О социальной справедливости, правах и свободах

Аникейская Правда
     Связь свободы и справедливости столь очевидна и значима в истории человечества, что составляет предмет вечных и пристрастных изысканий в сфере гуманитарных наук. Свободу можно рассматривать как необходимое условие определяющее путь к справедливости, а сама справедливость предполагает наличие определённой свободы и является результатом ее воплощения в общественной жизни.

     Формирование подлинной системы социальной справедливости в ее материальном и нормативно-ценностном аспектах возможно только в условиях реализации гражданской свободы и всемерной охраны прав и свобод граждан, но только при условии внедрения мудрых и справедливых законов, а также действенной работы служб обеспечения законности, ибо права и свободы определяются только социально-экономическими законами. Именно отсюда идеи свободы и справедливости с естественно-исторической необходимостью вызывают к жизни идею права и способствуют его институционализации в виде соответствующей правовой системы.

     Однако данная система взаимодействия свободы и справедливости срабатывает и объясняет систему их взаимодействия лишь на предельно обобщенном нормативно-ценностном уровне.  А ведь эта система должна учитывать всё богатство и многообразие человеческого бытия, которые могут выражаться в социально-экономических конфликтах общества. И хотя в литературе можно встретить утверждения о противоречивом характере взаимодействия свободы и справедливости как закономерности общественного развития, есть основания утверждать, что история человеческого развития это постоянная борьба за свободу и справедливость. Именно поэтому необходимо устранить основы смыслового и содержательного противоречия между понятиями свободы и справедливости.

     Разумеется, что все представления и понятия о свободе и справедливости у буржуазии и наёмных рабочих существенно различаются, ибо основываются на антагонистически противоречивых классовых интересах. Идейно-ценностное воплощение этих групповых интересов в представлениях о свободе и справедливости предопределяет социально противоречивый облик данных понятий. Однако в данной ситуации речь должна идти не столько о борьбе за свободу и справедливость, сколько о противоборстве стоящих за этими понятиями классовых, сословных, национальных, религиозных и прочих интересов.

     Свобода - одна из величайших ценностей человечества, в основе которой лежит возможность независимого самовыражения личности в мыслях и поступках на основе внешних воздействий. Как писал Сенека, свобода состоит в том, чтобы «не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; поставить фортуну на одну ступень с собою...». Метко по этому поводу высказался Мишель Монтень: «Цель, как я полагаю, всегда и у всех одна, а именно — жить счастливо!». Мы появляемся на свет свободными и независимыми, но потом социально-экономические законы постепенно запирают нас в те или иные рамки прав и свобод. Можно вспомнить и знаменитый афоризм Жан Жака Руссо: «Человек рождается свободным, но постепенно он оказывается в оковах разных законов. Иной мнит себя повелителем других, что одновременно не мешает ему быть рабом в ещё большей мере, чем эти другие».

     Мысль о естественно-природном характере идеи свободы и справедливости при её сущностной конкретизации в независимости от характера личности достаточно четко и последовательно проходит в большинстве исследований этой проблемы. Уже много писали о том, что современное понимание свободы как бы поглощает собой понятие независимости, сообщая ей цивилизационный характер при борьбе классов.  Жить в обществе и быть независимым от общества невозможно. Обнаженная свобода, сбросившая с себя покров социальной почтительности, может предстать перед нами только в своём эгоистическом выражении. Это объективно сложившаяся и субъективно завоеванная свобода не освободит личность от эгоизма в его поведении без должного уважения к менее квалифицированным субъектам, если не будет соответствующих законов снижающих влияние эгоизма. Следовательно, независимость как центральная идея, организующая реальное содержание свободы, в свою очередь есть всеобщая форма существования независимости, а в таком виде идея независимости может воплотиться только в законных правах и свободах личности!

     Важнейшим требованием независимости и свободы может быть только оформленная законом относительная неприкосновенность личной и духовной жизни дееспособного гражданина страны, то есть его личностная автономия допускающая его пользоваться всеми необходимыми базовыми благами, но по уровню своей квалификации. По мнению Джона Ролза, «...каждая личность обладает основанной на законе неприкосновенностью, которая может быть нарушена лишь если сама личность нарушит закон.»

     Давно уже сказано, что свобода в обществе обязательно порождает ответственность перед обществом, а последняя направляет свободу. И прав был Гегель, отмечавший, что когда говорят, что свобода состоит в том, чтобы делать всё, что угодно, то подобное представление свидетельствует о полнейшем отсутствии той осознанной мысли, в которой нет и намека на понимание того, как люди социально справедливого общества должны понимать для себя свободу воли, право, нравственность и т. д.

     Все это означает, что как личностная свобода (свобода воли), так и гражданская свобода формируются и реализуются в виде комплекса осознанных возможностей волеизъявления субъектов общества, соотносимых с объективно сложившимися требованиями системы нормативного регулирования социально-экономических взаимоотношений в обществе.

     Идея свободы лежит в основании нравственности и права как всеобщего и универсального регулятора общественной жизни.  Мудрость закона избранного абсолютным большинством равноправных граждан может выступать в качестве основной социальной сферы их бытия и нормативного определения. Оценивая разумную и свободную человеческую деятельность через категории добра и зла, преступления и наказания, правомерного и неправомерного, труда и вознаграждения за него человеческая практика вызвала к жизни идею справедливости в виде универсального нравственного критерия ее проявления: "Не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!"  И здесь необходимость закона и честно работающие службы обеспечения законности становится осознанной необходимостью, ибо прав и свобод, обеспечивающих справедливость в обществе, без законов не бывает!

     Таким образом именно закон становится инструментом оценки разумности населения страны и его правомерности жить счастливо! Но вместе с тем идеал, на который может ориентироваться население страны в своем самовыражении, должен быть самой сущностью справедливости, а справедливость должна быть результатом осуществления свободной человеческой деятельности направленной на социально-коммуникационное благополучие населения при понимании необходимости добросовестного, честно и справедливо нормированного труда каждого!

     Дети должны иметь всё необходимое для благополучного и счастливого развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость.

     Если личная свобода выражается в способности человека совершить какие-либо действия или воздержаться от них, то права и свободы человека в обществе обязательно ограничиваются законами общества. Это позволяет вслед за Кантом выделять позитивную и негативную свободу, то есть возможность действовать независимо от внешних влияний и возможность воздержаться от активного поведения, руководствуясь внутренними побуждениями. В современной интерпретации речь идет о двух аспектах выражения свободы в общественной жизни: «свобода для» и «свобода от».

     В первом случае имеется в виду максимальная возможность для самореализации каждого индивида в соответствии с его способностями, во втором - организация такого общественного порядка, в котором, несмотря на все ограничения и сдерживания, налагаемые в интересах всего общества на индивидуальные действия граждан, сфера индивидуального выбора и инициативы оставалась бы настолько широкой, насколько это совместимо с общественным благом.

     Система социальной справедливости своими материальными и нормативно-ценностными компонентами определяет оба аспекта проявления человеческих прав и свобод для обеспечения социальной справедливости в обществе. Она складывается из объективно сложившихся способов общественного производства, обмена и распределения материальных и духовных благ, что и определяет пределы и спектр возможностей личности в экономической сфере. А посредством господствующей и объективно действующей морали и нравственности в правовой системе общества можно регламентировать повседневную жизнь в обществе для социального благополучия всех членов общества, оставляя им только условия морально-психологической несовместимости при взаимном общении в труде и в быту.  Но и это при современном развитии психологической помощи тоже уже вполне решаемые проблемы.

      Требование реализации своих прав, свобод и социальной справедливости в обществе, таким образом, приобретает институционально выраженный и нормативно закрепленный характер. А это, в свою очередь, требует социально необходимое объединённое интеллектуально-волевое основание для организации и развития социальной справедливости в обществе.

      Однако умение правильно различать справедливое и несправедливое в человеческих поступках, а затем задавать нормативные параметры для социально значимого поведения каждого члена общества должно закладываться с детства воспитанием и образованием населения страны на основе жизненных примеров. Как отмечал И. Кант, «...идея свободы и справедливости неразрывно связана со стремлением каждого к счастью, а с этим понятием - всеобщий принцип нравственности, который лежит в основе всех действий разумных существ, как закон природы в основе всех явлений!».

     Следовательно, свобода воли и социальная справедливость в гражданском обществе предстаёт как следствие развития человеческого разума, воли и нравственности его передовых умов в практическом поведении. Свобода воли и требование гражданских прпв и свобод в масштабах общества несут на себе сущность разумной волевой и нравственной ответственности и, как заметил Мишель Монтень: «Поступки, которые не дают отблеска свободы и справедливости, не добавляют человеку ни чести, ни удовольствия».

     В самом общем виде высоконравственная свобода выбора человека своей деятельности характеризуется как целенаправленная избирательная активность его в обществе, осуществляемая целенаправленно на основе объективной необходимости хорошо понимать, что такое норма труда, что такое норма потребления и как это должно быть связано для социально справедливой жизни общества. Вместе с тем она может рассматриваться в качестве идеала, принципа и программы человеческой деятельности, определяя её подлинно социально значимый характер, который бы соответствовал объективной закономерности общественного развития.

      Ставя перед собой конкретные цели жизнедеятельности и осуществляя их человек развивается в стихии исторических завоеваний и сложившихся законов, нравственно используя или игнорируя свои возможности для их использования на благо себя и окружающих. Свобода по реализации своих прав для человека выглядит как естественноприродная и социально обусловленная среда его обитания. Однако закономерным является тот факт, что осуществление личной свободы, как и свободы гражданской, может затрагивать интересы других лиц и приобретать социально значимый характер. А это означает только то, что реализация индивидуальной свободы своей воли, как и гражданских прав и свобод в целом, сталкивается с проблемой необходимости соблюдения требований как общественного закона, так и принятых в обществе норм нравственности и справедливости.

     Акты свободного волеизъявления людей далеко не всегда соответствуют стандартам справедливой жизнедеятельности. Законные требования справедливости  и реализации своих прав и свобод в сферах экономики, политики, нравственности и прочее, корректируют свободные притязания субъектов, сдерживают человеческий эгоизм в границах объективно сложившейся системы нормативного регулирования, но только в том случае, когда законы общества мудры и справедливы. В противном случае люди по возможности сами будут реализовывать условия справедливости, объединяясь с единомышленниками и часто далеко не законными или справедливыми способами.

     И вот здесь обнаруживается весьма интересная закономерность: справедливость основанная на гармоничном, оптимальном регулировании общественных отношений воспринимается как естественное состояние, как совмещение и совпадения свободы, равноправия и социальной справедливости. Удачно по этому поводу заметил В.Е. Давидович: «И справедливость, и свобода по реализации своих прав становятся подобными воздуху. Без них жить достойно нельзя, но когда они есть, их присутствие воспринимается как естественный ход событий».

     Это означает, что актуализация проблемы соотношения свободы, равноправия и социальной справедливости в общественной жизни наблюдается только в ситуации нарушения их меры и границ осуществления, когда становятся известными общественному мнению и обсуждаемыми факты несоблюдения прав и свобод граждан и их организаций, а также нормативов справедливого поведения. Проблема эта особо обостряется, когда во имя реализации индивидуальной или групповой свободы происходит посягательство на общепринятые в масштабах общества идеалы справедливости. И это требует более основательного изучения функциональной значимости социальной справедливости по отношению к свободе и равноправию.

     В самом общем виде справедливость можно определить как соответствие действий отдельных лиц требованиям иерархического неравенства сложившегося в обществе на основании законов принятых в этом обществе.  А само чувство справедливости и лежащее в его основе стремление к благополучному режиму жизнедеятельности в области созидания и отдыха,  распределения материальных и духовных благ, общения и развлечений посредством различных социально-экономических взаимоотношений, должно быть реализовано при условии пропорциональности их вкладу в общественное благосостояние по количеству и квалификации труда!

      Взвешивая на весах разума и эмоций человеческие поступки, соизмеряя их с выработанными человечеством нормативами в сферах труда, морали и нравственности, в политике и т. д., справедливость постепенно внедряет гармонию и упорядоченность в социально-экономическую жизнь общества путем ориентации ее на высокие морально-нравственные идеалы, особенно если есть пример таких идеалов.  И если назначение определённых прав и свобод необходимо и возможно только на основании определённых законов и состоит в обеспечении порядка при фактах различных самовыражений личности для удовлетворении своих потребностей, то справедливость предназначена изначально для относительно свободного развития личности в интересах общества, чтобы общество соответственно удовлетворяло насущные потребности и интересы каждой личности!

     Именно это чувство справедливости, в качестве идеала общественного сознания оценивая акты свободного волеизъявления  каждого с позиции законов и нравственности принятых в обществе, подсказывает человеку нормы его поведения в обществе.  Поэтому,  как бы человек не был воспитан и образован,  в обществе с несправедливыми законами, особенно если он с детства воспитан такими законами, со временем вынужден будет поступать так, как поступают окружающие его люди, даже если он не желает этого делать в силу своих убеждений...