Нравственные начала анархизма

Игорь Бабанов
Будь силен!
развивай мощь своей души!
И твой разум,
твое милосердие и твоя воля к действию
распространятся на других

Глава тринадцатая. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЙ О НРАВСТВЕННОСТИ (XIX век) (Продолжение)
Теории нравственности Марка Гюйо.
https://kropotkin.site/etika

Анархо-коммунисты, связанные с традициями П.А. Кропоткина и А.А. Карелина, как, впрочем, и анархисты многих других направлений (анархизма), считались мягкими революционерами.
...Лишь в 30-е годы преступным стало считаться само учение. Предсказание анархистов оправдалось: государство, идеологически перенасыщенное, обратилось в самодовлеющее Чудовище, погубившее страну.
В плане историческом я вижу смысл русского мирного анархизма в предотвращении попытки насильственного построения коммунизма. Шел поиск других, компромиссных решений.
Основная идея анархизма состоит в том, что человеку изначально свойственна устремленность к свободе. Никакие цели, как бы заманчиво, а иногда и величественно они ни формулировались, не могут быть осуществляемы в ущерб свободе. Эта мысль не была воспринята — в противовес ей был поставлен эксперимент сурового насильственного воздействия в масштабах всей страны. Чем он обернулся, теперь многие хорошо осознали.
Но ведь можно было бы этот трагический эксперимент и не ставить, если бы природа человека была понята своевременно.
В анархическом движении, крайне неоднородном по своим исходным позициям, особое место занял мистический анархизм, смыкавшийся в первые годы с анархическим коммунизмом.
Почему анархизм оказался связанным с мистикой? Ответ на этот вопрос звучит однозначно. Анархизм из чисто политического движения должен был превратиться в движение философское с определенной социальной и морально-этической окрашенностью. Это был вызов, брошенный марксизму, православию и всей суровой научной парадигме тогдашних дней. Речь шла о создании целостного — всеохватывающего мировоззрения, основанного на свободной, идеологически не засоренной мысли.
Анархизм—это всеобъемлющая свобода. Она должна охватить все проявления культуры; в том числе и науку 3, остающуюся в плане методологии жестко идеологизированной.
Во главе анархо-мистического движения стояли Аполлон Андреевич Карелин и один из его учеников — Алексей Александрович Солонович, математик и философ. (Подробнее об этом движении — в гл. XV.)
...Из лекций математика А.А. Солоновича, читавшихся в Кропоткинском музее, я понял, что философское осмысление мироздания возможно только на языке математики. Это решение не было результатом осознанного размышления — для этого у меня не было достаточных знаний. Решение пришло само собой, на интуитивном уровне. Пришло— и все. Особое впечатление на меня произвели лекции Солоновича о философском истолковании Теории множеств. Я понял, что столкнулся с чем-то очень важным в понимании множественного как целого.

...Сейчас я приведу некоторые цитаты из сохранившихся записей лекций А.А. Солоновича. Это уместно здесь сделать. Так немного приоткроется та атмосфера, в которой жил я и мои товарищи. Нужно обратить внимание на то, что в те годы многие, теперь хорошо известные нам научные идеи находились лишь в зачаточном состоянии. Но, правда, многое и предчувствовалось, предвиделось.
1. Конспекты: Постановка основных проблем.
...человеческая личная жизнь сама по себе бессмысленна. Она полна пошлости, глупости и скуки, а самое главное — страдания...(с.6).
Человек живет в бесконечной бездне — вселенной и поэтому бесконечность и вечность, а вместе с ними и идея бессмертия есть самый несомненный факт, и человек должен найти отношение к этому факту, найти пути к нему (с.7).
Деятельность человека, направленная к решению вопросов, связанных с этой проблемой, и к установлению живой связи между человеком, как существом конечным, и бесконечностью, называется религиозной деятельностью (с.7).
...пока условимся называть «мистикой» все то, что ставит нас в непосредственную связь с реальностью, с окончательной действительностью (с. 8).
...только в мистическом же акте может быть дана нам реальная бесконечность (с.9).
Поэтому в основе всякой религии лежит осознанная мистика — религиозная мистика. Поэтому же в основе всех человеческих поступков также лежит мистика, но у одних сознательная, а у других бессознательная (с.9).
Однако дать определение мистическому акту нельзя, ибо он первоначален (с. 11).
Величайшие этические идеалы явились из тех величайших религий вне национального характера — религии Кришны, религии Будды, религии Христа. Надо только очистить их от всего наносного и лживого, что было на них наложено искренними и неискренними последователями и создателями соответствующих церквей (с. 13)
...Итак, в годы юности мой жизненный путь освещался тремя прожекторами. Одним из них была философия Солоновича, звучащая примерно так, как она описана выше; другим — традиционная философия и, наконец, третьим — наука тех дней (Позднее в науке, как Солонович в мировоззрении, на меня повлиял А.Н. Колмогоров, о чем я пишу в гл. XIII). И не я один в окружении Солоновича был настроен так многогранно. Сознание человека многомерно — корреляционно связанными могут быть разные позиции. Многомерность сознания — это возможность критицизма, выход за пределы какой-нибудь одной парадигмы, интеллектуальная свобода активной личности.
...Моя близость к идеям Солоновича и мои расхождения с ним
...Попытаемся еще раз коротко сформулировать как близость, так и расхождение с Солоновичем. Хотя это скорее не расхождение, а отличие, естественно возникающее во времени.
Близость. Понимание фундаментальности идеи ненасилия: роль творчества; критика нашей культуры в целом; критика науки при одновременном признании ее роли; противопоставление континуального дискретному в самом мироздании; несводимость смыслов к жесткому их определению; представление об изначальной потенциальности, раскрывающейся в творчестве; и, может быть, самое главное — представление о множественности миров различной степени духовности и о наших нескончаемых странствиях в мирах и веках; и последнее: духовная потребность во внутреннем росте — как индивидуальном, так и социальном.
Отличие. Непризнание Солоновичем развития пост-кантианской философии. И здесь парадокс: свою философскую систему я стал развивать, исходя из позиций Солоновича. И далее — мое мышление, в отличие от мышления Солоновича, носит вероятностный характер. У меня это профессионально: многие годы я занимался практическими применениями математической статистики. И наконец, последнее — в своих построениях я опирался на современное состояние науки, обретающее широкое философское звучание, и на философские разработки последних десятилетий (экзистенциализм, философскую герменевтику и проч.), так же как, впрочем, и на работы конца прошлого века (особенно Ницше).
В.В. Налимов. Канатоходец. Воспоминания. М.: Прогресс, 1994, 457с.
https://vk.com/doc271202244_463832180

Солонович А.А с женой Агнией Онисимовной.
Солонович Алексей Александрович (1887-1937). Поэт, математик, философ, теоретик мистического анархизма. Биографические сведения о Солоновиче скудны. Родился в местечке Казимерж Люблинской губернии в семье полковника; дворянин. Учился в Московском университете. В феврале 1911 г. в связи со студенческими беспорядками Солоновича исключили из числа студентов, ему было запрещено проживание в Москве. Через год по ходатайству жены Солонович восстановил свои права. В 1914 г. закончил физико-математический факультет. Тогда же против него возникло новое судебное дело — в связи с выходом его книги «Скитания духа». Это было произведение мистико-символического содержания, с эротическим оттенком, написанное под явным влиянием «Симфоний» А. Белого. Несмотря на попытки духовной цензуры обвинить Солоновича в оскорблении религии и нравственности, суд вынес начинающему литератору оправдательный приговор. В дальнейшем преподавал математику и механику в гимназиях Москвы, позже — в МВТУ им. Баумана.
В 1925 г. арестован советской властью и осужден постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ к заключению в политизоляторе сроком на три года за подпольную анархическую деятельность. Досрочно освобожден. После смерти Карелина 1) организовал и руководил рядом анархо-мистических кружков. Его лекции в Кропоткинском музее, где он возглавлял секцию анархистов, пользовались большим успехом у слушателей. Но уже в ноябре 1929 г. ОГПУ была арестована группа молодежи, работавшая при библиотеке Кропоткинского музея над библиографией трудов Кропоткина. 2) А в сентябре 1930 г. Солоновича арестовали вместе с сыном Сергеем (р. 1907 г.). Погиб в лагере.
Одним из основных пунктов обвинения Солоновича в «антисоветской пропаганде и контрреволюции» стало его исследование «Бакунин 3) и культ Иалдабаофа» ("Михаил Бакунин и 2000-летний культ Йалдабаота" (его главный труд более 1200 страниц в переплетённых томах тиражом 6 экземпляров) – остались в ныне закрытых архивах КГБ-ФСБ). 4) Что в действительности представляла собой эта работа — сказать трудно, поскольку органами были изъяты и уничтожены все экземпляры рукописи. Осталось лишь несколько цитат, 5) приведенных в обвинительном заключении и предопределивших окончательный приговор как Солоновичу, так и его единомышленникам. Эти цитаты настолько интересны, что мы воспроизводим их полностью. Солонович писал:
«Благодаря союзу рабочих и крестьян с интеллигенцией русская революция победила в Октябре. А затем большевики вогнали клин государства между рабочими и крестьянами, разъединили город и деревню, благодаря мероприятиям эпохи военного коммунизма, и затем в 1920-1921 годах подавили революцию, шедшую глубже... Последние всплески революции раскатились громами Кронштадтского восстания, махновщины, крестьянских восстаний и так называемых "голодных бунтов"... Удушив революцию, погубив революционные элементы крестьянства, они тем самым подготовили себе прочную и бесславную гибель в объятьях буржуазно-мещанского элемента и того же крестьянства, а растоптав все элементы общественной самодеятельности, они отрезали себя и от пролетариата как массы, как революционного класса в городах. Они, таким образом, выделили и обособили сами себя в новый, неслыханно беспощадный и глубоко реакционный отряд иностранных завоевателей».
Солонович отмечал, что «империализм московских большевиков пока (это написано в 1927 г. — Сост.) занят внутренней войной и безнадежным старанием покорить страну. Однако занятость внутренняя может искать себе сил и во внешних завоеваниях. Но не нужно забывать немецко-еврейского происхождения большевизма, остающегося и обреченного всегда оставаться чуждым совокупности народов СССР».
Большевики, по мнению Солоновича, были людьми, одержимыми «демонами власти», поскольку «принцип власти привит человечеству, как болезнь, подобная сифилису». От властолюбия надо лечиться, а с его безумством беспощадно бороться, ибо «по следам Иалдобаофа ползут лярвы 6) и бесовская грязь пакостит души людей, их жизни... Среди наиболее мощных фанатиков власти, для которых цель оправдывает средства, мы найдем Торквемаду, 7) Ивана IV, Ленина, Маркса и пр.».
Солонович утверждал, что «большевики являются не более не менее как акционерным обществом жрецов капитала, облеченного в порфиру государственной власти и, как все конкистадоры, увешаны оружием, хвастовством и неизбывным лганьем перед массами... Наша эпоха есть эпоха апофеоза Государства, Капитала и Эксплуатации, когда Москва царей через императорский Петербург, "Третий Рим", подготовила Москву III Интернационала, которая, как паук, раскинула сети над рабочими и крестьянством, чтобы сосать их для себя во имя Маркса. Вот почему вокруг нас отмирает жизнь и глохнут даже те жалкие ростки культуры, которые все же пробивались сквозь ужас частнокапиталистической эксплуатации. Ненависть — плохой советчик: она слепа, она не способна к созиданию и приводит только ко всеобщему озверению людей...»
Солонович беспощадно и точно анализировал процессы своего времени и предсказывал направление их развития. В этом плане интересна его постановка вопроса о будущем. Он считает, что каждый, кто смог подняться над обыденностью, обязан подавать людям пример, ведя борьбу против зла во всех его видах.
«Нужно указывать массам пути к светлому настоящему, а вовсе не к светлому будущему, — утверждал Солонович, — ибо если настоящее светло, то будущее также будет светло. Но если говорится о светлом „будущем", то будьте осторожны: не хочет ли проповедник светлого будущего просто закрыть этим будущим позор настоящего. Настоящие поколения людей нисколько не хуже будущих, чтобы их приносить в жертву тем, будущим. У настоящих есть одно крупное Преимущество — они уже существуют, чего нельзя сказать с уверенностью о последующих поколениях. Глупо и преступно менять счастье реальных людей на весьма проблематическое счастье людей нереальных. В самом деле, почему отцы не имеют права на счастье? Почему они должны быть навозом для взращивания счастья детей и внуков? Да и захотят ли дети того счастья, которое будет построено на костях их отцов?»
Возвращаясь в своих лекциях к этой мысли, Солонович утверждал, что «менять счастье реальных людей на счастье будущих, приносить в жертву принципам живых людей есть величайшее лицемерие и безумие, а вместе с тем и излюбленное орудие власти». Никакая культура не жила для другой. Жить ради будущего нелепо, ибо это означает никогда не жить» (Никитин А. Тамплиеров — на Лубянку // Оккультные силы СССР. СПб., 1998. С. 436-442; Никитин А.Н. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в советской России. Исследования и материалы. М., 1998).
http://www.hrono.info/biograf/bio_s/solonovich.php
В материалах для большого Международного симпозиума по проблеме бессознательного, прошедшего в октябре 1979 года в Тбилиси, Налимов впервые представил результаты проводимых им медитационных экспериментов, опиравшихся на эзотерический орденский опыт (34). В отличие от практики "традиционалистов", которые хотя и пытались реинтерпретировать эзотерические психотехники в представлениях современной науки, но изучали и применяли их с большим уважением к традициям (см.напр. 35), в экспериментальном подходе Налимова испытуемым не требовалось предварительно или одновременно усваивать философские понятия и проникаться метафизикой древних эзотерических систем. Ибо Налимовым изучалось непосредственно сознание, а не только интерпретация чужого опыта его исследования.
В отличие же от экспериментов советских государственных парапсихологов (см.напр. 36), медитативная практика проводилась Василием Налимовым в открытых группах добровольцев и силами исключительно самих участников – независимо от каких бы то ни было государственных программ, без использования психоделических препаратов и технических приборов, ибо сам человек рассматривался как биологический "приёмник", способный при соответствующей тренировке обнаруживать реальность, скрытую от физических приборов. Эта практика прямо называлась "медитация", а темы её были не психофизической, но экзистенциальной направленности: например, медитация на тему "Документ будущего" (29), на стихи русских символистов или триаду слов обыденного языка "Свобода – Рабство – Достоинство" (34), на слово "Время" или на трансперсональные символы – древние христианские кресты и мандалы.
На том же симпозиуме Василий Налимов представил первый набросок своей "вероятностной модели бессознательного" (23), которая позже была развёрнута и тоже представлена в советских публикациях. Не повторяя существующие в то время зарубежные холистические теории сознания (28), эта модель не имела аналогов среди предшествующих и последующих в советской науке, ибо она полностью устраняла все её тупиковые редукционистские построения (37). Модель Налимова описывает сознание как семантическое поле с системой размытых фильтров, открытых возможности непрерывного творчества. Для концептуализации своего подхода Налимов использовал теоретико-вероятностные представления, опираясь на теорему английского богослова и математика Томаса Байеса (1702-1761) как основную формулу неаристотелевой континуальной логики, которую Налимов с начала 1970-х годов применял для описания информационных процессов.
Байесовский подход к моделированию психических процессов к тому времени уже успешно применялся американскими психологами для решения локальных задач (38), но подход Василия Налимова был совершенно новым, заключаясь в метафорическом использовании математических представлений в трансперсональной психологии (39). По существу речь идёт о создании нового единого языка описания процессов в физическом мире и сознании, который включал в такое описание и человеческую этику – системы ценностных представлений. Первое сопоставление этого подхода с основными западными моделями сознания в ТПП (Ч.Тарта, С.Грофа, К.Уилбера, Д.Бома) сделано в работе сотрудницы, подруги и второй жены В.В. Налимова – Жанны Александровны Дрогалиной (40).
принцип «ненасилия»,
являющийся в существе своем принципом величайшей силы,
ибо гигантская сила нужна,
чтобы действовать ненасилием,
но потому анархисты стремятся к могуществу,
к мощи,
но не к власти и насилию
- А.А. Солонович