Политолог Маркедонов Будет ли в Армении новая рево

Гахраман Гумбатов
Политолог Маркедонов: Будет ли в Армении новая революция?
В значительной степени постсоветский армянский национальный проект был связан с Карабахом. Именно массовые движения, которые там происходили в 88 году выдвинули на авансцену лидеров этого государства и оппозицию, тех, кто составил политический класс Армении. Более того, Карабахская тема была ведущей. С его помощью представление о народе «жертве» геноцида после 15 года в Османской империи было выдавлено мифом о победе в Карабахе. 26 лет держался статус-кво в Карабахе, который стартовал после заключения соглашениям в 1994 году. Теперь этого статуса нет, он растворился, возвращены Азербайджану не только территории вокруг Нагорного Карабаха, но и утрачены часть непосредственных территорий Карабаха. Ситуация радикально изменилась. Естественно, это не могло не вызвать недовольства и массовых протестов. Очень сложную ситуацию мы видим в том, что есть зазор между легальностью и легитимностью власти в Армении.
Нынешняя власть избрана по старым правилам. Которые действовали до урегулирования конфликта. Тогда действительно Пашинян был популярным, в его руках был контроль за основными институтами власти – это правительство, парламент, суд. А сейчас парламентское большинство у него реально поддерживающая сила, Вот этот зазор и является основной проблемой сегодня в Армении.
Очень интересное развитие получает консолидация оппозиции, которая избрала единым кандидатом в премьер-министры Вазгена Манукяна. Но здесь есть несколько моментов – Вазгену Манукяну уже 74 года. Сумеет ли он повторить свои успехи, когда ему было 45 лет? И второй момент – а что принципиально нового он может предложить? Придет и скажет «я отменяю соглашения», которые подписал Пашинян? В экономическом плане – есть понимание. что развитие может быть только при сотрудничестве с Россией. На самом деле в Армении не было большой конкуренции внешнеполитических игроков. Не было и не будет. Многие вещи, которые будет делать Манукян, вряд ли будут отличаться от того, что делал Пашинян. Единственный плюс, что он стоял у истоков первого армянского постсоветского государства , восстановления Армении после войны, после ухода коммунистов – это август 90, за год до путча, там были выборы, на которых коммунисты проиграли. Манукян стал первым премьер –министром.
- Как в Армении, так и в России существуют две противоположные версии происшедшего в Карабахе. Первый, что Россия предала Армению и Карабах, и что Россия сделала все возможное…
- Я не считаю, что Россия кого-то предавала. Россия никогда не говорила, что готова поддерживать независимость Нагорного Карабаха, что готова военным путем защищать эту независимость. Речь шла о территории Армении. Территория Армении не была подвергнута нападению. Естественно, вопрос о разных представлениях закрывать не в наших силах. Но на сегодняшний момент какого-то критического обвала я не вижу. С точки зрения о том какие партии в Армении могли бы придерживаться жесткой антироссийской политики. Есть одна сила – это Сасна црер, которая выступает очень жестко, в частности Жирайр Сефилян из Бейрута, но я не уверен, что у них есть массовая поддержка.
А каким вам представляется будущее Карабаха?
-Все зависит от того, что мы под этим понимаем. Если понимаем чисто географически, его большая часть ушла в состав Азербайджана. Ядро Нагорного Карабаха сохранилось, там присутствуют российские миротворцы, пока определение статус-кво отложено, урегулирование политическое не полностью имеет место. Говорить о том, что полное политическое урегулирование состоялось, невозможно. Все еще предстоит.
- Есть мнение. что в Карабахе будет размещена российская военная база, причем навсегда.
- Навсегда немного преждевременно утверждать. Пока российское военное присутствие определено в 5 лет. А что касается военной базы, на территории чужого государства без его согласия базу не построишь.
А как быть с проведенным в Карабахе референдумом? Ведь в случае с Крымом проведенный там референдум стал основой дальнейших решений. Почему карабахским армянам отказывают в праве на самоопределение?
-.Вопрос ставится правильно. Нужны некие действия, которые могут получить широкую международную поддержку. Недовольство турков северного Кипра тоже было, но их никто не признал. Тот факт, что французский сенат принял резолюцию о признании независимости Карабаха –это лишь рекомендация. Сенат не может кого-то признавать или не признавать. Это скорее акт поддержки и выражение солидарности с армянами. И ничего более.
Беседовал Эдвард Сахинов
Яндех