Реформы самодержцев. 3. Цесаревич Александр

Анатолий Белаш
                Николай 1 осознавал недостаточность своего светского образования и  свою слабую подготовленность к роли монарха и приложил немало сил для подготовки к этой роли наследника Александра.

                Он сделал удачный выбор наставника. В.А.Жуковский был одним из образованнейших людей своего времени. Право преподавал выдающийся русский юрист Михаил Сперанский Историк   В.Г. Чернуха считает, что наследник получил блестящее даже по меркам Европы образование –
 «Пожалуй, из всех российских монархов Александр11 оказался самым подготовленным «царственному ремеслу». Во всяком случае, для этого было сделано максимум возможного.»
            
                Между тем, не все с этим согласны. Историк П.Зайончковский, анализируя рабочие записные книжки Николая 1 и Александра 11, нашел, что в первых записи более последовательны и компетентны. На этом основании Эйдельман делает вывод о том, что Александр11 «не подозревал о своей роли «освободителя» до самого начала реформ».
С этим трудно согласиться.

                Вот что вспоминает граф Д.Милютин, фельдмаршал, военный министр в правительстве Александра 11:
«Целые вечера, когда он был наследником, мы проводили вместе. В нашем воображении вся Россия покрывалась школами, гимназиями, университетами. Грамотный свободный народ в раскрепощенном государстве!»
               
                После окончания учебы Жуковский организовал поездку наследника по России, и сам сопровождал его.  Александр11 проехал от Новгорода до Тобольска и Кургана и от Твери до Одессы и Мариуполя. В Вятке наследник встретился с сосланным Герценом, целый день провел с ним и проникся к нему симпатией.. В Сибири встречался с ссыльными декабристами и просил отца освободить их, но тот не согласился.  Одним из первых поступков Александра11 при восшествии на престол было освобождение  декабристов.
   
                Думаю, что Александр 11 утвердился в необходимости реформ благодаря своей способности  в отличие от отца и сына  слышать не только свое ближайшее окружение, но и чаяния других слоев общества.    

                Следует отметить, что его брат Константин, верный союзник, а зачастую инициатор в проведении реформ, тоже получил отличное образование. Его  наставниками были Жуковский и географ, президент Российской Академии наук, адмирал Ф.Литке. Последний приучал вспыльчивого, непоследовательного Константина к порядку и самодисциплине.