Социальная справедливость это правовая проблема

Аникейская Правда
     Сегодня  невозможно представить человеческое общество без права, а право без своего идеала – справедливости, к которой человек всегда будет стремиться. А идеал этот всегда создает общество с определенным опережением существующего права. Общество вырабатывает все новые и новые критерии справедливости. Истории известны случаи, когда право закрепляло идеи справедливости ранее, чем они стали всеобщим пониманием общества, например, в Сингапуре. Данное явление свидетельствует об исключительных качествах не столько права, сколько человека, который получив власть смог закрепить законом это право со своими единомышленниками. Случаи, когда возможности права иногда опережают состояние отдельных установок и оценок общества за счет возможности отражать и закреплять законом передовые нравственные, экономические и правовые идеи случаются в истории народов крайне редко.

     Мифологизация справедливости и презумпции невиновности, разочарование в справедливости буржуазного права и капиталистического строя при  эскалации неравенства – всё это ведет к появлению "лишних людей" и какие будут перспективы развития России  в такой ситуации предсказать трудно.

     Современный мир оказался на распутье и выбор развития России и всего человечества может пойти по самым разным, в том числе и очень негативным сценариям. И если сегодня мы можем говорить о справедливости как ценностно-нормативном принципе упорядочивания глобальной реальности в ее соотнесении с сегодняшними правами и законами, то завтра мы можем проснуться и увидеть, что того мира, в котором мы жили, больше нет и тема этой статьи более чем назрела.

       Сегодня уже можно увидеть своими глазами совершенно другой мир, отрицающий все то,  чем мы до сих пор жили. Мир, в котором стабильность и порядок основаны на справедливости законов и права, на Земле уже существует!  И не дай Бог, чтобы в России народ и государство выживали в волнах всеобъемлющего хаоса, как это уже не один раз случалось из-за недальновидности её правителей.

     В своей основе проблема справедливости раскрывается через категорию равноправия и является юридической проблемой. В пользу такого понимания сути дела свидетельствует уже сама этимология латинского слова «justitia», обозначающего одновременно и справедливость, и правосудие.  А презумпция невиновности с состязательностью и равноправием сторон, беспристрастностью при вынесении суждений по делу, правом на защиту, невозможностью прямых обвинений при наличии лишь косвенных улик, а то и вовсе предположений и так далее, должны стать частью справедливого правосудия.

     Не менее выразительно правовая природа справедливости представлена в русском языке, где право составляет корень слова «справедливость». Язык в этом отношении мудрее нас, он смог найти ответ на вопросы, в чем же состоит справедливость и какими средствами ее добиться. Средство для достижения справедливости, которое есть в наших руках — это право по  мудрые социально-экономические законы, которые должны обеспечивать социальную справедливость с помощью исполнительной и судебно-правовой власти.

      Можно выделить наиболее значимый мировоззренческий вопрос: является ли социальная справедливость универсальным феноменом, который представляет собой общезначимый итог рационально-логического осмысления социальных реалий, или справедливость — это явление лишь партикулярного и субъективного порядка, обусловленное представлением о справедливости того или иного социума, находящегося в определенных конкретно-исторических и социокультурных рамках своих социально-экономических законов?

     Такая, на первый взгляд, сугубо теоретическая постановка вопроса имеет очень важные выходы на практику, особенно после изучения трудов великих представителей западной философии.   Из этих трудов можно видеть, что Запад является носителем рациональной трактовки справедливости как равенства в правах, что восходит к идеям античного рационализма. В отличие от морально-религиозного осмысления справедливости, доминировавшего в русской философии, западное понимание справедливости в значительной мере носило рациональный, правовой характер и претендовало на универсальное, общечеловеческое значение.

      Но отказываясь в конце 80-х годов прошлого века от «коммунистической идеологии», которая на самом деле и близко не стояла возле настоящего марксизма, можно исходить из того, что понимать справедливость  необходимо не только как равенство прав человека перед законом.  Это ещё означает, что предсказуемая и понятная каждому разумному человеку связь между трудом и вознаграждением,  виной и ответственностью,  деянием и воздаянием должна обеспечивать человеку максимальную свободу для своего развития как человека разумного!  А именно эта связь, когда право на труд должно гарантировать каждому и право на жизнь достойную труда, и есть сущность коммунистической идеологии и Маркс трудом всей своей жизни пытался только всем доказать это!

     А ведь нас всё время убеждали, что Запад живет совсем не по этим принципам и это сегодня уже хорошо видно.  Эти универсальные принципы и события последнего времени сыграли для многих из нас роль разрушителя старой картины мира.  За последние тридцать лет, в результате больших совместных усилий разных стран и народов,  уже сейчас можно сказать, что социализма, то есть условий иметь право каждому необходимые социально-бытовые условия жизни достойно труда, больше на Западе, чем было в СССР. Сейчас во многих странах мира у людей с правом на общественно необходимый труд уже есть гарантированное законом право иметь необходимые социально-бытовые условия достойно количества и квалификации своего труда!   А не только право иметь зарплату пропорционально труду, когда граждан страны учили и лечили только для того, чтобы хорошо работали на благо своего буржуазно привилегированного государственного чиновничества, а сами трудящиеся долго не имели элементарных социально-бытовых условий по нормам достойных человека от общего количества производимых обществом и необходимых каждому средств для жизни.

    Не нужно много ума, чтобы понимать, что власть и богатство имущие во все века жили как при коммунизме, ибо у них всегда были в достатке не только необходимые им социально-бытовые  блага, но и коммуникационные, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а когда всё это было у рабочего люда? А ведь всё это уже есть у всех добросовестных и законопослушных граждан многих западных стран для своей счастливой жизни и созидательного труда!

      Наше юридическое сообщество должно научиться более чётко, своевременно и грамотно переводить все жизненные ситуации в правовую плоскость, которая должна включать в себя разработку новых, более социально прогрессивных законов и находить такие же способы правовой защиты населения для развития социальной справедливости в нашем обществе. Возможно, это потребует создания специальных общественных и государственных структур, потому что проблема того стоит.
   
      Здесь идёт речь, в основном, о главном внутреннем сопряжении идеи справедливости и конфликта между ее индивидуалистической и солидаристской трактовками.  Коммунистическая идеология пыталась сформулировать и реализовать коллективистскую идейную платформу справедливости, но фактически за рамками правового подхода к идее социальной справедливости, сохраняя товарное производство и рыночное распределение средств для жизни. И хотя воплощающий  идею Маркса  в реальных социальных гарантиях  Запад демонстрирует нам на деле примеры реализации социальной справедливости,  адекватность такой правовой справедливости при помощи узаконенных социальных гарантий  отнюдь не снимает полностью самого исходного противопоставления классовых, расовых, сословных, религиозных, а также межгосударственных и прочих противоречий. Время ещё не подошло!  Да и пример Содружества Независимых Государств и Европейского Союза показывает нам определённые тенденции в развитии человечества.

     Речь уже как-то шла о том, что при изучении различных древних и современных утопий и фантазий касающихся будущего мироустройства поражает то, что западная, прежде всего англосаксонская, научная фантастика описывала будущий глобальный мир, включая его космическую экспансию, в целом под знаком всеобщего недоверия и войн. А советская научная фантастика (Иван Ефремов и др.), напротив, описывала тот же будущий глобальный мир под знаком всеобщего мира, доверия и сотрудничества. И что же мы наблюдаем сегодня?  Скорее уже Запад ищет сотрудничества, чем Россия, но торгашески-капиталистический дух буржуев современной России уже разогнался так, что готов распродать всё, что имеет ещё для продажи, и загадить всё на своей родной земле, что ещё не загажено.  А сами отдыхать едут туда, где народы навели чистоту и порядок, и где хозяева со страхом наблюдают, где ещё эти русские могут нагадить и что спереть…

     Скорее суть этого различного отношения к жизни  гораздо глубже соперничества социально ориентированной и капиталистической идеологии.  Скорее этот глубинный смысл верно уловила в свое время русская религиозно-философская мысль, духовный опыт которой наш известный философ Арсений Гулыга назвал как «предчувствие беды и мысль о всеобщем спасении».

     Принципиальная разница между индивидуалистическим и коллективистским ценностно-правовыми подходами к будущему мироустройству заключается в следующем. Локальные представления о справедливости индивидуалистического подхода, априори признающего неравенство, если их не сдерживать справедливостью единых, равных и обязывающих норм права, неизбежно наращивают тотальное взаимное недоверие. И превращаются либо в войну всех против всех по Гоббсу как на уровне локальном, так и на уровне глобальном, либо в тотальную несправедливость самого сильного. То есть в ту самую гегемонию, к которой стремятся США, прикрывая это стремление заменой слова гегемония на «лидерство».

      Однако справедливость может быть устойчивой только с точки зрения миропорядка для блага всех, а не локальной солидарности равных кучкующихся субъектов, ибо в силу постулата соблюдаемого и защищенного правом равенства создать доверие можно только к справедливому правопорядку.

      Потому можно надеяться, что присущие советской правовой ментальности ценности коллективизма и трудовой солидарности всё же станут все более востребованы в мире по мере того, как господствующая пока  идеология индивидуализма всё более будет меняться на утверждение общественной солидарности и коллективизма.
 
     Долг российской юридической науки — адаптировать идеи русской философии права к современной, пока крайне сложной и противоречивой правовой реальности и вписать их в правовой миростроительный проект. Не право избранных (так называемого «золотого миллиарда») на лучшую долю, а равное право всех на то, чтобы всем достойно войти в будущее.  Но с точки зрения справедливости,  идея равного права всех народов и государств на безопасное и благое будущее должно определить не право избранных и призванных к гегемонии, а равное право каждого иметь необходимые социальные блага всем, но достойно своего вклада в создание этих благ!

     В заключение можно подчеркнуть один важный момент. Нам надо суметь соединить присущий российскому народу коллективизм, сформированный, суровой природой, бесчисленными оборонительными войнами, необходимостью объединить множество наций и народностей «общей судьбой на своей земле» (как было сказано в преамбуле нашей Конституции), на основе принципов социального правового государства, с созданием конкурентной экономической и политической среды. Честная конкуренция в сфере экономических и, что не менее значимо, политических отношений — это современное преломление главного принципа диалектики, согласно которому единство и борьба противоположностей является источником всякого развития. Без этого стране грозит очередной застой, опасные последствия которого мы уже проверили на своем опыте.

     Как сказал Аристотель, справедливость — величайшая добродетель, и хочется надеяться, что если не мы, так наши потомки на основе принципов гуманизма, равноправия и социальной справедливости создадут настоящее социально справедливое общество для всех честных людей.  А нечестных, методами общественного порицания, своим примером или трудового воспитания в изолированных поселениях,  постараются  приобщить к честной и справедливой жизни.  При которой человечество обретёт высшую в своей истории степень свободы для своего морально-нравственного и интеллектуально духовного развития., что так необходимо для созидательной и счастливой жизни!