Букеты из чужих садов. Бердяев о Боге и творчестве
Поразительна ограниченность человеческой точки зрения на Бога. Богу боятся приписать внутренний трагизм, свойственный всякой жизни, тоску по своему творению, но нисколько не боятся приписать гнев, ревность, месть и прочие аффективные состояния, которые считаются предосудительными для человека.
Существует глубокая пропасть между пониманием человеческого совершенства и Божественного совершенства. Самодовольство, самодостаточность, каменная неподвижность, гордость, требование беспрерывного себе подчинения - все свойства, которые христианская вера считает греховными и порочными, но Богу их преспокойно приписывает.
Творцу совершенно невозможно приписать самодовольство, самодостаточность, деспотизм как свойства Его жизни. Более достойно приписать Богу тоску по любимому, потребность в жертвенной самоотдаче.
*
Бог-Творец сотворил человека по своему образу и подобию, т. е. творцом, и призвал его к свободному творчеству, а не к формальному повиновению своей силе. Свободное творчество есть ответ твари на великий призыв Творца. И творческий подвиг человека есть исполнение сокровенной воли Творца, который и требует свободного творческого акта.
*
Как образ и подобие Творца, человек сам есть творец и призван к творчеству, к творческому соучастию в деле Творца.
Человек страстно и мучительно хочет услышать голос Божий, но голос Божий слышен лишь в человеке и через человека. Бог всегда говорил через человека: через Моисея, через пророков, через великих мудрецов, через апостолов, учителей церкви, святых. Иного пути к Богу, как через человека, нет.
*
Творческий замысел и вдохновение, творческая интуиция всегда имеет свою первооснову в бессознательном или сверхсознательном.
Способность воображения есть источник всякого творчества. Бог сотворил мир через воображение. Роль воображения в духовной и нравственной жизни человечества безмерна. Без воображения нельзя не только создать художественное произведение, но нельзя сделать научное или техническое открытие. Воображение магически творит реальности.