Синопсис к роману Прощай, Гомер!

Оксана Шуда
Жанр – фантастика, киберпанк, приключения, YA.

СЕТТИНГ

Недалекое будущее, тектоническая североамериканская плита просела, Калифорния ушла под воду, что повело за собой климатические катаклизмы, и, как следствие – обрушение экономики, длительный мировой кризис. Войны, бедствия, перераспределение финансовых ресурсов, научно-технический скачок и постепенный выход из кризиса. Появление разных типов городов и новая организация труда.

Население планеты расслоилось на богачей, которые живут в купольных тауншипах с искусственным климатом, на служащих, обитающих в капсулах мегаполисов, маргиналов – обслуживающий персонал, живущий в клоаках (технический этаж мегаполиса). Также благодаря кризису появились свободные государства Тихого океана, состоящие из жителей плавучих мангровых островов и «пиратов» - частных фирм по обслуживанию островов. Все остальное население, живущее вне городов – люди вне закона.

Главные герои: андроиды Офелия – горничная и Гомер – почтальон, служат в купольном тауншипе Саммервилль уже 18 лет. Они изготовлены корпорацией Большой Куб и являются ее собственностью. Искусственный интеллект человекоподобных роботов состоит из сложной системы архетипов и паттернов поведения, отвечающей основной задаче конкретного андроида. У Офелии – архетипы порядка и красоты, эстетики, служения. У Гомера – порядок, конструктивность, ремонт систем. Также у всех андроидов встроена система выживательных стратегий.

Андроиды запрограммированы на обучение. В их системной памяти загружена вся культурная и техническая история человечества. Задача для андроида состоит в том, чтобы четко определить те ситуации, в которых эта информация уместна. Для этого нужно создать собственный банк размышлений.

То есть, каждый андроид кроме основных функций служения еще занимается философией - он собирает данные о мире и пытается самостоятельно вписать свое личное, эмпирическое видение в мировую человеческую культуру.

Все андроиды получают карту чувств в системную память для того, чтобы хорошо понимать, что хочет хозяин.

Андроиды общаются между собой, но это опция создана для потехи людей. Когда погибла Калифорния, а вместе с ней и Голливуд, после кризиса, киноиндустрия, как вид развлечения, перестала существовать, вся культурная жизнь перешла в вирт, а из Голливуда постепенно был создан культ, особенно когда в андроидов загрузили фильмы. Диалоги из известных фильмов стали главным коммуникативным паттерном между машинами и людьми. Они говорят фразами героев из узнаваемых фильмов, и это напоминает спонтанную театральную пьеску. Также считается, что андроиды не передают информацию друг другу…

Итак, когда андроиды разыгрывают сценки из фильмов – это занятно, но когда они начинают импровизировать – это знак качества интеллекта андроида.

Вся жизнь андроида записывается и архивируется. Каждый андроид строго контролируется корпорацией, есть возможность приобрести право на аренду. Арендатор дает ему имя, задает параметры характера, профессии и прочие индивидуальные особенности. Срок службы – 20 лет. Пользователь дает отзыв компании на своего андроида, составляется резюме, если робот набрал необходимое число баллов, то он имеет право написать завещание. Это мотив для успешной самопрокачки робота, который стимулирует его обучаться и оптимизировать свою профессиональную деятельность.

Бегство или потеря андроидов не предусматривается, так как они не обладают свободой воли. Но есть еще хакеры, вирусы, сбои в системе и прочие напасти, поэтому андроиды не подключены ко всемирной сети, они автономны. Также они привязаны к месту проживания, их аккумулятор небольшой мощности, сделано это намерено – это гарантия от побега. Электрическая зарядка называется - колыбель.

У каждого робота вырабатывается свое электромагнитное поле. И пока у них нет своего языка (как у людей), но есть главное – индивидуальный фон. Он складывается из опыта жизни и оптимизированности. Несколько роботов на одной частоте объединяются в братство.

Ученые, работники корпорации, наблюдают за процессом оптимизации и изучают социальную самоорганизацию роботов (командная работа роботов будет использована, к примеру, в освоении других планет).

Оптимизированные операционки отслуживших роботов собирают в глобальную систему суперкомпьютера Большого Куба, поэтому корпорации выгодно чтобы каждый робот имел свою индивидуальность, это делает систему неуязвимой. В то же время, у корпорации есть конкуренты – асы-хакеры, преступные организации, которые охотятся на прокаченные операционки андроидов, создавая свою систему взлома.

Максим Вагнер – бывшая хозяйка Гомера, ее навык общения с техникой начался с перепрограммирования домашнего робота. Это она, играя в пиратов, кроме заводских установок, внесла дополнительные алгоритмы в системную память своего андроида. Знакомство с ней начинается на момент ее приезда в Саммервилль и покупки Гомера, но основное действие романа происходит через 18 лет, когда Максим работает в купольном академшипе, исследуя особенности самоорганизации роботов.

СИНОПСИС:

Горничная Офелия служит у престарелой четы Рамиресов 18 лет, почтальон приносит бандероль, Офелия прикасается к нему, чтобы расплатиться, и отключается. За все время ее службы – это первая системная ошибка. На следующий день, хозяева Офелии отправляют ее на почту вернуть посылку, повстречавшись с неисправным роботом-почтальоном, Офелия, несмотря на меры предосторожности, опять отключается от прикосновения.

Рамиресы ищут новую горничную, Офелии грозит утилизация. В то же время, почтальон Гомер понимает, что две системные ошибки подряд – прямая дорога на свалку, поэтому в глубинах своей памяти он находит алгоритмы, заложенные много лет назад детьми, которые играли с ним в пиратов. Дети проигрывали варианты побега, Гомер пользуется тем, что в него вложили.

Из-за вынужденного увеличения мощности оптимизации, у Гомера происходит смешение целей. Офелия теперь становится частью его плана побега. Он уговаривает ее бежать с ним, выходит в сети на асов, индейцев племени пекотов, договариваясь с ними о покупке ID паспортов. Деньги он снимает со счета Рамиресов, у него есть доступ к их банковскому счету через подпись Офелии.

Этой же ночью они выезжают из купольного тауншипа и едут на юг на встречу с индейцами.

Тем временем бывшей хозяйке Гомера Максим приходит уведомление об утилизации ее бывшего домашнего робота. Она входит в систему Большого Куба, чтобы отследить маршрутизацию его останков, но не находит никаких данных об этом деле. Она незаконно входит в систему видеонаблюдения, видит Гомера на почте живым и невредимым и понимает, что Гомер удалил чип слежения и сам оформил уведомление о своей утилизации. Максим знаком этот план побега, это она его когда-то придумала, она решает помочь Гомеру добраться до Тихого океана.

Звонит своему другу детства Грегори, который тоже принимал участие в разработке плана побега. Но теперь он работает в службе безопасности Большого Куба и заинтересован в поимке сбежавшего робота. Макс отследила, куда движется грузовик Гомера, из Принстона выехала ему навстречу. Она понимает, что где-то запланирована передача ID паспорта, прибывает на земли пекотов, но Грег запрещает ей вмешиваться и Макс остается только наблюдать.

Под утро она засыпает и пропускает самое важное – встречу индейцев и роботов. Андроиды серьезно рискуют, но появившийся дрон, питомец Максим, спасает ситуацию. Гомер и Офелия благополучно покидают индейские земли.

Еще один персонаж MOLLUSK – кибергриб в теле дрона. Состоит из сенсорного силикона, он растет, но внутри себя, нейронными связями, питается впечатлениями, впитывая информацию о мире. Летописец, сам себе ставит задачи. Гриб питается солнечным светом, дрон заряжается от электричества.

Живет у родственников Максим, как домашний питомец. Домой он прилетает сбросить данные и отремонтироваться. Его создал дедушка Максим Карл Вагнер в экспериментальных целях. В романе MOLLUSK фигурирует как трикстер.

До Макс уже дошло, что задумал Грег: системную плату этого андроида можно продать конкурентам за очень приятную сумму. Эта партия сродни шахматной. Каждый удачный шаг Гомера, каждая решенная задача — повышают ее стоимость. Значит нужно ждать удобного момента, чтобы перехватить роботов. Макс вынуждена помогать Грегу, но она не теряет надежды, что ситуация может решиться для ее бывшего домашнего робота успешно, и тот осуществит мечту стать свободным пиратом.

Офелия и Гомер успешно совершают сделку, теперь у них есть легальные паспорта, для системы они супружеская пара Джозеф, но они уже ощутили, что мир к ним не очень добр, за пределами города их везде поджидает опасность. Проблема в том, что роботам необходима регулярная подзарядка, они вынуждены держаться у населенных пунктов, там, где есть электричество.

Тем временем Рамиресы заметили пропажу крупной суммы денег со своего счета, они отправляют погоню за андроидами. Корпорация заводит дело о пропаже двух андроидов, ведется расследование.

Гомер и Офелия находят отель в лесу у озера, садятся на оптимизацию. Их сразу же вычисляют люди корпорации, люди Рамиресов, по маячку слежения – индейцы. Они одновременно съезжаются в это место, туда же направляются и Грег с Макс, начинается перестрелка, роботы покидают это место, держа курс на Чикаго. Они надеются найти там спецов, которые за хорошее вознаграждение избавят их от ID-номера корпорации.

Нижний этаж капсульного города

Многомиллионные капсульные мегаполисы нуждаются в обслуживающем персонале. Технический этаж мегаполиса – клоака, многоуровневый подземный город со своей внутренней инфраструктурой и с аутентичной субкультурой. Персонал, люди и роботы, следят за работой коммуникаций – подачей воздуха, воды, электричества, сети интернет, товаров и продуктов наверх в капсулы. Маргиналы и андроиды не только работают вместе, но и живут в одном культурном пространстве. Основное действие романа происходит в чикагской клоаке. Туда спускаются Гомер и Офелия, чтобы избавиться от чипов корпорации.

Для этого они должны найти взломщиков, и специалистов они находят, но такие профи промышляют именно незаконным взломом андроидов.

За покушение на собственность корпорации, андроида, предусмотрена смертная казнь. Поэтому хитрые асы научились инсценировать смерть андроида, травмы и даже самоубийство, заменяя его оптимизированную плату на другую, менее прокаченную. Хотя андроиды защищены от взлома, есть способы разблокировки.

Андроидов создавали не только как рабочую силу, но и как источник оптимизированных плат. Не все андроиды становятся оптиандрами. Опыт – череда прожитых событий, свой жизненный цикл, наработанный личный алгоритм, который создается конкретным роботом. Он изобретает свой уникальный код, свое видение мира.

ИНСЦЕНИРОВКА ГИБЕЛИ АНДРОИДА

Вирусные (чумные) блохи. Зараженные вирусом нанороботы внедряются в силиконовую сенсорную кожу андроида и запускают программы самоуничтожения. Есть прививки против блох, но не все андроиды успевают за модернизацией вирусов. Зараженные роботы легче попадают в ловушки охотников или совершают суицид. Нанороботов прицеливают точечно, так как асам нужны конкретные особи (чаще оптиандры, продвинутые андроиды достигшие предпенсионного возраста).

К примеру, поражается система навигации. Андроид теряет равновесие и падает под поезд, его системная плата быстро подменяется. При расследовании его гибели, не найти концов, невозможно опознание платы.

Другой вариант, андроид в ходе ремонтных работ на подстанции и «случайно» попадает под высокое напряжение – все системы сгорают и системная плата тоже (она уже подменена).

Также - взрыв агрессии к другому андроиду, и как следствие – убийство (людей запрещено убивать, но не других роботов). «Убитый» утилизируется (у него уже подменена системная плата).

Автомобильная авария.

Андроид-террорист (сразу нескольких андроидов может вывести из строя).

Инсценировка самоубийства, выгорание на работе. Перед камерами лишает себя жизни – обливает себя горючей смесью и сгорает.

Гомер и Офелия попадают в ловушки, но благодаря полученным в большом мире навыкам и сплоченностью, заручившись дружбой местных андроидов, помощью Макс, некоторым счастливым случайностям, успешно их избегают. Пока асы охотятся на наших роботов, за ними присматривают: люди корпорации, Макс с Грегом, картель Рамиресов, индейцы.

Так как Большой Куб централизовал все сферы жизни, важно защитить систему от кибератак. Для этого нужны «умные» оптимизированные платы – гибко-разворотливые, которые могут сами обезвредить атакующих.

На систему защиты Большого Куба возникла контрзащита асов. Против оптимизированных плат запускаются такие же, ворованные, оптимизированные платы. Несколько десятков лет ведется гонка вооружений. Ценятся оптиплаты индивидуалистов-андроидов. Именно такие становится стражами системы.

Вот почему Гомер и Офелия стали объектом пристального внимания – корпорации, охотников, ученых. И каждый из преследователей понимает, что очередное испытание, пройденное андроидами, повышает их опыт, оптимизацию и устойчивость. С каждым их шагом системная плата становится все более ценной.

Субкультура киберпанка

Рабочие клоаки живут в ней поколениями и, как следствие, у этого мира создана своя субкультура, своя религия, свои культы и легенды. Со всем этим богатством разнообразия экзотических киберинтегрированных культов, со сращиванием человеческого и искусственного интеллекта знакомятся Гомер с Офелией, а с ними и читатели.

В подземке, к примеру, есть храм кошек, защитниц от крыс, храм святого мученика-репликанта Роя Батти. Рассказываются легенды о сбежавшем кинопроекторе, который появляется то тут, то там, в самых неожиданных местах с показом сцен их фильмов, которые, как считается, имеют пророческую природу. Маргиналы используют экзоскелет для работы, также эти приспособления служат показателем внутрисоциального статуса. Люди и роботы соревнуются, и это отражается через местную попкультуру.

Слаженные действия Гомера и Офелии настраивают их на совместную частоту, они подключаются к местной сети, находят единомышленников среди оптиандров.

Руководство корпорации решает свернуть программу наблюдения и вернуть роботов. Тут вступает Максим, которая не желает отдавать корпорации андроидов. Начинается погоня, череда событий позволяет роботам покинуть клоаку, но выйдя на поверхность, погоня продолжается со значительным перевесом со стороны преследователей – слишком много заинтересованных в оптимизированных системных платах.

Измученные погоней роботы пытаются достичь мифической подстанции – предметом культа роботов (наши андроиды наслушались всякого в клоаке). Ночь, гроза, заряд почти на нуле, цель почти достигнута, роботы под обстрелом, и они выбирают смерть. На протяжении всего путешествия Гомер и Офелия не могли прикасаться друг к другу - подскакивало напряжение внутри системы, перегрев и отключение. Теперь же перед лицом смерти, когда они понимают, что все равно умрут, они кидаются в объятия друг друга, молния бьет в подстанцию, и они сгорают.

Конкуренты продолжают уничтожать друг друга, Макс собирает останки роботов. Льет дождь.