялся обилием стилей интерьера: готический «Рыцарский зал", ампирная гостиная, барокко в будуаре. Конечно же, ещё были помещения в арабском и китайском стиле, а венчал это чужеземное чудо небольшой 
висячий сад.

И заметьте, воздвигли на Воздвиженке сей "Памятник чудакам" почти одновременно с архитектурными шедеврами Гауди в Испании и задолго до чудачеств Дали.

Однако, как издавна повелось на Руси: "первопроходцу - первый кнут".

При строительстве и даже долго после его завершения, только ленивый не насмехался над этим модернистским чудом посреди Москвы.

Неутихаюшие сплетни увековечил классик Лев Толстой, вложив в голову героя романа «Воскресение» князя Нехлюдова мысли о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку».

Но неча пенять на "зеркало русской революции", лишь верно отразившего московский быт и бытиё тех лет, когда сама мать Арсения будто бы сказала: "Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь вся Москва знает"!

После Великой русской революции в чудном доме обитали многие персонажи.
И далеко не все они реально были достойны этой чести.

Как сказал поэт:
"Бывают почести по чести,
Но чаще - не по чести почести".

Совсем недолго здесь размещалась штаб-квартира анархистов, которых в мае 1918 года 
сменили актёры театра Пролеткульта.
При театре в доме жил Сергей Есенин, а в начале 1920-х годов Сергей Эйзенштейн поставил в Испанском подворье несколько авангардистских спектаклей.

С конца 1920-х годов, когда здание передали Наркомату иностранных дел, и до 1959 года здесь работали посольство Японии; службы посольства Великобритании; посольство Индии. В 1959 году дом принял «Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами» и особняк получил название Дом дружбы народов.

Да простится мне столь эклектичный пересказ с фразами из Википедии об истории чудо-дома, но и в самой основе его заложен принцип эклектики: "Созидай, соединяя".
Тем более, что я искренне и давно влюблён в это штучное изделие русского зодчего Мазырина, изваявшего в камне дрёмы Арсения.

Поэтому я поистине был на седьмом небе, когда в марте 1995 года мне повезло побывать в нём на собеседовании с представителем посольства Канады, который сообщил мне, что уже в апреле я могу лететь в Монреаль на 3-х месячную стажировку для изучения опыта привлечения инвестиций в этой прекрасной северной стране.

Окрылённый сбывающейся мечтой, я вылетел из Дома дружбы народов на Воздвиженку.

Сияло солнце, по тротуарам куда-то, как всегда, спешили москвичи, пустая мостовая слегка парила.

И я, радуясь тому, что мне не надо идти до подземного перехода, чтобы перебраться на другую сторону улицы к станции метро "Арбатская", по провинциальной привычке смело перешагнул через низкую оградку на пустую проезжую часть.

В годы Горбачёвской "перестройки", когда в городах на некоторых улицах начали запрещать движение автомобилей по выходным дням, передавая их на время во власть пешеходам, я написал стихотворение "Пешеходная зона":

"Пришла желанная свобода
Уже во многих городах
всю власть отдали пешеходам
на отведённых им местах.
Ходите - кто и как хотите.
Ходите вдоль и поперёк.
И не услышите, не ждите,
знакомый с детства всем свисток.
В разгаре самом день погожий,
мил и приветлив постовой.
Но всё же чувствует прохожий
себя чужим на мостовой.
Не шелестят упруго шины,
однако редкий пешеход
на самую на середину
неосторожно забредёт…

Под страхом упразднённой  кары (хотя и снят уже запрет)
мы будем жаться к тротуарам,
наверное, немало лет".

Вот я и не стал "жаться к тротуарам", а решительно и беззаботно в полном одиночестве начал пересекать проезжую часть Воздвиженки, на которой по неведомой мне причине не было ни одной машины. Я посчитал это счастливым случаем...

Пройдя до середины мостовой, я вдруг заметил в толпе торопливых пешеходов на другой стороне улицы мужчину, стоящего у оградки, где я должен был выйти на тротуар. Ничем особенным он не выделялся из толпы, неподвижно стоял и молча смотрел на меня.
Я никогда не забуду этот взгляд. Наверное, так смотрят на нас наши ангелы-спасители, когда уже не могут спасти нас: с неизбывной тоской и печалью во взоре.

Магическая сила этого неподвижного взгляда мгновенно вывела меня из состояния беспечной радости и заставила посмотреть в сторону Кремля.
Оттуда на большой скорости ко мне приближался кортеж машин, на переднем крыле самой представительной из них был прикреплён маленький президентский штандарт.

Машины были ещё далеко, но расстояние быстро сокращалось.

Я прибавил шаг, а потом побежал, когда кортеж был уже близко и я наконец-то понял, что притормаживать из-за чудака, явно нарушающего правила, никто не собирается.

Я думал лишь о том, как мне не попасть под колёса автомобиля, пусть даже такого престижного, как автомобиль президента.

Сейчас, достигнув возраста пророка, я могу догадаться, что мне грозила смерть не только от машин, но и от людей из охраны президента.
Ещё свежи были кровавые события осени 1993-го, а впереди - непредсказуемые выборы президента России в 1996-м.

В то время я всё ещё верил, что Ельцин - гарант демократии и он с народом, выбравшим свободу.
Тогда я ещё не мог знать о том, что осенью начнутся "залоговые аукционы", на которых первый президент демократической России "освободит" "дорогих россиян" от самой дорогой народной собственности.

Короче, я не был угрозой президенту. Но об этом знал только я.

Внешний наблюдатель, допустим, с крыши того же Дома дружбы народов видел в оптический прицел высокого брюнета среднего возраста в длинном чёрном итальянском плаще бренда "Аль Капоне" с портфелем "дипломат" в руке. То, что было под плащём и в портфеле, через прицел, даже оптический, не проглядывалось.

В отличие от забавных приключений "высокого блондина" из французских комедий в исполнении комика Пьера Ришара, мой кейс, весьма вероятно, мог закончиться трагично.

Но, слава Богу, благодаря то ли моему ангелу-спасителю, то ли охраннику президента, то ли неторопливому снайперу или водителю Ельцина, я выскочил на тротуар в тот момент, когда кортеж пронёсся мимо.

Со своим спасителем мы разошлись, не обменявшись ни словом. Хотя теперь я понимаю: надо было хотя бы поблагодарить его. Но я спешил и слился с толпой, входящей на станцию метрополитена...

... Когда я бываю в Москве, всегда стараюсь побывать у Кремля, пройти по Красной площади, которые считаю сакральными местами России бывшей, настоящей, а тем более, будущей Соборной Руси. Так же считали наши предки, которые строили Соборную площадь Кремля, веруя, что именно здесь должно будет произойти чудо Славного пришествия Спасителя.

В середине марта 2006 года я тоже прогулялся по Красной площади.
Налюбовавшись вдоволь чудесным Собором Покрова на рву, более известным как Храм Василия Блаженного, который считаю символом Соборности,
я вышел на Варварку.

К моему глубокому сожалению, уже начался демонтаж великолепной трёхзвёздной гостиницы "Россия", территорию которой спустя годы превратят в лесотундру в самом центре Москвы под названием "Парк Зарядье".

Надеюсь, мощный стилобат, который должен был стать надёжным фундаментом восьмой московской "высотки", и на котором стояла "Россия", остался неповреждённым. И на нём ещё можно будет воздвигнуть какой-нибудь настоящий шедевр архитектуры - Восьмое чудо света.

Я шёл по примыкающему к территории гостиницы тротуару
к станции метро "Китай-город", с которой планировал доехать до Павелецкого вокзала, откуда через несколько часов отправлялся мой поезд.

Было прохладно и слякотно. У ларька на Варварке возле выезда с территории гостиницы я остановился выпить чая и перекусить.
Пока я заканчивал перекус, улица опустела. Рядом со мной, у выезда на Варварку появился наряд милиции.

Очевидно, я не показался им подозрительным и они лишь спросили, что у меня в дорожной сумке. Дружелюбно пояснив им, что в сумке одежда и продукты, я, в свою очередь, поинтересовался причиной их повышенной бдительности.

Оказалось, что в концертном зале "Россия" проходят торжества, посвящённые 100-летию подводного флота России.
Накануне СМИ сообщали, что президент Путин в качестве "почётного подводника" примет в них участие.

Закончив с закуской, я рассказал милиционерам, что сорок лет назад закончил Одесскую высшую мореходку и являюсь не только штурманом дальнего плавания торгового флота, но и старшим лейтенантом в запасе подводного флота с навыками аварийной эвакуации из подлодки через торпедные аппараты.
Эти факты моей биографии окончательно успокоили милиционеров и они потеряли ко мне всякий интерес. Тем более, что до конца торжественного мероприятия ещё оставалось более часа и, скорее всего, высокие гости будут уезжать по набережной, а не через боковой выезд на Варварку.

Я вкусно перекусил и продавщица налила в бумажный стаканчик чая для меня.

Единственным неудобством было то, что наслаждаться едой мне пришлось стоя и держа в левой руке большую дорожную сумку, которую я не хотел ставить на мокрый асфальт. Но горячий и душистый чай должен был согреть меня и стать наградой за все мелкие неудобства.

В это время милиционеры вдруг засуетились. Один из них встал по одну сторону от выезда, а второй - с другой стороны.
При этом они оживлённо переругивались с хриплой рацией, откуда до них донеслась неожиданная весть.

Не понимая причины их манёвров, я - с сумкой в одной руке и горячим чаем в тонком бумажном стаканчике в другой - тоже подошёл ближе к выезду с территории гостиницы "Россия".

Бумажный стаканчик с чаем размок и плохо держал форму, мне пришлось плотно, но аккуратно сжимать его в ладони.

Вдруг откуда-то из-за поворота появился очень представительный микроавтобус без сопровождения и помчался к нам.

Тонкий бумажный стаканчик, очевидно, был рассчитан на быстрое опорожнение и налитый до краёв горячий чай нещадно жёг мою ладонь.

Прямо возле нас, перед выездом на Варварку, иномарка притормозила. Широкая боковая дверь отъехала, раскрыв большой дверной проём.
Я стоял в двух метрах от микроавтобуса лицом к дверному проёму.

Держать в руке стаканчик с очень горячим чаем уже было невозможно и я хотел либо взять сумку в правую руку, а нестерпимо горячий стаканчик в левую, либо просто бросить его на землю.

И тут в дверном проёме микроавтобуса появились три фигуры в какой-то невиданной униформе и направили на меня автоматические винтовки.
Но у меня уже был опыт...

Моментально вспомнился случай, едва не ставший несчастным, когда я перешёл дорогу президенту Ельцину. Поэтому перед его преемником я стоял, как вкопаный, разумно размышляя о том, что, в конце концов, ожог от горячего чая лечится, а вот от трёх пуль, даже если они  не серебряные,- мне конец.

К счастью, это противостояние длилось лишь несколько мгновений, которые показались мне вечностью. Микроавтобус выехал на Варварку и, набрав скорость, исчез.

Я наконец-то выбросил в мусорную корзину стаканчик с чаем и спросил у милиционера, кто это был. Тот, видно, тоже перенервничал от незапланированной встречи с президентом и, ткнув пальцем в небо, молча закатил вверх глаза, словно мы только что стали свидетелями Второго пришествия Спасителя.

Позже в новостях показали, как президент Путин, поздравил подводников с праздником и, не дожидаясь окончания торжественного мероприятия, досрочно покинул концертный зал.

Завершить эти "рисунки по памяти" я хочу пожеланием: если будете в Москве, посетите её чудесные места. Но при этом не нарушайте правила дорожного движения по дороге жизни...
Счастливого пути!