Священники села Шишкино. 1846-1918 гг

Владимир Пузиков
На фото: Похороны казаков в станице Роговской. Священник Беловидов Иоанн Иванович.
Источники: Музей "Истоки", ст. Роговская.
Редактировал В. Пузиков. г. Благодарный.

ИСТОРИЯ ИОАННО-БОГОСЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ
СЕЛО ШИШКИНО СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

Причт Иоанно-Богословской церкви. 1846-1918 гг.
(В алфавитном порядке)

Алмазов Дмитрий Васильевич, родился 25 октября 1872 года в Устюжинском уезде Новгородской губернии. Его отец Алмазов Василий Васильевич, священник. Жена Алмазова (Усенко) Анна Антоновна, 1880 г. р. Сын Алмазов Анатолий Дмитриевич, 1903 г. р.
Алмазов Дмитрий Васильевич в 1896 году окончил Новгородскую духовную семинарию, служил псаломщиком Ведомства протопросвитера военного и морского духовенства в селе Джелан-Оглы Борчалинского уезда Тифлиссой губернии. С 1898 года служил псаломщиком Курской Военно-Покровской церкви, которая находилась в казармах Козловского пехотного полка. С 30 декабря 1899 года служил псаломщиком в церкви Святого Евфимия Екатериноградского дисциплинарного батальона в станице Екатериноградской Терской области. 1 декабря 1900 года Дмитрий Алмазов в Ставропольской и Екатеринодарской епархии рукоположен в сан священника, назначен заведующим церковно-приходской школы села Новогеоргиевского и на священническое место к Покровской церкви станицы Новогеоргиевской Ставропольской губернии.
Епархиальное начальство в «Ставропольских Епархиальных ведомостях» № 2 за 16 января 1907 года сообщало: «…Рассмотрев переписку о неисполнении священником села Новогеоргиевского Ставропольской губернии Дмитрием Алмазовым, неоднократно подтвержденных ему предписаний Епархиального начальства о скорейшем производстве следствий по исправлению и внесению в Метрические книги записей, определением на 8-12 января (1907 г.), постановило: Принимая во внимание крайне нерадивое и легкомысленное отношение священника Алмазова к исполнению предписаний Епархиального начальства, сделать ему строгий выговор со внесением в послужной список и пропечатанием в Епархиальных ведомостях, и предупредить его, что если он не закончит в назначенный срок следственных дел, то к нему будет применена Статья 193 Устава Духовных консисторий – об отрешении от места и низведение в причетники». СЕВ 1907/2.
С 4 марта 1910 года священник Дмитрий Алмазов состоял законоучителем 2-го Новогеоргиевского училища, 22 августа 1912 года перемещен к церкви села Привольного Медвеженского уезда Ставропольской губернии. 9 января 1914 года по решению Епархиального начальства он отрешен от места священника села Привольного, 20 мая 1914 года назначен псаломщиком Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Благодарненского уезда. 13 апреля 1915 года священник Алмазов, произведенный в причетники, направлен на псалмщическое место к Серафимовской церкви села Безопасного. 20 июля 1917 года Дмитрий Алмазов определен на священническое место к церкви урочища Вторые Барсуки Терской области. СЕВ 1914/21; 1915/15; 1917/31.

Беловидов Иоанн Иванович, 1859 г. р., в 1882 году священник Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии. В 1892 году Беловидов Иоанн священник станицы Роговской Кубанской области, 25 мая 1892 году за усердие преподавания Закона Божия в станичном училище Епископом Евгением ему объявлена Благодарность, 30 апреля 1896 года награжден бархатной фиолетовой скуфьею. 31 марта 1900 года священнику Иоанну Беловидову за отличное усердие и полезную службу объявлено Архипастырское благословение, в 1901 году к Дню рождения Его Императорского Величества он награжден камилавкою. Его дочь Беловидова Ксения Ивановна в 1903 году обучалась в Екатеринодарском епархиальном женском училище в 6-м классе. В 1907 году священник Иоанн Беловидов назначен законоучителем Роговского иногороднего училища. По распоряжению Епархиального начальства от 23 июля 1908 года на время полуторамесячного отпуска Благочинного 3-го округа Кубанской области Иоанна Беловидова временно обязанности Благочинного возлагаются на священника станицы Роговской Джигир Александра. 17 июня 1913 года священник станицы Роговской Иоанн Беловидов, соглсано прошения, уволен за штат. СЕВ 1892/11; 1900/7; 1901/10; 1907/21; 1908/30; 1913/25. [25]

Васильев Николай Львович, окончил курс духовного училища, псаломщик, 7 января 1892 года назначен законоучителем одноклассного училища села Обильного, с 22 июля 1893 года служил в Николаевской церкви села Ногуты, 12 апреля 1895 года определен на вакантное место священника в станицу Новомарьевскую. 30 мая 1901 года второй учитель Казанской второклассной школы Васильев Николай, согласно его прошения, определен на священническое место к Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Благодарненского уезда Ставропольской губернии. 13 июля 1904 года запрещенный в священнослужении Николай Васильев определен псаломщиком к Петропавловской церкви г. Ставрополя. СЕВ 1892/5/6; СЕВ 1895/8/4; СЕВ 1901/12/3; СЕВ 1904/15/1. [24]

Власенко Стефан Иванович, 1852 г. р., уроженец г. Мариуполя, в 1896 году состоял диаконом в станице Владимирской; 8 февраля 1897 года по Майкопскому отделу за особо ревностную и плодотворную по церковным школам деятельность получил Архипастырское Благословение с Грамотой; 18 мая 1906 года определен священником Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Благодарненского уезда Ставропольской губернии. 16 ноября 1906 года по представлению Директора народных училищ Ставропольской губернии священник Власенко Стефан утвержден на должность законоучителя Шишкинского одноклассного училища; 8 августа 1911 года, согласно прошения, уволен за штат, проживал в селе Шишкино, умер 3 декабря 1915 года. С 27 ноября 1915 года в Ставропольских Епархиальных ведомостях объявлена вакансия на священническое место к церкви села Шишкино. СЕВ 1897/5/21; СЕВ 1906/11/3; СЕВ 1906/23/7; [24]

Громов Тимофей Дмитриевич, 1805 г. р., окончил Воронежскую духовную семинарию, в 1880 году священник Иоанно-Богословской церкви села Шишкино, кроме того, с 1877 года исполнял должность помощника настоятеля Александрийского храма. [24]

Дюков Павел Евграфович, 1863 г. р., сын дьякона слободы Мартовой Волчанского уезда Харьковской губернии, в 1886 году дьякон в селе Александрове, с 8 февраля 1889 года священник Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии. 9 августа 1890 года переведен в село Введенское, 12 апреля 1895 года за отличное усердие и полезную службу награжден набедренником. На 1 января 1899 года священник Павел Дюков состоял членом Ставропольского церковного Андреево-Владимирского Братства.
Семья: жена Дюкова Олимпиада Александровна, 1863 г. р., сын Дюков Виктор Павлович, 1887 г. р. В 1901 году Павел Дюков пожертвовал на устройство церковно-приходской школы села Введенского 1000 рублей. Его жена Олимпиада Дюкова в приходскую церковь пожертвовала полное священническое и диаконское облачение на 150 рублей, два напрестольных подсвечника в 28 руб. 50 коп., и шелковые покрывала на престол и жертвенник в 30 руб. СЕВ 1901/22.
17 декабря 1905 года священник села Камбулат Павел Дюков перемещен в село Петровское, 6 мая 1908 года к Дню рождения его Императорского Величества награжден камилавкою. В 1908 году священник Павел Дюков пожертвовал Ставропольскому духовному училищу 2500 рублей для учреждения стипендии имени умершего сына его «Сережи Дюкова». По Указу Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, Святейший Правительствующий Синод приказал: «…Согласно изъясненному ходатайству учредить при Ставропольском духовном училище стипендию названного имени и утвердить представленный проект положения о стипендии. 1 декабря 1908 г.» На 2500 рублей были куплены три листа пятипроцентных облигаций 2-го Внутреннего займа. Проценты, причитающиеся по облигациям, направлялись на стипендию одного из беднейших учеников по усмотрению училищного Правления. СЕВ 1908/51-52.
9 февраля 1909 года священник Павел Дюков был освобожден от должности духовного следователя по 14-му Благочинию Ставропольской губернии по его прошению. 19 мая 1909 года избраны депутатами на общеепархиальные и окружные съезды духовенства от 11 округа Ставропольской губернии священник села Арзгир Владимир Смирнов и кандидатом к нему священник села Петровского Павел Дюков. С 1911 года Павел Дюков состоял членом общества по открытию учебных заведений в селе Петровском.
25 октября 1916 года священнику села Петровского Павлу Дюкову, по предложению Ректора Ставропольской духовной семинарии протоирея В. Иванова, выражена Архипастырская благодарность за пожертвование 100 рублей на приобретение одежды и обуви недостаточным воспитанникам семинарии. Священным Синодом к 29 июня 1917 года Павел Дюков награжден наперсным крестом.
В ноябре 1917 года священник Николаевской церкви села Петровского Ставропольской губернии Павел Дюков внес пожертвования, сборы за июнь-октябрь в сумме 120 рублей, в пользу Ставропольского Епархиального госпиталя для больных и раненых воинов. СЕВ. [24]

Евфимов Дмитрий Трофимович, 1858 г. р., окончил Кавказскую духовную семинарию, 27 марта 1880 года определен на должность псаломщика Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Ставропольской губернии, вскоре убыл в станицу Дубовскую Терской области на должность священника. 3 сентября 1893 года священник поселка Радыковского Евфимов Дмитрий, согласно прошению, переведен в станицу Каменнобродскую, 22 мая 1896 года перемещен в село Надежду на должность священника Знаменской церкви, 7 февраля 1897 года за отлично-усердную и полезную службу награжден бархатной фиолетовой скуфьею. С 14 февраля 1914 года Дмитрий Евфимов священник церкви села Привольного, умер 7 февраля 1915 года в возрасте 57-ми лет. СЕВ 1893/18/4; СЕВ 1915/9/8. [24]

Затонский Василий Михайлович, 1846 г. р., запрещенный священник, низведенный в псаломщики, исполнял в Иоанно-Богословском храме должность псаломщика, определением Епархиального начальства 24 октября 1896 года «…устранен совсем от должности». В 1898 году запрещенный священник Василий Затонский проживал в селе Шишкино. [24, 25]

Золотухин Степан Гаврилович, в 1882 году церковный староста Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии. [25]

Зубкова Евдокия Андреевна, 1831 г. р., местная крестьянка, в 1889 году просфорня Иоанно-Богословской церкви села Шишкино. [24]

Иванов Лука, первый священник Шишкинского деревянного молитвенного дома, строительство которого началось на средства крестьян в 1846 году. [25]

Иванов Петр Павлович, запасной писарь, 28 ноября 1902 года определен, согласно его прошения, исполняющим дело псаломщика Иоанно-Богословской церкви села Шишкино, служил в этой должности; 21 февраля 1907 года утвержден псаломщиком церкви села Ново-Михайловского (Тамбовки) Ставропольской губернии. Его дочь Иванова Мария Петровна в 1906 году обучалась в 5-м штатном классе Екатеринодарского епархиального женского училища. СЕВ 1902/23/24; СЕВ 1907/5/8. [24]

Карпов Максим Иванович родился в 1856 году. Его отец Карпов Иван, казак, унтер-офицер. Максим окончил Ставропольское городское училище, с 1873 года служил в городе Ставрополе псаломщиком Казанского кафедрального собора.
Из истории Собора: «…В 1843 году Кавказская область с Черноморией были выделены в отдельную епархию. 8 июля состоялась торжественная церемония закладки храма, который освятил епископ Кавказский и Черноморский Иеремия. В 1847 году постройка храма была завершена, указом Святейшего Синода ему был присвоен статус кафедрального, а 4 ноября (22 октября по старому стилю) состоялось его освящение. В 1858-1873 годах рядом с Казанским собором строится четырехъярусная колокольня. Кафедральный собор славился своим церковным хором, регентом которого был ставропольский композитор и дирижер В. Д. Беневский. Под сводами собора была также устроена усыпальница, где в 1872 году был погребен епископ Феофилакт, причисленный к лику местночтимых святых, а в 1903 году – потомственный почетный гражданин города, церковный староста собора А. Ф. Нестеров». Сайт: Русская Православная Церковь.
Жизнь и служебная деятельность Максима Карпова была посвящена религиозному и общеобразовательному просвещению народа, многие годы он заведовал церковно-приходскими школами и сельскими народными училищами, преподавал Закон Божий и другие предметы. В начале 90-х годов XIX века он заведовал одноклассным училищем в селе Медвеженском Ставропольской губернии. 12 марта 1893 года, согласно его прошению, определен на диаконо-учительское место в станицу Казанскую Кубанской области.
8 февраля 1897 года Карпов Максим, за особо ревностную и плодотворную деятельность по церковным школам Кавказского отдела, пожалован Епископом Агафодором Благословением и награжден грамотой. В этом же году, 23 сентября 1897 года, определен священником Спасо-Преображенского женского монастыря Кубанской области, проживал с семьей в ауле Сенты (ныне поселок Нижняя Теберда Карачаевского района Карачаево-Черкессии).
В Ставропольском архиве ГКАУ «ГАСК» хранится дело «О назначении диакона станицы Казанской Максима Карпова на священническое место к церкви Спасо-Преображенского монастыря и о рукоположении его в священники». 1897-1898 гг. Ф. 135, оп. 55, д. 586, 16 листов.
Женский Спасо-Преображенский монастырь, освященный 22 октября 1896 года, был построен на левом берегу горной речки Теберды, напротив аула Сенты, у подножья горы, на вершине которой стоит древний Сентинский храм. В женском монастыре имелся молитвенный дом в честь мученика Агафодора и одноименный храм.
Карпов М. И. и его жена учительница Карпова В. А. известны епархиальному начальству «…как организаторы первой школы духовного ведомства среди закубанских горцев – карачаевцев селения Сенты. В год своего открытия школа имела 14 учащихся и В. А. (Карпова) за зиму успела научить их разбирать русскую грамоту, кое-как писать». СЕВ, 1900 г. № 16.
Но пребывали Карповы в горах Карачая не долго. С 1898 года они проживали в селе Шишкино Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии, где Максим Иванович состоял священником Иоанно-Богословской церкви.
В приходе Иоанно-Богословской церкви в 1898 году насчитывалось 199 дворов, в которых проживало 607 душ мужского пола и 525 душ женского пола. Причт церкви, кроме Максима Карпова, состоял из следующих лиц:
Затонский Василий Михайлович, 1836 г. р., запрещенный священник;
Севостьянов Павел Васильевич, 1858 г. р., церковный староста;
Федотов Андрей Терентьевич, 1878 г. р., псаломщик;
Шпагина Мария, 1838 г. р., крестьянка, просфорня. [25]

7 апреля 1900 года Преосвященнейший Агафодор, Епископ Ставропольский и Екатеринодарский, по представлению Епархиального Училищного Совета от 10 декабря 1899 года, разрешил Новогригорьевскому отделению объявить Благодарность без внесения в формулярный список заведующему и законоучителю церковно-приходской школы села Шишкина священнику Карпову Максиму. СЕВ, 1900 г. № 8.
20 апреля 1900 года Епископ Агафодор в ходе обозрения церквей епархии лично посетил село Шишкино Ставропольской губернии. О его визите представлен отчет в Ставропольских Епархиальных Ведомостях (СЕВ, 1900 г., № 16): «…Первый приход, подлежащий обозрению Архипастыря в этот день, - село Шишкино, - отстоит от Медведки в 10 верстах. Дорога идет по низине, оживлена хуторами и водяными мельницами, живописно разбросанными по берегам р. Буйволы; всюду сады, тучная, изумрудно зеленая яркая весенняя зелень. Дождь прекратился, воздух чист, прозрачен, ехать приятно…
Вскоре потянулись над рекой в одиночку дворы с незатейливыми и бедными избами с. Шишкина. Село это не велико, - население едва превышает 1000 душ обоего пола и выглядит бедно. Только церковная школа, волостное правление и квартира священника резко отличаются от остальных жилых строений. Храм здесь небольшой, но содержится весьма опрятно, за что Владыка похвалил и священника и прихожан, радостно встречавших его.
Из храма он проследовал по пути, усыпанному цветами, в церковно-приходскую школу, единственную в приходе (министерского училища нет), и окончательно благоустроенную только в 1898 году при настоящем священнике о. Максиме Карпове. Школьное помещение вполне удовлетворительное, собственное. Постройка обошлась в 2400 рублей, из коих 900 рублей отпущены Училищным Советом, а остальные средства изысканы на месте. Школа смешанная, из 50 душ. Дети выглядят особенно опрятными. Владыка испытал по всем предметам школьного обучения и (дети) отвечали толково.
Весь труд по школе несут с любовью супруги Карповы: о. Максим по должности заведующего и законоучителя, а супруга его В. А. – учительница. Последняя получает жалованье от Училищного Совета 800 рублей в год.
В общественной квартире о. Карпова – небольшой, но опрятной – Владыка пробыл не более получаса и отбыл далее в село Александрийское».

Через год, 27 апреля 1901 года, священник села Шишкина Карпов Максим перемещен, согласно прошению, к Николаевской церкви станицы Саратовской.
В Ставропольском архиве ГКАУ «ГАСК» имеется дело за 1903-1906 годы «По обвинению священника станицы Саратовской Максима Карпова в допущении умереть без крещений детей у Хмеля и других». Ф. 135, оп. 61, д. 1590, 61 лист.
В 1906-1909 годах, по определению Епархиального начальства, священнику Карпову выдавалось пособие в 45 рублей из жалованья Кубанским казачьим войскам. 30 марта 1911 года он награжден набедренником. 12 сентября 1913 года определен вторым священником в Рождество-Богородицкий храм станицы Полтавской и законоучителем двухклассного училища. 21 марта 1916 года Архиепископ Агафадор наградил священника станицы Полтавской Карпова Максима за отличное усердие и полезную пастырскую службу Бархатной фиолетовой скуфьей.
В 1920 году с территории Северного Кавказа были изгнаны белогвардейские войска, в селах Ставрополья и станицах Кубани восстанавливалась советская власть. Советские исполнительные органы вели беспощадную борьбу с бандитизмом, контрреволюцией, подавляли всякое инакомыслие и сопротивление установлению социалистического строя. В августе 1920 года «…при вступлении в станицу (Полтавскую) подразделений Красной армии священник Максим Карпов был обвинен в контрреволюции и расстрелян вместе с некоторыми жителями станицы». Сайт: Кубанский мартиролог.

Климентов Василий Никанорович, 1829 г. р., в 1853 году проживал в селе Александрии Ставропольской губернии, состоял на должности дьяка Дмитриевской церкви, в 1870 году служил дьячком Иоанно-Богословской церкви села Шишкино той же губернии. 3 мая 1906 года псаломщик села Сандаты Климентов Василий определен диаконом к церкви станицы Каневской. СЕВ 1906/10/2. [24]

Костин Григорий Алексеевич, 1824 г. р., с 1854 года причетник в селе Елизаветинском, в 1870 году диакон Иоанно-Богословской церкви в селе Шишкино. Жена Костина Параскева Кузьминична, 35 лет; дочь Костина Ксения Григорьневна, 12 лет; сын Костин Анфим Григорьевич,  3 года; дочь Костина Марья Григорьевна,  2 года. [24]

Краевский Трифон Платонович, 1856 г. р., в 1872-1874 годах причетник Иоанно-Богословской церкви села Шишкино; служил псаломщиком Вознесенской церкви села Прасковеи Прасковейского уезда Ставропольской губернии, умер 17 января 1908 года. Семья: жена и 6 детей. Сын Краевский Константин Трифонович назначен псаломщиком Вознесенской церкви села Прасковеи с 13 февраля 1908 года, 21 июня 1908 года уволен за штат по болезни. Вдове Краевской Ольге с детьми определением Священного Правительственного Синода от 30 мая 1908 года назначена пенсия  100 рублей в год. Дочь Краевская Александра Трифоновна в 1909-1910 учебном году училась в 1-м параллельном классе Ставропольского Епархиального училища на казенном содержании. Дочь Краевская Любовь Трифоновна в 1909-1910 учебном году училась в 7-м классе Ставропольского Епархиального училища на полном  казенном содержании. Сын Краевский Трофим Трифонович в 1910 году псаломщик Вознесенской церкви в селе Прасковея. СЕВ 1908 (№ 3, 7); СЕВ 1910 (№ 5, 6, 38). [24]

Краснов Моисей Львович, 1850 г. р., в 1870 году пономарь Иоанно-Богословского храма села Шишкино. Его мать Краснова Акулина Минична, 1812 г. р. [24]

Крыжановский Александр Петрович, бывший воспитанник Ставропольской духовной семинарии, с 22 ноября 1906 года исполнял должность диакона в церкви села Высоцкого Благодарненского уезда Ставропольской губернии. 25 марта 1907 года в Андреевской домовой церкви Его Преосвященство, Преосвященнийший Агафодор, Епископ Ставропольский и Екатеринодарский, совершал Божественную литургию, во время которой рукоположил в диаконы Александра Крыжановского. За богослужением Его Преосвященство произнес проповедь. 15 января 1916 года диакон села Высоцкого Александр Крыжановский переведен на должность священника Иоанно-Богословского храма села Шишкино. СЕВ 1906/23; СЕВ 1907/7. СЕВ 1916/4. [24]

Куликов Федор Иванович, сын причетника, в 1824 году окончил Тамбовскую духовную семинарию по 2-му разряду. В 1856 году лечился на Кавказских минеральных водах, с 1859 года служил священником в селе Урожайном Ставропольской губернии, затем в Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии; ушел в отставку в июле 1867 года, проживал в селе Благодарном Новогригорьевского уезда у сына, священника Космодамиановской церкви Куликова Александра Федоровича. [24]

Негриев (Нигриев) Григорий Федорович, 1819 г. р., в 1842 году окончил Астраханскую духовную семинарию, в 1847 году состоял священником Дмитриевской церкви в селе Александрии Пятигорского уезда Ставропольской губернии.
В Ставропольском архиве ГКА «ГАСК» хранится Метрическая книга Дмитриевской церкви села Александрии за 1853 год (Ф. 135, оп. 11, д. 653). Священниками церкви состояли Негриев Григорий Федорович и Воинов Андрей, дьячками: Климентов Василий Никанорович, Краснов Лев Иванович, Терновский Карп Мареевич.
Из села Александрии Григория Негриева переместили к церкви села Медведского, а 12 января 1865 года вновь назначили священником Дмитриевской церкви села Александрии. В 1866 году он состоял действительным членом Ставропольского губернского статистического комитета, в 1868 году в 1-м выпуске «Сборника статистических сведений о Ставропольской губернии» опубликовал очерк «Село Александровка» (ныне село Александрия Благодарненского района».
В 1870 году Г. Ф. Негриев в селе Александрии имел приход: 264 двора, 1058 душ мужского пола и 967 душ женского пола, кроме того, служил священником в селе Шишкино в Иоанно-Богословской церкви. В 1872 году за нанесение побоев двоим прихожанам направлен на клиростное послушание в Пятигорский собор с запрещением священнослужения. Затем он продолжил служение в селе Александрии, умер в 1882 году в возрасте 66 лет. Его жена Негриева Татьяна Андреевна, 1825 г. р., в 1889 году проживала с детьми в селе Александрии, как вдова священника получала пенсию 20 рублей в год. Дочь Негриева Серафима Григорьевна,1855 г. р. Сын Негриев Христофор Григорьевич, 1858 г. р. [24]

Розанов Григорий, окончил курс Ставропольской духовной семинарии, по резолюции Преосвященнейшего Епископа Евгения 23 июля 1893 года назначен псаломщиком Михайло-Архангельской церкви села Донского; 20 мая 1894 года определен на диаконо-учительское место к церкви села Донская Балка Ставропольской губернии; 29 ноября 1894 года, согласно его прошению, назначен третьим священником в станицу Тихорецкую; 20 мая 1897 года назначен на священническую вакансию к Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии; 22 апреля 1898 года перемещен в станицу Новоминскую Кубанской области на вакантную должность 3-го священника. 29 июля 1900 года Григорий Розанов, сложивший священнический сан, определен псаломщиком церкви станицы Камышеватой Кубанской области, 28 января 1913 года он отчислен от места псаломщика в связи с болезнью. СЕВ 1894/23; 1897/11; 1898/9/3; 1913/6.

Ряшенцев Семён Тарасович, 1850 г. р., с 8 сентября 1888 года церковный староста Иоанно-Богословской церкви села Шишкино, 22 декабря 1902 года избран церковным старостой на третье трехлетие. В 1908 году Ряшенцев Семен пожертвовал в Иоанно-Богословский храм иконы: Господа нашего Иисуса Христа, Покров Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила, Иоанна Крестителя, Евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, Апостолов Петра и Павла, Пророка Илии, Святых равноопостольных Кирилла и Мефодия, св. Серафима чудотворца Саровского и св. Василия Великого. Стоимость икон 49 рублей.  За что жертвователю была выражена Архипастырская Благодарность. 24 мая 1909 года Ряшенцев Семен утвержден церковным старостой на пятое трехлетие. СЕВ 1908/23; 1909/22. [24]

Светлов Владимир Саввинович, 1866 г. р., священник села Одинцова (Кириловка) Карсской области 29 октября 1903 года перемещен в станицу Суздальскую, 10 мая 1905 года – к церкви села Старомарьевского. В 1913 году за перемену имени младенцу Хованскому и за другие проступки был отправлен в Кавказский монастырь. С 1 июля 1914 года священник Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Ставропольской губернии. 27 ноября 1915 года переведен в один из приходов Кубанской области, в станицу Мохашевскую. Его дочь Светлова Мария Владимировна в 1903 году обучалась в Екатеринодарском епархиальном женском училище во втором параллельном классе, за ее содержание в пансионе, правоучение, за обучение музыке и французскому языку отец заплатил 50 рублей. Дочь Светлова Анна Владимировна со второго полугодия 1907 года обучалась в Ставропольском епархиальном женском училище в 1-м штатном классе на казенном содержании. [24]

Севастьянов Иван Васильевич, 1868 г. р., с 20 июля 1912 года церковный староста Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Благодарненского уезда. [24]

Севостьянов Павел Васильевич, 1858 г. р., в 1898 году церковный староста Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии. [25]

Скворцов Михаил Никитич, 1842 г. р., служил священником в селе Шишкино с 3 февраля 1867 года. В 1870 году он обслуживал и село Александрию, где имел приход: 219 дворов, в которых проживало 877 душ мужского пола и 833 души женского пола. Его жена Скворцова Матрена Антоновна, 1848 г. р. Сын Скворцов Андрей Михайлович, 1867 г. р. Дочь Скворцова Анна Михайловна, 1869 г. р. Священник станицы Ильинской Скворцов Михаил на основании определения Священного Синода 18 марта 1903 года за заслуги по духовенству к дню рождения Его Императорского Величества награжден камилавкою, 6 мая 1908 года награжден наперстным крестом от Священного Синода выдаваемым, умер 4 ноября 1915 года. СЕВ 1904/10; 1908/20; 1916/1. [24]

Смирнов Николай, в 1910 году псаломщик Иоанно-Богословского храма села Шишкино. СЕВ 1910/38/16.

Сокольский Александр Александрович, 1880 г. р., окончил курс Ставропольской духовной семинарии, 9 декабря 1900 года определен исполнять должность псаломщика Варваринской церкви г. Ставрополя. Диакон села Черного Леса Сокольский Александр 27 июня 1904 года определен на должности священника Иоанно-Богословской церкви села Шишкино. 19 апреля 1906 года, согласного его прошения, перемещен в село Лиманское. 18 августа 1914 года назначен священником Ново-Покровской церкви г. Ейска. СЕВ 1906/9; 1914/35. [24]

Сонников Антоний Павлович, 1879 г. р., в 1889 году псаломщик Иоанно-Богословской церкви села Шишкино, холост, 10 июня 1895 года, согласно его прошению, перемещен к церкви села Кулешовского исполняющим должность псаломщика. В селе Шишкино с июня 1895 года была открыта псаломщическая вакансия. Сонников Антоний только 10 августа 1905 года утвержден на должность псаломщика села Кулешовского, в 1911 году за отлично-усердную службу награжден стихарем, умер 5 ноября 1913 года в возрасте 31 год. СЕВ 1895/12; 1911/6; 1914/2. [24]

Стефанов Василий Александрович, 1846 г. р., окончил в 1868 году духовную семинарию, с этого времени дьячок Иоанно-Богословской церкви в селе Шишкино Ставропольской губернии, затем псаломщик, в 1879 года исключен из духовного звания. Жена Стефанова Евдокия Кузьминична, 1849 г. р. Сын Стефанов Василий Васильевич, псаломщик Александро-Невской церкви станицы Новомалороссийской, 6 октября 1907 года уволен от должности в связи с поступлением в университет. Сын Стефанов Поликарп Васильевич. СЕВ. [24]

Тарасов Иона Афанасьевич, 1873 г. р., из крестьян, уволен из 3-го класса Ставропольского духовного училища, по его просьбе 8 февраля 1892 года назначен и. д. псаломщика церкви села Яшалта; 21 декабря 1897 года перемещен к Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Новогоригорьевского уезда Ставропольской губернии. В 1910 году он служил диаконом в селе Сухой Буйволе Благодарненского уезда Ставропольской губернии, учительствовал в церковно-приходской школе. Был женат, воспитывал пятерых детей.
24 июня 1915 года диакон Иона Тарасов при рапорте представил в Епархиальный Училищный Совет 33 руб. 50 коп., полученные им в жалованье из казенных сумм за сентябрьскую треть 1914 года, и просил: «…препроводить эти деньги в Ставку Августейшего Верховного Главнокомандующего на нужды воинов, причем просил Совет и на будущее время, впредь до окончания войны, причитающееся на его долю казенное жалованье за учительство, препровождать Августейшему Главнокомандующему на благоусмотрение его Императорского Высочества».
Обсудив рапорт диаконо-учителя Ионы Тарасова, Епархиальный Училищный Совет журнальным определением своим от 6 июля 1915 года за № 20, утвержденным резолюцией Его Высокопреосвященства Агафодора, 24 июля за № 1511, постановил: «…Просить члена Совета, епархиального миссионера-проповедника, протоиерея Симеона Никольского о патриотических чувствах диакона Тарасова и его жертве на нужды воинов напечатать в Ставропольских Епархиальных Ведомостях в отделе военной хроники». Что и было исполнено! На страницы Епархиальной летописи занесено деяние отца Ионы, как достойный подражания пример, на память и назидание братии. СЕВ 1916/2.
18 марта 1917 года за отлично-усердную и полезную пастырскую службу диакону церкви святителя Николая Чудотворца села Сухая Буйвола Иона Тарасову объявлена Архипастырская Благодарность с вручением Грамоты. СЕВ 1892/5; 1897/1; 1916/2; 1917/13.

Федотов Андрей Терентьевич, 1878 г. р., сын псаломщика, 5 ноября 1898 года определен, согласно его прошения, исполнять должность псаломщика Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии, 7 ноября 1902 года перемещен к церкви села Сотникова (ныне село Сотниковское Благодарненского района). СЕВ 1898/22; 1902/22. [25]

Федотов Николай, сын псаломщика, 22 апреля 1898 года определен исполняющим должность псаломщика церкви станицы Васюринской. Псаломщик станицы Баракаевской Федотов Николай 2 июня 1899 года определен к церкви села Сотникова Благодарненского уезда Ставропольской губернии, поменявшись местами с псаломщиком Орловым Иваном. 7 ноября 1902 года Федотов Николай перемещен на должность псаломщика Иоанно-Богословской церкви села Шишкино этой же губернии, 22 января 1908 года назначен псаломщиком Вознесенской церкви села Прасковеи, но 1 февраля 1908 года переназначен в село Покойное к Михайло-Архангельской церкви, вместо уволенного за штат Михайлова Константина. 17 января 1910 года Федотов Николай уволен от должности по болезни. 25 октября 1909 года заштатный псаломщик Федотов Николай назначен на диаконское место к церкви станицы Кавказской, 25 февраля 1911 года переведен на должность псаломщика к церкви хутора Братского, в этом же году 1 сентября уволен от должности. СЕВ 1898/9; 1902/22; 1908/4; 1909/44; 1911/11.

Шпагина Мария, 1838 г. р., крестьянка, в 1898 году просфорня Иоанно-Богословской церкви села Шишкино Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии. 18 мая 1894 года Ставропольская духовная консистория постановила: рекомендовать причтам Ставропольской Епархии избирать на места просфорен к приходским церквам честных вдов или сирот духовного звания. СЕВ 1894/13. [25]

Ястребов Алексей Васильевич, окончил Ставропольскую духовную семинарию, 23 октября 1892 года назначен на диаконо-учительское место к церкви хутора Романовского. 26 августа 1895 года он, согласно его прошению, был определен священником в село Шишкино Новогригорьевского уезда, одновременно состоял заведующим, законоучителем и учителем школы грамоты, открытой при Иоанно-Богословской церкви в 1892 году, и церковно-приходской школы, открытой в 1896 году.
Деревянный храм в честь св. апостола Иоанна Богослова, в котором довелось служить о. Алексею с осени 1895 года, выглядел довольно приличным. Прихожане храм посещали с большой охотою, но среди них некоторые уже были подвержены влиянию сектантов.
В селах Новогригорьевского уезда Сотниковском, Спасском, Елизаветинском и других с 70-х – 80-х годах  XIX века среди православных жителей распространялось хлыстовское лжеучение. В селе Шишкино совращал народ в хлыстовскую секту житель села Спасского Затолокин. Он работал по найму мельником, «мирошником» у госпожи Гробовой, владелицы водяной мельницы.
10 декабря 1895 года в село Шишкино прибыл Ставропольский епархиальный противосектантский миссионер, священник Симеон Никольский. В поездке по уезду его сопровождал бывший священник села Просянского, а с 6 июля 1894 года миссионер 9-го благочиния Михаил Костко. На ночлег они определились в дом священника Алексея Ястребова, с его согласия совершили в Иоанно-Богословском храме утреню, божественную литургию, провели беседу об устройстве Церкви Христовой, пели с прихожанами «Богородице Деве» и «Отче наш». Затем они встречались с Затолокиным, Сигитовым и другими прихожанами, склонными к сектантству, вели с ними продолжительную беседу.
Через несколько дней миссионеры Симеон Никольский и Михаил Костко, возвращаясь из села Елизаветинского, вновь заехали в Шишкино, посетили г-жу Гробову, расспросили о хлысте Затолокине.
- Затолокин отвергает Священную церковь, ее таинства, иерархии, - рассказывала Гробова о своем работнике, - Над причастием смеется. О священниках говорит: «Из-за попов не видать народу. Таинство крещения – окунание в воду. Какая здесь тайна?» И все вербует, вербует народ в свою секту…
Миссионер Никольский:
- Видимо, Затолокин читал подпольное издание Льва Толстого, его «…исследование догматического богословия». Явно, он хлыст – толстовец!
Гробова:
- Воззрения Затолокина уже переходят в жизнь! Недавно у него умерла жена, умер сын 9-ти лет. Накануне мы напоминали ему о христианском долге – дать возможность смертельно болящим исповедаться, приобщиться к Святым Таинствам. Так он жене и сыну такой возможности не дал. Он распространяет по селу молву, что епархиальный миссионер разрешил ему проводить собрания.
11 декабря 1895 года миссионер Никольский в письменном отношении № 2 на имя старшины села писал: «…Затолокин и Сигитов могут читать слово Божие в собрании только с разрешения местного священника Ястребова, под его наблюдением, объявивши ему, где и когда они намерены читать. Всякие же иные, тайные или явные собрания с религиозной целью, вне ведения местного священника должны считаться противозаконными. Объявите это означенным лицам под расписку».
В отчете о миссионерской деятельности священник Симеон Никольский в «Ставропольских Епархиальный Ведомостях» (№ 11, стр. 631-641) о священнике Алексее Ястребове писал: «…Священник о. Алексей только что поступил в священники с. Шишкина, но уже ревностно беседует и знакомится с состоянием сектантства в приходе, запасаясь пособиями. Я вручил ему до 10 названий сочинений для борьбы с сектантами».
По отчетам Ставропольской епархии за 1897 года число раскольников и сектантов в Ставропольской губернии было незначительным. Однако в некоторых селах раскольников и сектантов было довольно много. Так в Новогригорьевском отделении Ставропольской Епархии в селах Шишкино и Ореховском насчитывалось 52 души хлыстов, в селе Сотниково – 40 душ хлыстов, в селе Высоцком – 217 душ жидовствующих и 22 хлыста. СЕВ 1897/5/21.
Дальнейшая религиозная и просветительская деятельность священника А. В. Ястребова с 19 марта 1897 года проходила в селе Воронцово-Александровском. Здесь он служил священником Рождественско-Богородицкой церкви, одновременно заведовал одноклассной церковно-приходской школой, школой грамоты хутора Мартынова, затем состоял заведующим и законоучителем сельского двухклассного училища с содержанием 150 рублей в год.
27 марта 1903 года за особо ревностную и полезную пастырскую деятельность Епископом Агафодором А. В. Ястребов награжден набедренником, 2 апреля 1908 года – бархатной фиолетовой скуфьею. 16 июля 1911 года священник села Воронцово-Александровского Алексей Ястребов перемещен к церкви станицы Темиргоевской. СЕВ, № 30, стр. 907.

ИСТОЧНИКИ:
1. Адрес-календарь на 1901 год. Ставрополь, 1901.
2. Адрес-календарь Ставропольской губернии на 1907 г.
3. Адрес-календарь Ставропольской губернии на 1908 г.
4. Адрес-календарь Ставропольской губернии на 1909 г.
5. Кавказский календарь на 1906 г. Тифлис, 1906.
6. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1904 г.
7. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1905 г.
8. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1910 г.
9. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1911 г.
10. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1912 г.
11. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1913 г.
12. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1914 г.
13. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1915 г.
14. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1916 г.
15. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1919 г.
16. Кавказский календарь на 1916 г. Тифлис, 1915.
17. Ведомости и рапорты волостных правлений о положении волостей Ставропольской губернии. ГАСК, Ф-101, оп. 4, д. 3057.
18. Забелин В. М. Страницы Благодарненской истории. Ставрополь, 2010.
19. Забелин В. М. Благодарненский район – через испытания временем. Исторические очерки. Ставрополь, АГРУС, 2010.
20. Забелин В. М. Лента истории Благодарненского района. Ставрополь, АГРУС, 2012.
21. Забелин В. М. Благодарненская сторона. Ставрополь, 2012.
22. Забелин В. М. Благодарный – сопричастность к мировой истории. Ставрополь, 2013.
23. Рязанов А. Ф. Благодарненцы в XVIII-XIX веках. Часть 1. Фамилии, племена, численность и вера. Ставрополь, 2013.
24. Рязанов А. Ф. Благодарненцы в XVIII-XIX веках. Часть 2. Благодарное и окрестные села. Ставрополь, 2014.
25. Рязанов А. Ф. Благодарненцы в XVIII-XIX веках. Часть 3. Благодарненские мемории. Ставрополь, 2016.
26. Соколов В. В. Сборник сведений о городе Благодарном. Ставрополь, 2013.
26 а. Соколов В. В. Сборник сведений о Благодарненском уезде. Выпуск второй. Ставрополь, 2018.
27. Журналы заседаний Благодарненского уездного съезда по организации уездной власти и второго общего собрания Благодарненского уездного Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Типография трудовой рабочей артели, 1918.
28. Дела, характеризующие работу Благодарненской уездной рабоче-крестьянской инспекции за 1920-1921 гг. Архив ГКАУ «ГАСК», ФР-369, оп. 1, д. 5.
29. Пузиков В. И. Соколов В. В. Благодарненский уезд. Александр Марченко. Г. Благодарный, 2014 г.
30. Голоса из провинции. Жители Ставрополья в 1917-1929 годах. Сборник документов. Ставрополь, 2009.
Карпов Максим Иванович. Сайт: Кубанский мартиролог.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
10 ноября – 7 декабря 2020 г.