Виктор Иванчихин. Умирать собрался, а поле засевай

Виктор Каменев
Мы не были друзьями или товарищами, потому что из разных поколений. Мой отец работал с Виктором Ивановичем в институте «Центргипроруда», я слышал фамилию «Иванчихин» дома от отца, и когда попал как-то на выставку картин художника Иванчихина, представился ему. Он хорошо помнил моего отца, Ивана Степановича, мы разговорились, обменялись телефонами и иногда созванивались, разговаривали, пили чай в его мастерской.

Виктор Иванович ушёл от нас 8 октября в эпидемию коронавируса, и, подводя свои итоги этого тяжёлого 2020 года, я вспоминаю и немногие встречи с ним, которые всё-таки оставили след в моей душе. Они были очень задушевные, как разговоры с незнакомым попутчиком в купе поезда, которому можно сказать то, что другу не всегда скажешь. Я не был на прощании с ним, для его родственников я «незнакомый попутчик» Виктора Ивановича, но сообщение о его смерти меня кольнуло...

Я вспомнил наши встречи, разговоры, его картины, на которых были всё больше пейзажи Белогорья. Он брал меня с собой в мастерскую работать над картинами. Мы пили чай, он рассказывал о живописи, об институте, где работал с моим отцом, и открыл мне его с другой, «институтской стороны», о которой я не знал.

Любил рассказывать о белгородском прошлом, о военных годах, а сам всё что-то скоблил на холстах, подрисовывал, иногда спрашивал моё мнение. Показывал многочисленные исторические артефакты, собранные в его мастерской: ржавые от времени старинные весы, нехитрые крестьянские орудия труда, даже кирпичи с печатями.

Он был хороший рассказчик, увлекался своим повествованием, иногда смешным: как ему приходилось часто с утра специально ездить на дачу «кормить котов». Приютили летом на даче гулящую кошку, она родила котят, и вот теперь нужно было их подкармливать, ведь сами приручили, и теперь в ответе за них.

Я помогал ему в общественной деятельности по восстановлению исторической памяти нашего Белгорода, поддерживал его на собраниях по этому поводу, читал большие его статьи в «Нашем Белгороде» и делился своим мнением. Надо сказать, что его статьи — это маленькая энциклопедия по исторической части Белгорода, эмоциональный рассказ о трагических страницах его истории. Они заставляют задуматься: как мы относимся к своему прошлому, так будут относиться и к нам...

Он мечтал вернуть историческое название «Георгиевская» одной из старейших улиц нашего города, бывшей улице Бакунина — Чернышевского, а ныне 50-летия Белгородской области. Не получилось.

Иванчихин Виктор Иванович был человеком глубоко историческим, чувствовал свои белгородские корни очень глубоко, до времён Белгородской черты, когда ставили Георгиевскую церковь. Он из тех белгородцев, которые жили века по старинной русской пословице: «Умирать собрался, а поле засевай». Он «засевал» своё поле до самого своего конца, таких людей уже мало, говорят, с ними «уходит эпоха», правильно говорят...

Виктор Каменев