Среди шорского народа был замечательный кайчи-сказитель, неутомимый собиратель шорского фольклора, подлинно национальный поэт Степан Семёнович Торбоков.
Родился он 10 декабря 1900 года в улусе Тагдагал, в том месте, которое позже стало именоваться городом Осинники. А во время его рождения это был аймак (район), состоявший из нескольких шорских аалов (деревень) во главе с улусом (селом) Тагдагал (параллельное название – Осиновка).
Его дед и отец были потомственные охотники. Степан рано приобщился к охотничьему ремеслу, вместе с отцом уходил в тайгу на несколько месяцев. А ещё с детства тянулся к знаниям. В 1913 году он окончил церковно-приходскую школу и попытался поступить в Бийское катехизаторское училище, однако не выдержал вступительных экзаменов. А в гимназию сыну охотника-шорца в дореволюционной России, дорога была закрыта. Он вернулся в свой улус и вновь занялся таёжным промыслом. Ему было девятнадцать лет, когда умерла мать, пришлось помогать отцу воспитывать младших братьев и сестёр. Потом и отец погиб в тайге: один отправился на охоту в лес, попал в ураган и замёрз.
Тайга для Степана была вторым домом. Неделями он не бывал дома – в любую погоду, и в летний зной, и в зимнюю стужу ходил охотничьими тропами вдоль Томи, Мрас-Су, Кондомы, охотясь на соболей, белок, коз, маралов. По возвращении домой охотников встречали шумно. Устраивали праздник – той. Степан любил эти необычные вечера, наполненные народным фольклором. Сам он был хорошим певцом и исполнителем шорских песен. Пел и песни собственного сочинения, рождавшиеся в его сердце на привале у костра. Песни звучали в сопровождении любимого музыкального инструмента – кай-комуса.
Так бы и жил он жизнью охотника, если бы не пришла в Шорию революция. Во время колчаковщины хотел идти в партизаны, но ему посоветовали ходить с кай-комусом в народ и петь героический эпос, с тем, чтобы герои сказаний были похожи на партизан. И Степан стал петь о храбрых богатырях, зажигая патриотизмом сердца слушателей.
Ещё шла гражданская война, а Торбоков уже мечтал получить высшее образование и стать учителем, чтобы учить детей своего маленького народа. Однако мечта не сразу сбылась.
«После изгнания колчаковцев, – вспоминал Торбоков, – стал работать в родном селе заведующим Народным домом и уполномоченным сельсовета, стал разъяснять односельчанам советское законодательство и помогать людям управлять своим хозяйством».
Он организовал в Шории потребительскую кооперацию, учил грамоте. Тогда же начал записывать песни своего народа и песни, сочинённые самим, отличавшиеся своеобразной композицией и удивительными метафорами.
Мой скакун теперь –
струна витая.
И пойдёт со звоном
иноходь крутая.
На струне волосяной
звеню-играю,
Богатырские сказанья
распеваю.
В каждой юрте – гость
желанный
Мой кай-комус деревянный
Уже в 23 года Степан Торбоков заявил о себе как поэт. И хотя, по его мнению, стихи были слабы, они полюбились шорскому народу, ведь в них была воспета родная природа, чувства и быт населения. Его потрясающее воображение, поэтическое чутьё, природный вкус и в то же время простота и лаконичность стихов восхищают до сих пор.
***
Упадет берёза, отшумев,
Но с весной побег
распустит листья.
Пережив сказателям напев,
В памяти народной
сохранится.
В 27 лет Степан Торбоков поступает на курсы ликвидации неграмотности в городе Мыски, а после окончания их, открывает ликбез у себя в улусе. Обучал грамоте взрослых, посадил за парту и жену Татьяну, которой было в то время 22 года. В 1930 году его посылают на учительские курсы в Красноярск, по окончании которых Торбоков становится учителем в Тенеше, а через два года был переведён в тайлепскую школу преподавателем географии и биологии. А ещё преподаёт шорский язык. Село Тайлеп входило в состав Горно-Шорского района, и наряду с русским языком и литературой, все учащиеся школы, в том числе и русские дети, изучали шорский язык. Вскоре его назначают директором школы, и он не только учит детей, но и занимается ремонтом помещения, заготовкой дров. Кроме того, надо было содержать в тепле и чистоте два общежития: для девочек и мальчиков – учащихся тайлепской семилетней школы, в которой учились дети из соседних сел. Из-за отсутствия транспорта, детям приходилось жить в этих общежитиях. Степан Семёнович часто приходил по вечерам в общежития, играл с детьми, рассказывал им сказки, загадывал загадки.
Кроме многочисленных школьных дел, Торбоков ведёт большую пропагандистскую работу – агитирует за колхоз. Руководит художественной самодеятельностью, сам пишет инсценировки для кружка, под кай-комус исполняет свои песни. Жизнь его была разнообразной и интересной, но он постоянно чувствовал нехватку знаний. В 37 лет Торбоков поступает на заочное отделение Томского университета, которое заканчивает в 1943 году с правом преподавать географию в средней школе.
Работая учителем, Степан Торбоков постоянно собирал и записывал сказки, песни, сказания шорского народа, слышанные ещё в детстве. Дополнял свои знания рассказами стариков-шорцев, знающих толк в народных преданиях и горловом пении. С детства он не расставался с шорским инструментом комусом, даже на охоте. Именно на этом инструменте Торбоков сочинил свою первую колыбельную для маленького братишки, которая впоследствии стала почти народной: её распевали все матери в Тагдагале своим малышам, передавали в другие улусы.
Шорская колыбельная
Ночь настала. Спи, дружок.
Рябчик с ветки пал в снежок,
Под снежком его постель.
Над сугробом дремлет ель.
Ель продрогнет до зари.
Ты, костёр, в лесу гори
И охотника согрей
На постели из ветвей.
Пламя красное, как медь.
Но рычит мороз-медведь.
Правый бок огонь печёт,
Левый бок медведь дерёт.
На заре костёр погас.
В небесах маралий глаз -
Ярко-синяя Шолбан (Шолбан – планета Венера (шорское)
Сыплет иглы сквозь туман.
Полумрак таёжный бел.
На ресницы иней сел.
Твоему отцу опять
Надо пламя раздувать.
Спи, малыш. Ещё темно.
Смотрит ель в твоё окно.
В ней - дупло, где выпал сук.
Спит там серый бурундук.
Спи, - покуда, спят зверьки,
Ставит твой отец силки.
Будет соболь в них, черныш,
Будет рябчик. Спи, малыш.
Зная сотни сказок, Торбоков был прекрасным кайчи-сказителем. Письменность у шорцев появилась только в советское время, поэтому именно кайчи были хранителями прошлого, которое передавалось из уст в уста. Эпос Степан перенял от кайчи И. К. Тельбезекова, подхватив от него эстафету и неся шорские сказания дальше. Он внимательно слушал, запоминал и многократно повторял все мотивы игры на комусе, которые были известны этому сказителю. Сельчане приходили к Торбокову и просили сводить их в старинный мир богатырей, чудес и подвигов. Как и все кайчи, Торбоков сопровождал сказания каем, добавляя в красивую древнюю музыку что-то своё. Сказания были длинными, иногда рассказывались в течение длинной зимней ночи, а то и двух ночей.
Но уже в начале 1960-г годов Торбоков начал понимать, что ему некому из уст в уста передать принятую им в своё время эстафету, а не выполнить свою миссию, для которой он был рождён, уйти из жизни не мог.
***
В моём лесном и горном крае
Иную службу я несу –
Я днём и ночью охраняю
Живую Шории красу.
И Торбоков начал стал записывать по памяти сказания на шорском языке, тут же переводя их на русский. Всё это он кропотливо записывал в самодельных общих тетрадях, сшитых из нескольких ученических. И так изо дня в день, за редкими исключениями, на протяжении почти пятнадцати лет. Впоследствии песни, легенды, сказки, собранные со всех уголков Шории, Степан Семёнович передал Хакасскому исследовательскому институту языка, литературы и истории.
И всё-таки главным делом всей жизни, предназначенным Торбокову, была поэзия. В начале сороковых годов его стихи были переведены на русский язык хакасским поэтом Кильдичаковым и опубликованы в газете.
В лихолетье Великой Отечественной войны поэт подчеркивал в своём творчестве тему единения с братскими народами. В это время он создавал патриотические песни, обращаясь к народному эпосу:
***
Мы свои кай-комусы снимем,
Опояшемся мечами
И научимся сражаться,
Бить джунгар поможем русским.
После войны Степан Семёнович продолжает работать учителем и руководить тайлепской школой. И сочиняет стихи и сказки, которые без всяких публикаций находили дорогу к сердцам людей. Из уст в уста передавали их из одного улуса в другой, наряду с возрождёнными им сказаниями шорского эпоса. И первое стихотворение «О прошлом и настоящем» на русском языке было опубликовано в 1949 году на страницах газеты «Кузбасс». В 1950-е годы Торбоков знакомится с поэтом Ильёй Авраменко, который поддержал его творчество. Встреча эта окрылила шорского поэта, заставила ещё более серьёзно заниматься поэзией. В 1952 году в журнале «Сталинский Кузбасс» было напечатано стихотворение «Песня шорца» в переводе С. Соколовской. С 1959 года стихи Степана Торбокова в переводах поэтов М. Небогатова, В. Махалова, Г. Сысолятина появляются на страницах журналов: «Сибирские огни», «Огни Кузбасса», в газетах: «Красная Шория», «Маяк коммунизма», «Комсомолец Кузбасса», «Сельская жизнь». Печатаются в коллективных сборниках: «День поэзии», «Чедыген» и др.
Особенно плодотворным было сотрудничество Степана Торбокова с Геннадием Сысолятиным. Хорошо знающий Хакасию, Горный Алтай и Горную Шорию, переводчик очень тонко прочувствовал и передал языковой и национальный колорит поэзии Торбокова. Именно в переводе Сысолятина вышли сборники шорского поэта: «Белая берёза», «Пихточка», «Струны кай-комуса». Сборники поэта – это настоящая песня народу Шории, её красотам. А стихотворение «Шория» – настоящая увертюра ко всем стихам Торбокова.
Как толкуется слово – Шория?
Я не знаю, я не лингвист.
Мне поведал твою историю
Беспокойного ветра свист.
Стрел джунгарских в нём слышу пение,
Свист арканов да лязг цепей.
В нём печаль твоя и терпение
С безысходной тоской твоей.
С давней-давней, теперь забытою...
На пожарищах - шум лесов.
Даже камни, в курганы врытые,
Зелены от веков и мхов.
Камни Шории и Хакасии –
Горя древнего сторожа...
Спит с таинственным взглядом Азия
Под курганами, не дыша.
Спит... Но в грохоте белогория,
И Южсиб побежал меж гор.
А узнаю ли край мой вскоре я?
Он кузнец пока и шахтёр.
Поэт Степан Торбоков – это своего рода мост между человеком и природой. В своих стихотворениях он воспроизвёл характерное для шорской культуры уважительное отношение к природе как к живой целостности, как к отдельному миру, который не ниже человеческого. Более того, природа у Торбокова стала настоящим героем его произведений. Многое видит он: рябинку, смело поднявшуюся на утёсе, гордого марала, смелого медвежонка, ворчуна волка. Любуется и красавицей Кондомой, её рукавами и островками. Деревья, горы, ветер – все они умеют чувствовать, переживать, имеют свою судьбу.
Много у поэта и философских стихов, которые заставляют задуматься. В стихотворении «Белая берёза», он размышляет об исторических судьбах русского и шорского народов.
Слышал я однажды
Стародавний сказ.
Не росла береза
В Шории у нас.
Не чесала кудри
Месяцем литым,
Не цвела в морозы
Куржаком седым.
Белая берёза
На яру крутом.
Тонкая берёста,
Крапины кругом.
Длинные серёжки,
Запашистый лист...
Шория слыхала
Стрел джунгарских свист.
В пламени улусы
И в дыму тайга...
Был прикован шорец
К стремени врага...
Но однажды в чаще
Шор-кижи нашли
Деревце из русской
Дружеской земли –
Белую берёзу,
Белую кору...
Русская деревня
Встала на юру.
Сгинули джунгары
Под метельный вой...
Хороша берёза
Летом и зимой.
Хороша легенда
Про её приход.
Полюбил берёзу
Мой лесной народ.
Все, кто хоть однажды соприкоснулся с творчеством Степана Торбокова, будут нести в своём сердце светлый восторг от простых и душевных стихов поэта.
Его произведения переводили на языки народов СССР. Но, к сожалению, ни одно произведение Торбокова не было напечатано на родном языке при жизни поэта. А ведь именно Торбоков, когда из жизни шорцев стали исчезать последние черты национальной самобытности, сумел донести до наших дней записи на родном языке, делая подстрочные переводы на русский язык. В них тонко переданы красота, напевность и необычайное музыкальное очарование шорской культуры.
Его сказки вместе с реалистической точностью деталей проникнуты романтическим и глубоко сочувствующим отношением к простому народу, болью за его судьбу и восхищением его духовной силой.
В последние годы жизни Степан Семёнович Торбоков жил в Осинниках. Писал воспоминания по истории Осинников и окрестных сёл. Сейчас они хранятся в краеведческом музее г. Осинники.
Торбоков жил всегда в гармонии с природой, у которой черпал жизненные силы. Дома из всех работ по хозяйству он предпочитал работу с пчёлами. Во дворе его дома было несколько ульев, и он ухаживал за ними. За этим занятием его и застала внезапная смерть. Это случилось 10 июля 1980 года. Степан Семёнович ушёл из жизни в саду, глядя в небо, куда, как он глубоко был убеждён, улетает душа человека.
***
Упадёт столетняя сосна,
Но оставит прежде семена.
До черты дойдёт и жизнь певца,
Но бессмертна песня
- нет конца.
Степан Семёнович Торбоков, можно сказать, совершил гражданский подвиг. Его деятельность фольклориста поражает количеством и качеством проделанной работы. Он навсегда сохранил для истории, для своего народа и всего человечества более 50 шорских героических сказаний по 5 и 6 тысяч стихотворных строк каждая, несколько сказок, много песен, загадок, пословиц.
Его труды хранятся в архиве Горно-Алтайского научно-исследовательского института, в Хакасском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории, в фондах литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, у частных лиц. Много записей Торбокова находятся в архиве собирателя шорского фольклора профессора А. И. Чудоякова, переданные ему самим поэтом. Торбоков сотрудничал с институтом мировой литературы им. Горького АН СССР. Учёные этого института высоко оценивали С. С. Торбокова как собирателя фольклора.
Творческое наследие Степана Семёновича Торбокова – это золотой фонд шорской национальной культуры.
Поэта, сказочника, собирателя шорского фольклора чтят и помнят его современники и потомки. В школе села Тайлеп, где он проработал много лет, сделан мемориальный уголок с материалами о жизни и творчестве поэта. Вместе с документами по истории села они используются во внеклассной работе с учащимися. В 200 8 году в селе Тайлеп поставили памятник шорскому поэту Степану Торбокову.
Центральная городская библиотека г. Осинники проводит большую работу по разысканию, сохранению и популяризации творческого наследия поэта. В 1995 году в Новокузнецке вышел сборник шорского фольклора, собранного Торбоковым «Шорские народные сказки», а в 2006 году в Кемерове издана книга «Шория всюду со мной».
Ежегодно в декабре в городе Осинники проходят областные Торбоковские чтения «Торбоковская яркая звезда». Первые чтения прошли в 1993 году. Город Осинники стал центром шорской поэтической культуры, собирая всех, кто любит и чтит творчество Степана Торбокова.
Результатом многолетней реализации программы «Великий кайчи» и проведения областных Торбоковских чтений стало создание электронной базы данных «Торбоков Степан Семёнович – певец Горной Шории». Она включает в себя библиографические записи, оцифрованные документы, презентации, иллюстрации, фотографии и песни шорского кайчи.
Осинниковцы не только гордятся своим знаменитым земляком Степаном Торбоковым, но и на деле стремятся сохранить память о любимом шорском поэте, взяв на себя заботу о его наследии и, публикуя его прекрасные произведения.