Когда тебя понимают

Любовь Тарасова-Горина
               

Прошло  несколько лет, а эта неординарная история из школьной жизни никак не может забыться. Кому бы я ни рассказывала, слушатели  реагировали одинаково: «Такого не бывает!».

Заканчивался учебный год, девятиклассники готовились к выпускным экзаменам. О том, что их классный руководитель Ольга Олеговна после выпуска переходит в другую школу, они уже откуда-то знали.  Полудети,  полувзрослые – они много  замечали и понимали. Видели, как непросто складывались отношения учительницы с директором школы. С юношеским  максимализмом даже попытались у самого директора выяснить, почему лучшего, по их мнению, педагога вытесняют из школы.

– Да что вы, ребята,– развел  руками директор. – Она сама уходит…

В этот год в Заречном микрорайоне Екатеринбурга строили  новую школу. Уже  вовсю  шла отделка, за лето надо было завершить все работы, чтобы первого сентября принять новоселов. Школе присвоили двенадцатый номер  и назначили директором Любовь Михайловну Кулеву. Она собирала коллектив, искала преподавателей по школам и вузам. И ведь выбирала-то лучших! Только им одним известно, каким образом директор уговаривала переменить место работы, что обещала, чем привлекала. Коллектив собрался сильный. Перешла сюда и преподаватель литературы Ольга Олеговна Ненашева.

А класс не захотел расставаться с учительницей, он предпочел расстаться со школой. И однажды к Любови Михайловне явились несколько подростков – делегация. Мальчишки просили всех их одноклассников принять в школу номер 12, записать в один десятый класс и определить в классные руководители Ольгу Олеговну. И, опасаясь, что их просьбу могут запросто отклонить, тут же пообещали, что они хоть завтра придут на стройку и будут изо всех сил помогать.

И ведь пришли! Очищали от строительного мусора помещения и двор. Было их всего четверо или пятеро – та самая делегация – а директор сразу поняла, что на этих ребят можно опереться. И не только на них – на весь класс.

…Это была совсем иная школа. Атмосфера другая. Отношения между учениками и директором сразу сложились доверительные. Ребята готовы были день и ночь торчать в школе, организовывать  дискотеки, оборудовать радиорубку, из ничего собирать колонки, усилители… Любовь Михайловна без боязни выдавала ключи от радиорубки, где стояли магнитофоны, и парни копались там допоздна, а к следующей дискотеке, смотришь, и светомузыка заискрилась-загремела!

Летом поехали в сельский Тугулымский район в летний лагерь труда и отдыха. Там их ждали полевые работы.

– Не знаю,  отпускать ли сына? Как вы думаете, Ольга Олеговна, ничего он не натворит? – засомневалась одна из мам.

– Зря волнуетесь. У вашего сына есть твердый нравственный стержень.

Глаза у матери прямо-таки засветились. Не от радости, не от гордости, скорей – от благодарности. И от того, что сразу и навсегда  поверила сказанному.

В прежней школе Ольгу Олеговну упрекали в популизме. Слово какое-то расплывчатое,  причем всяк  его по-своему  понимает. А чаще возникает оно на почве ревности и зависти – почему любят не меня? А ведь любят не добрых, не злых, любят – понимающих. На одного ученика можно посмотреть с разных точек зрения и дать ему совершенно противоположные характеристики.

– Этот парень  амбициозен, – говорил  про одного из учеников его бывший учитель.
– Нет, - возразила Ольга Олеговна, – он по-хорошему самолюбив.– Он заносчив! – Нет, у него обостренное чувство справедливости. –  Он деспотичен и самонадеян! – Нет, он умеет высказать свое мнение, невзирая на обстоятельства, и не меняет решений, если уверен в своей правоте.

Согласитесь, редкое уважение учителя к ученику…

Как-то ребятам сообщили, что педсовет решил исключить их одноклассника из школы: прогулы, двойки…

– А вы нас спросили? Мы – за? – возмутился класс.

И тогда весь педсовет пришел в класс и состоялся долгий и серьезный разговор. Многое почерпнули из него и те, и другие. Многое узнали про себя и про других. Друзья отстояли, в общем-то,  неплохого парня. А главное, учителя с учениками поняли друг друга и еще больше подружились.

Это был первый выпускной класс Ольги Олеговны Ненашевой. Это был первый выпуск школы номер 12.

Ольга Олеговна вскоре уехала из города как дисциплинированная жена военного человека. Любовь Михайловна по-прежнему директорствует уже в лицее  номер 12, который сегодня входит в список лучших школ России. И весь микрорайон Заречный мечтает учить своих отпрысков в ее заведении. Впрочем,  и  бывшие ученики уже приводят сюда своих детей.
               
                октябрь 2001
               
                (обновлено в 2020 году)