Фамилия обязывает

Татьяна Голоненко
Зовут меня Петька. Фамилия – Кутузов. Представляете, такая же, как и у известного полководца! В детстве, когда меня спрашивали, как моя фамилия, я бил кулачками себя  в грудь и с гордостью отвечал: «Кутузов!» Все улыбались, мужчины хлопали меня по плечу, подмигивали, мол, вот настоящий защитник Родины растёт. Когда мы с ребятами играли в войнушку, я никогда не был Наполеоном, всегда Кутузовым! Сейчас я в восьмом классе. Стараюсь без надобности не называть свою фамилию. Наверное, потому, что учусь неважно, пропускаю иногда уроки, хотя и по уважительной причине, а учителя, возмущаясь, говорят: « Ты же Кутузов! И не стыдно такую фамилию позорить!»
    Короче, я уже привык, что меня вечно ругают. А сегодня новая историчка подошла ко мне и говорит: « Петя, в школе конкурс объявили «200 лет победы в Отечественной войне 1812 года», я бы хотела, чтобы ты подготовил сообщение о Кутузове».
Я сразу же возмутился:
– Почему именно я? Что, других в классе нет?
– Конечно, есть, Петя. Но я подумала, что человеку с такой фамилией, как у тебя, будет интересно узнать об однофамильце. А может быть,  он твой родственник?
Я зашмыгал носом и отвернулся.
– Ну, так как, Петя?
Я молчал.
– Ну, вот и хорошо. Договорились. Я очень на тебя надеюсь и верю, что такой парень, как ты, обязательно справится.
Историчка ушла, а я все сидел и думал над ее словами: « Такой парень…» Какой?
«Ладно, – решил я. – Сейчас сбегаю за молоком для младшего братишки, заберу пораньше сестру из детского сада, куплю бабушке лекарство и пойду в библиотеку».
После смерти отца я – главный мужчина в доме.
В библиотеке встретили меня очень тепло.
– Что бы ты хотел почитать, мальчик? – спросила библиотекарь.
– Про Кутузова.
– Хорошо, сейчас я сделаю подборку материала, но прежде запишу тебя. Как твоя фамилия?
– Кутузов.
– Как? – переспросила библиотекарь и внимательно посмотрела на меня поверх своих огромных очков.
– Кутузов! Кутузов! – громко повторил я.
– Замечательная фамилия, – сказала библиотекарь и погладила меня по голове.
Когда я пришел домой, младшие уже спали. Мама суетилась на кухне. Увидев меня, обняла, поцеловала и сказала:
– Петя, сыночек, спасибо! Что бы мы без тебя делали!
Я на цыпочках прошёл в свою комнату, включил настольную лампу и начал читать. На первой странице портрет Кутузова. Так вот он какой! «Генерал-фельдмаршал , светлейший князь Смоленский, родился 5 сентября 1745 года в Санкт – Петербурге, окончил Артиллерийский инженерный кадетский корпус и в 15 лет начал воинскую службу…» В 15 лет? Не может быть! Мне скоро пятнадцать… Ба! « В 16 произведён в офицерский чин, а в 17 командовал ротой Астраханского пехотного полка под предводительством Суворова»…
– Во даёт! – подумал я.
Внимательно стал всматриваться в лицо генерала. Черная повязка прикрывала один глаз. Оказывается, в 1774 году в сражении с турками он получил тяжёлое ранение в голову и лишился правого глаза.
Какой мужественный человек! Теперь я понимаю, почему Суворов назвал Кутузова своей правой рукой, а император Александр 1 назначил его главнокомандующим армией и ополчением.
Сцены Бородинского сражения потрясли меня окончательно! 132 тысячи человек при 640 орудиях! И среди этого жестокого орудийного огня –  Кутузов, призывающий защищать родную землю до последней капли крови! Я вспомнил стихотворение «Бородино». Как точно изобразил полководца той эпохи, воевавшего под началом Кутузова, Михаил Юрьевич Лермонтов!
… И молвил он, сверкнув очами:
« Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
    Ночью мне снилась горящая Москва и бегущие из неё враги. Снился Кутузов, который говорил мне:
– Молодец, Петька! Ты – спаситель Отечества.
Снились французы, плетущиеся по обледеневшей дороге, обмороженные, голодные, закутанные кто во что. Снился Наполеон, бросивший остатки своей армии и сбежавший в Париж.
Утром я проснулся раньше обычного, ощутив необыкновенную лёгкость не только во всем теле, но и в душе. Без напоминаний мамы почистил зубы, сам погладил рубашку и брюки, подошёл к зеркалу. Все отлично, но эти лохмы на голове… Надо бы подстричься.
   Отвёл сестрёнку в детский сад, забежал в парикмахерскую, подстригся, потом пулей полетел в школу. До урока ещё 20 минут! Никогда я так рано не приходил в школу!
Одноклассники встретили меня свистом и овациями. А Витька, известный всей школе двоечник и драчун, воскликнул:
–  Ну ты, Петька, и  «чел»!
   Выступление моё прошло на «ура». Класс слушал, затаив дыхание. Никто, видно, не ожидал, что я могу так хорошо подготовиться.
   Когда ребята стали задавать мне дополнительные вопросы, отличник Сеня, прищурив левый глаз, ехидно спросил:
–  Объясни, пожалуйста, Петя Кутузов, что стало главнейшей причиной нашей победы в  войне 1812 года?
Класс замер.
Я без запинки ответил:
 –  Патриотизм народа, высокий моральный дух, мужество солдат и искусство наших полководцев.
Учительница истории, Зоя Петровна, поблагодарила меня, сказав, что она не ошиблась во мне, и поставила первую в моей жизни пятерку.
   Летом мы с мамой поедем в Санкт-Петербург и обязательно посетим Казанский Собор, где в апреле 1813 года был торжественно похоронен Михаил Илларионович Кутузов.
  Я для себя решил, что обязательно стану военным, как Кутузов, ведь кому-то же  нужно защищать Родину, да и фамилия обязывает меня к этому.