Одесские монологи часть 7

Олег Озернов
http://www.ozernov-oleg.ru/index/chast_7/0-279 (полный вариант на сайте автора)

Пойти на базар, это ещё, - не сделать базар.
(в соавторстве с сестрой Ларисой Вороновской)

В Одессе не ходят на базар, и заскочить по дороге на базар не получится, - там и останетесь. «Заскочить» - это мимо базара, в гастроном и "решётку" с арбузами рядом с ним. И потом!... Ви когда-нибудь заскакивали в музей или на концерт Утёсова? Нет? Ну, так не морочьте голову, и идите себе дальше, куда ви там шли! Куда ви пошли, я же любя! Садитесь сюда и будет вам щастя. Шоб ви знали, в Одессе базар «делают».

Да! Таки я сижу на скамейке и знаю, шо такое сходить на Новый ринок. За Привоз я даже вам промолчу, и за хабарские кошёлки тоже. Это для дам. Когда идут на ринок нормальные одесситы, они берут авоськи. А самые умные берут авоськи те, шо плетёт Сёма с Комсомольской 31. Он служил на рыбаках траловым мастером, и знает, как делать авоську, шоб потом делать с ней базар. Только он один на Молдаванке вязал авоськи разного водоизмещения. Это вам не в скучном магазине, где все одинакового размера и цвета грусти. Мог на два арбуза по десять кг, мог на один, мог на пять. Сёма-тралмастер чинил стометровые тралы из толстых канатов. Шо ему те сетки, которых он за путину вязал сотнями, а потом его Рая продавала на Толкучке  за нормальные деньги. Багатые люди из бедных заказывали ему авоськи с разноцветных капроновых ниток с рисунком. Теперь такие цветные, бывают, только флаги тех, шо весной ходят голым шалманом по Дерибасовской, и их нужно зачем-то уважать по приказу новых начальников. Почки, и шо-то там ещё у них весной так распускается! Капрон Сёме воровали с тех рибаков боцмана;, которых он учил из матросов. Иголки, для вязать те сетки, Сёма себе выпиливал из лучших сортов дерева и всегда сам. Ви знаете за те иголки? Им место в музее китобоев в Дюковском парке, где зубы кашалота на входе, а ты заходишь туда юным пионаром, как в пасть империализма. Не суетитесь, я знаю, шо китов сетями не ловят. Но тем иголкам таки достойно лежать в музее с китами. Потому что на всём одесском побережье  таким инструментом вязали сети рыбаки - предки наших китобоев. Хотите, расскажу за те иголки красиво?
Молодой человек, не делайте лицо, как вас насильно кормят манной кашей. Шо ви так нервничаете?! У всех мало времени. Не интересно за иголки и авоськи, я скажу за базар дальше, хотя, делать базар с пустыми руками это смешно и ви поймёте почему. Ещё минуту, и ша, все довольны!
Я помню за тот базар. Авоськи с базара виглядят не так, как у того того пу;рица в сандалиях, шо прошкандыбал мимо нас, тоже мне, крейсер в пейсах. Внизу на газете «Правда» там обязательно должна быть картошечка молодая, в шелупони, калиброванная шо та алыча. Зачем на газете? От ви смешной! Шоб не выпадала в дырочки, пока ви покупаете сверху молодую свёклочку с ботвой, лучок репчатый, вилочек капустки молочной с белой попкой качанчика, пару синеньких покрупней. Да, да, ви не знаете за синенькие, так это баклажаны и всё. Ви меня сбили, как румынского лётчика… О чём… Да!
Пучок редисочки, там, огурчиков пупырчатых таких, средненьких небритых, шоб кололись, как усы моей тёщи. Пшоночки молочной, початка четыре, чубатеньких. Сварить её, солькой натереть, и выгрызать до невозможного. Потом на веранде часик в зубах ковыряться на двор сверху глядячи. Сбоку баночку квашенной капустки, а уже потом кулёчек зелёного горошка в стручках, головку чесночку с кулачок моего внучика, и пару корешков хре;новых. И уже потом разместить перчиков молдавских сладких красных, жёлтых, зелёных, и помидорок, шоб не подавить, «Бычье сердце», две штучки по пол кило каждый. Ви не ели «Бычье сердце»? А «Микаду»? Ай-ай, это сразу видно. «Бычье сердце» можно есть, и пить сразу. Этот помидор из масла, он тает во рту, и его не хочется отпускать изо рта в желудок, такой он вкусный. Молодой человек, ви привыкли к целлофановым пакетам и не знаете за главный и единственный недостаток авоськи. Когда она полная, а ви решили туда добавить ещё кусочек щастя, её нельзя ни на что поставить. Она расползается, как Фаины мощи, моей соседки по коммуне, когда она утром виходит до туалета без лифчика. Фаины лифчики, это солнечные затмения. Фая вешает их на веровку в кухне и эти чёрно-розовые купола закрывают свет из окна всей коммуны. Их можно одевать на голову и будет шапочка вьетнамского партизана. Если поставите авоську, «Микады» проваливаются вниз, капуста сверху, а огурцы расползаются по внутри, как тараканы, рвущиеся на свободу. Молодой человек, никогда не ставьте полную авоську на прилавок, пытаясь достать деньги из самого глубоко кармана сзади штанов! Не нужно строить из себя умного, и вешать одну ручку авоськи на свою руку, второй впихивать новый товар и одновременно считать обеими руками мелочь. Это не помогает. Просыплете и мелочь, и товар, и всё обаяние молодости. Вас перестанут уважать продавцы и очередь. В других рядах, кто увидит, цена для вас может сильно вырасти. Оно вам надо? Авоськи не могут стоять, ни пустые, ни полные. Могут, только лежать или висеть. И тут, они похожи на некоторых женщин. Те на гвоздике, те на шее. Так, шо я там за первую авоську говорил?

И да! Дурак такую авоську не соберёт. Если дурак соберёт такую авоську, домой он в ней принесёт полный гармидер и головную боль жене. Мне вам рассказывать, как быстро эта боль переходит в травмы на вашей голове? Эти шрамы не заживают годами, распространяясь на сердце, и ми с вами это знаем. Собрать такую авоську может, только очень умный. Ви видите, я не краснею? Потому что, я знаю свою скромность.
Если ви зайшли на базар, это ещё не значит, что ви его сделаете, и вийдете оттуда, шоб он вас не сделал. На базаре нужно ходить не ногами. На базаре ходят головой. В Одессе эти мои золотые слова, как нигде золотые. Я много жил и знаю, шо говорю, и не надо возражать! На базаре не надо идти где короче, и где быстрее. Базар вам не гастроном! Забег в гастроном, это, как лёгкий флирт с переходом в случайную связь. А базар, это как первая брачная ночь, там идти надо лёжа, постепенно, и где вкуснее. Ви поднимаетесь от одной радости к другой, смакуя цену, вкус и аромат каждого отдельного наслаждения. Ви вибираете свой маршрут и наполняете свои авоськи строго, по одному вам известным законам физики вашей любви, и химии вашей страсти. Шоб потом, эти радости, через казаны, кастрюли, мясорубки, примуса, откипели до золотого навара, и слились в общий экстаз достигнутого счастья.
Молодой человек, не надо так смотреть глазами до неба! Как сейчас говорят, - гендер у меня на месте. Нет, я не поэт. Кто-кто? Нет, ему не родственник. Читал. Не разделяю. Ви улыбаетесь… Тридцать? Тридцать пять! Где мои тридцать пять… Просто, он шёл, сказал, шо с базара. Вы поверили. Я вам объясняю, раз ви остановились. Я рад, за вашу улыбку, ви приятный молодой человек.
Вам надо знать. Только, умный...

Далее здесь-  http://www.ozernov-oleg.ru/index/chast_7/0-279