музыка

Наунет
нтологические  основы музыки = рассмотреть самые серьезные философские попытки осмысления сущности и значения музыки. Музыка как способ постижения и форма выражения смысла бытия – ключевая мысль . Отдельно следует рассмотреть:

- античная эпоха как первая попытка осмысления музыки как универсального космического явления;

- романтическая школа (Германия, конец 18в.) как направление, преодолевшее нововременной рационализм и обосновавшее первичность чувственного-эмоционального познания мира – первичность искусства («поэт лучше познает мир, чем ученая голова» Новалис);

- иррациональное направление в философии (Шопенгауэр, Ницше («Рождении трагедии из духа музыки»)) как закономерно приводящее к пониманию искусства (и музыки) как выражению Мирового духа.

- философская феноменология, позволяющая рассмотреть музыку как феноменологический способ постижения Абсолюта (тут особо следует рассмотреть взгляды А.Ф.Лосева).
Тут надо обсудить сущность постмодернизма как новой парадигмы и трансформацию культуры под влиянием последней. Принцип и тенденции музыки XX века, а также влияние культуры постмодерна заставляют «автора – исполнителя – слушателя» сливаться в едином порыве музыкального потока. Между ними нет границ: историческая эпоха, сцена, концертный зал. Они единое целое, они равноправные участники представления. Автор свободен от мнения слушателей – первый смысл. Исполнитель трактует произведение как свое собственное сочинение («Смерть автора», Р. Барт), привнося второй смысл, возможно диаметрально противоположный авторскому замыслу. А слушатель свободен и от автора, и от исполнителя, тем более от критиков. Он понимает музыку так, как ему это необходимо, в силу разных обстоятельств. Это и есть яркое проявление постмодернизма – разрушение традиционных канонов восприятия музыки.

С другой стороны, можно также обратиться к вопросу об упадке музыкальных вкусов, Так, Ж.Липовецки указывает на тотальную увлеченность современности музыкой. Он пишет, что одним из постмодернистских обольщений является wi-fi. В течении нескольких десятилетий музыка стала неотъемлемой частью окружающей среды, массовым пристрастием. Постмодернистский обыватель поневоле слушает музыку с утра до вечера; его так и подмывает куда-то бежать, уноситься и погружаться в пространство, наполненное синкопами. Ему необходима стимулирующая эйфорическая или опьяняющая дереализация окружающего мира (См. подробнее: Липовецки Ж. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001. С. 41-42). Для нас важно подчеркнуть этот момент с учетом защищаемого тезиса о том, что человек эпохи постмодерн экзистирует в условиях отрыва от этической действительности, «погружаясь» в поверхностное эстетико-чувственное существование, достигаемое, в том числе, благодаря сопровождающего его в ритме non-stop музыкальному сопровождению