Контактер. Космический лифт

Анатолий Чарушин
     В лихие 90-е наша разведка, как и другие  государственные силовые структуры, впали в ступор. В  разведке помимо проблемы предателей  наступил психологический кризис, связанный с потерей моральных ориентиров,  а у зарубежных нелегалов боязнь, что их  сдадут.
      Среди  них оказались такие, что решили оборвать все концы связи с Центром и раствориться в Мире. Некоторым это удалось.
     Среди них был один ценнейший сотрудник. Он непосредственно не добывал секретную информацию, но был связным со спящими и действующими агентами.
      Но самым ценным его достоинством  - была способность знакомиться  и поддерживать отношения с  людьми из самых разных социальных групп, в основном в Европе. С одними на  почве антиквариата и книг. Это самое простое, так как был владельцем антикварного магазинчика.
      Он прекрасно играл в шахматы и азартные игры. Разбирался в филателии, нумизматике и других подобных увлечениях. Разбирался в автомобилях, яхтах, лошадях. Увлекался садоводством.  Хорошо знал историю. Его вторая супруга увлекалась изготовлением шляпок и любила их дарить. Это тоже расширяло круг знакомых.
     Сын от первого  брака был французским дипломатом и, женившись в Чили, так там и остался. У второй супруги своих детей не было, как и общих детей.
      Последним известным в Центре местом их пребывания был городок в Бретани на севере Франции. Когда я узнал об этом человеке, ему должно было быть за 60.
      Мне поручили найти этого человека, и, по крайней мере, выйти на спящих агентов, с которыми потеряна связь.
      Итак, я отправился во Францию.
     Приехал я в этот городок в конце ноября, штормовая погода еще не началась. Остановился в  гостинице.
      После службы в местной церкви подошел к  священнику, представился ему литератором из Италии. Я рассказал ему, что бывал в их городке в 90-е годы и имел удовольствие познакомиться с антикваром на почве игры в шахматы.
      А теперь на месте его лавки адвокатская контора. Я проводил нового знакомого до его дома.
     По дороге он рассказал, что мой знакомый неожиданно уехал из города, и,  будучи с пастором в дружеских отношениях, сообщил, что его супруга получила  в наследство  недвижимость в Австрии и по завещанию должна была туда перебраться.
    При прощании, пастор пригласил меня на завтра на обед.
     Практически до захода солнца я прогуливался по городку, расположенному в живописной бухте,
     Фланкируемой с обеих сторон живописными скалами, которые напомнили мне Крымский Кара-Даг.  Я с удовольствием пожил бы здесь с недельку в бархатный сезон.
       На следующий день, хорошенько выспавшись, совершив пробежку и посидев на лавочке на берегу, отправился к пастору. На пороге меня встретила улыбчивая, аккуратно одетая младшая сестра пастора, о которой хозяин домика рассказал мне накануне. С собой я прихватил бутылку итальянского вина и купил букет цветов.
       За обедом хозяйка по собственной инициативе заговорила об антикваре и его супруге и показала присланную подругой открытку, присланную к Рождеству через несколько месяцев после отъезда соседей.    Несмотря на то, что открытка была послана более десяти лет назад, открытка, раскрывающаяся как книжка, издавала мелодию с миганием лампочек.   Из штампа  на конверте я понял, что открытка была послана из Женевы. На этой открытке связь с уехавшими соседями прервалась.
       После обеда мы выпили с хозяином по чашке кофе и сыграли партию в шахматы.
       На следующий день я уехал в Париж. 
       Надо сказать, что перед отъездом  из Москвы я прошерстил всю информацию  о Жане, так во Франции звали героя моего поиска и, в частности, встретился  с его старым знакомым, бывавшим по делам у Жана во Франции. Он дополнил  портрет своего коллеги тем, тот всегда носил с собой небольшую складную лупу.  Отличительной ее особенностью было то, что линза была оправлена медью и футлярчик, куда убиралась линза, тоже был медный. Обычно  обрамление было пластмассовым. Я попросил в техническом отделе достать для меня нечто подобное, что и было выполнено. Кстати, эта вещь в дальнейшем поиске мне не пригодилась.
       Мой герой выписывал с десяток   журналов, касающихся различных    областей коллекционирования, и Центр   даже компенсировал ему стоимость подписок.
       Была надежда, что хотя бы один журнал   Жан, так звали  нашего героя, постарается получать по подписке. 
           У курьера издательства купили список подписчиков за последние три года.        Выбрал район предгорий Альп -  Франция,  Австрия,  Италия, Швейцария. 
        Для начала выбрали человек двадцать. Получили различными способами,  в том числе с помощью записывающих видеокамер, установленных у домов претендентов         на      идентичность с    Жаном.  Затруднение в идентификации вызвали фотографии пяти человек. У них были усы и бороды. Фотография же  Жана была тридцатилетней давности.
       Дальше пришлось самому действовать   в "поле". Первые три попытки не увенчались успехом. Одни по возрасту был явно моложе. Я с ним заговорил, когда он выгуливал собачку. Двое  других по говору были явно из местных.
       С четвертым я столкнулся во время его вечерней прогулки и сразу понял, что это мой "клиент".  Обменялся с ним паролями, и мы разговорились. Сразу заверил его, что у Центра к нему нет претензий, и даже причитается изрядная сумма зарплаты за минувшие годы. Единственно есть одна просьба.
       Когда то в своих сообщениях он отметил знакомство с одним профессором. Тот во время их многочисленных бесед, в частности о Космосе коснулся идеи космического лифта, это когда со спутника на стационарной орбите опускается до земли трос и по нему можно поднимать на орбиту грузы.  Так вот профессор в своих изысканиях был близок к созданию таких неметаллических нитей, которые на порядок были прочнее и легче всех остальных.
      Вскоре после этой беседы у профессора умерла супруга, и он забросил науку, занявшись целиком преподавательской деятельностью в Париже.
      После моды на титан в авиастроении пошел процесс внедрения полимерных композитных материалов  в создание элементов конструкций  самолетов.
      И тут идеи профессора могли бы пригодиться.   
       Жан согласился встретиться с профессором, как бы случайно, на аллее в Болонском лесу, где метр прогуливался по утрам с собакой. Тот не сразу узнал старого знакомого, но  когда Жан  напомнил о "космическом лифте" сразу  все вспомнил.    Они сели на лавочку и профессор разговорился. Вспомнил он и о полимерных нитях, для упрочения которых необходимо подвергнуть их определенному излучению. Жан записал  всю беседу на магнитофон. 
     Затем они расстались.