Турпоходы и теоргеография

Борис Родоман
Борис Родоман

ТУРИСТСКИЕ ПОХОДЫ
И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

После Селигера и Мезени

Из письма Наташе Снетковой
27 сентября 1969 г.

Туристские поездки служат мне материалом не столько для путевых заметок (это было бы слишком примитивно), сколько для теоретических обобщений. Сейчас меня заинтересовала тема «Поведение самодеятельных туристов и отдыхающих как модель историко-географического процесса». Оказывается, что в выборе места привала, протаптывании тропинок и освоении стоянок проявляются те же закономерности, что и при возникновении городов, государств, колоний, дорожных сетей и политических границ. Эволюция техники и культурного ландшафта в донаучную эпоху, появление шедевров ремесла и архитектуры объяснимы с позиций генетики (мутации и отбор). Вчера я уяснял себе возникновение и развитие Москвы. Инженер-изобретатель  может заимствовать некоторые решения у животных и растений, а градостроитель и архитектор будущего – у средневековых горожан и у современных дикарей в штормовках. Поездка по Мезени помогла мне представить, какой была Центральная Россия девятьсот лет назад. Отбросим мысленно телефон, моторы, самолёты, радио и представим себе, что Макариб – это молодая, затерянная в лесах Москва XII века… Кое-что из этого будет опубликовано в журналах «Химия и жизнь», «Природа», «Вестник МГУ» и «Изв. АН СССР».

27.IX.69     18:15

P.S.-2020. В таких письмах девушкам рождалась моя теоретическая география. – Б.Р. 9.12.2020. 

Для «Проза.ру» 9 декабря 2020 г.