Охота на сазана

Анатолий Корешков
            
За двадцать лет жизни на космодроме мне довелось на охоте и рыбалке многое повидать и пережить. Воспоминания об этом – подобно драгоценным жемчужинам в ожерелье – прочно засели в памяти и поныне радуют душу. Как сейчас помню свой первый выход с удочкой на Сырдарью. При учёбе в Академии и будучи в первое время в командировках, истосковавшись по рыбалке, я при переезде с семьёй летом 1957 года к месту службы - среди вещей первой необходимости - привёз с собой и бамбуковое удилище. На другой же день, хотя он был рабочим, я с утра отправился с ним на Сырдарью с расчётом, по возвраОт моего дома по улице Набережной, 17 до реки рукой подать, и с рассветом я уже был на месте. В районе нынешнего пляжа вдоль берега, тогда тянулась песчаная коса, отделявшая от реки небольшой затон. Уровень воды в нём был чуть выше, чем в реке, и её избыток вытекал оттуда мелким ручейком. Для начала я попробовал порыбачить в затоне. Но, не дождавшись поклёвки, перешёл по косе к реке. Остановившись невдалеке от ручья, забросил снасть и, закрепив удилище, замер в ожидании поклёвки.

Ждать, к моему разочарованию, пришлось довольно долго. Да и место оказалось неудачным: глубина у берега небольшая, и очень быстрое течение. Но на разведку времени не было, и я решил провести утро здесь. Вышло так, что первую поклёвку я прозевал. Однако сожалеть об этом не пришлось: рыбина, с виду похожая на воблу, сама села крючок и отчаянно задёргала удилище. Мне осталось лишь вытащить её из воды и отправить в садок. Забросив удочку снова, в ожидании новой поклёвки, я заскучал. Вокруг не было ни души, и на реке стояла мёртвая тишина. И вдруг со стороны ручья неожиданно раздался плеск воды. Повернувшись туда, я обомлел и был готов не поверить своим глазам: по дну ручья, извиваясь, подобно ужу, и отчаянно махая хвостом, ползла на брюхе крупная золотистая рыбина. Я бросился было к ней на перехват, но добежать не успел: той вовремя удалось ускользнуть в реку.   

«Значит, рыба в затоне есть,– смекнул я.– А раз вода из него уходит, значит, за первой последуют и другие». И, забыв про удочку, я решил попытать счастья в охоте на покидающую затон рыбу. Присев на корточки возле устья ручья, я затаился в напряжённом ожидании. И мои надежды оправдались: минут через десять в ручей зашла ещё одна рыбина и таким же манером поползла к реке. Но уж тут-то я был начеку и, кинувшись к ней, ухватил, прижав к песку, обеими руками. Это оказался сазан около килограмма весом. Моему восторгу, казалось, не будет предела: на такую удачу я никак не мог рассчитывать. Посадив добычу в садок, я продолжил таким способом охоту на сазана, в результате чего был вознаграждён за смекалку и терпение солидным уловом. Покидая реку, я очень сожалел, что день был рабочим, и надо было спешить к мотовозу. После я приходил на это место ещё не раз, но, увы, обстановка здесь была уже иной: уровень воды в затоне упал, и спасительный для оставшейся в нём рыбы ручей пересох.

Надо сказать, что в дальнейшем с подобным явлением в пойме Сырдарьи нам приходилось сталкиваться регулярно. После весеннего паводка и ухода воды в своё русло, в ней оставались многочисленные озерки и лужи, заполненные рыбой. И выезжая осенью на охоту на машине, мы непременно брали с собой бредень, чтобы по дороге «зачерпнуть» ведро-другое рыбки для ухи. А в случае неудачной охоты –  чтобы на обратном пути «отыграться» на рыбе.