Резонанс

Мадам Пуфф Лев Черный
  (Из немецкой газеты "Wormser Zeitung" 5.12.2020г.
                сокр. пер с нем. Л.Черного)

                Интервью с психотерапевтом Irmtraud Tarr

   Вопрос: что Вы наблюдаете у Ваших пациентов во времена корона-пандемии?

   Ответ: я работаю с утра до вечера. Ко мне часто приходят люди в тяжелом депрессивном состоянии. Они вынуждены бороться с внутренней опустошенностью, одиночеством. Никому нет до них дела. Забота во времена короны означает соблюдать дистанцию, а это тяжело.

   В.: что советуете Вы пациентам, которым не хватает общения?

   О.: в одних случаях я думаю, где есть группы, куда человек мог бы обратиться. Иногда я советую подумать, какие в тебе есть неиспользованные возможности, которые ты мог бы реализовать: писать, рисовать, мастерить, музицировать.

   В.: как реагируют люди на ограничения из-за короны?

   О.: я всегда думала, что в кризисе человек обнаруживает свои неизвестные до этого стороны. Я была потрясена, когда увидела, что обычно уравновешенные и разумные люди теперь впадают в панику. Другие, которых я считала трусливыми, теперь казались веселыми и смелыми.

   В.: чем это можно объяснить?

   О.: с одной стороны это связано с личными качествами человека, а с другой с определенным смирением, покорностью: я знаю, что счастье не значит все заполучить, а счастье там, где я восторгаюсь кем-то или чем-то. Возможно я получу там наибольшее счастье, где буду участвовать с другими, как в одном оркестре, в одном порыве, чтобы получить резонанс.

   В.: но многим редко удается резонировать с другими. Почти половина немецких семей состоит из одного человека. А теперь благодаря короне надо еще избегать контактов.

   О.: по одиночке мы слабы. Мы должны объединиться. Но утешение в одиночестве можно получить также и в природе.

   В.: самое тяжелое испытание - это смерть близкого человека. Как можно помочь в этом случае?

   О.: друзья, семья, соседи - они могут стать кругом поддержки. Пустые, холодные фразы, как например: "Если нужно, позвони мне" или "Следи за собой, не опускай рук", напротив, могут ранить. Важно в первое время, например, сказать: "Приходи, я сварила вкусный суп." А если человек никого не хочет видеть, то кастрюльку с супом можно просто поставить под дверью. Траур - это не болезнь. Человек нуждается в общении с людьми, которые могут просто выслушать, не выражая соболезнований.

   В.: но откуда можно знать, как поступить лучше?

   О.: надо примерить ситуацию на себе. Интуиция должна подсказать, что было бы для меня хорошо, а что плохо. Душа дает через тело посылы.

   В.: не разучились ли мы их слышать?

   О.: народная мудрость говорит: "Что не приходит в голову, то давит мне на печенки."

   В.: как быть, если человек не может избавиться от сильных страхов?

   О.: прежде всего надо расслабиться. Постараться понять причину страхов, прислушиться к самому себе. Важно почувствовать и понять сигналы, которые посылает тебе тело. Проблемы тела идут рука об руку с состоянием души.

   В.: можете ли Вы привести пример?

   О.: например, обида может оказывать влияние на пищеварение. Или лишний вес. Человек накапливает жир как самозащиту. Если вы не даете волю своим чувствам, то в теле происходит накопление избыточных килограммов. Или, например, у меня падает что-то на пол. Возможно, это вещь, которая мне не нужна, и я ее якобы по ошибке разбиваю, а на самом деле я давно ее собиралась выкинуть, очистить г...но.

   В.: советы по "очистке г..на" Марии Кондо нынче в моде.

   О.: большинство людей окружили себя вещами, многие из которых им не нужны. И эти вещи как бы кричат: "Выкинь меня!" Можно пройти по квартире и подумать, что тебе не нужно, что можно подарить.

   В.: но обладание чем-нибудь связано с благосостоянием и счастьем. (Разве счастье в обладании вещами? - Л.Ч.)

   О.: да. Но чувство собственной значимости не зависит от вещей. Это важно понимать. Я замечаю другие тенденции. Нынешний кризис заставил нас всех задуматься, не делает ли нас богаче - богаче здоровьем - возможность на самих себе испытать: не гнаться за накоплением, потому что оно вызвано жадностью. А где жадность, там скудость.

   В.: что Вы имеете ввиду?

   О.: что скудость часто не связана с вещами, а лишь с тем, что у вас очень мало друзей, что вы одиноки, что вы озабочены только собой. В этом заключается самая большая ошибка.

   Есть люди, которые не общаются со своими родителями. Есть люди, которые не могут совладать с собственным "я". Человек становится черствым, теряет способность сострадать другим. Он не понимает, насколько жизнь становится богаче, если ты что-то даешь. Чувство, которое я испытываю, когда что-то отдаю, бесценно. Чем больше у тебя друзей, тем ты богаче. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей, - так говорит русская пословица. - Л.Ч.) И полная жизнь - это не только счастье. Она имеет и свою обратную сторону. Счастье и несчастье связаны друг с другом, как сиамские близнецы. Удача и поражение идут рука об руку.

   В.: как раз в экономике пытаются положительно рассматривать поражение как шанс. Каково Ваше отношение к этому?

   О.: я нахожу это цинично. Если вообще в этом есть шанс, то это шанс с толстым крючком. Поражение не значит поскользнуться на банановой кожуре. Оно означает потерпеть крах в жизни. Я должна идти дальше: у меня нет другого выхода. Представление, что благодаря поражению будет лучше, я считаю поверхностным и циничным.

   В.: теперь в моде слово "бдительность". Что Вы можете сказать по этому поводу?

   О.: я столько же имею против "бдительности", сколько, например, против "дыхания". Но я решительно против абсолютизирования таких простых слов. Когда я вижу людей, которые с удовольствием пожирают сосиски, то их жадность в еде кажется мне лучше, чем "бдительность". Что касается "бдительного" слушателя, то порой пустая болтовня не стоит того, чтобы ее слушать.