Володя

Александр Парцхаладзе
        Учтив, немного старомоден,               
        Галантен с женщинами, жив,               
        Немногословен он, неприхотлив               
        И неподдельно благороден.               
               
                1               
               
        Только через неделю я узнал, что этот моложавый рослый мужчина - подполковник госбезопасности. Правда, в отставке. Признаться, работники "компетентных органов" мне представлялись немного иными.  Более суровыми,  что ли.  И во всяком случае менее бесхитростными.         
               
        Мы  прилетели в Ленинград  втроем,  я и только что  осиротевшие мои Наташка и Димка.  Прилетели,  лишь бы не оставаться  там,  в квартире,  где совсем  недавно  еще  было нас четверо,  в квартире,  которую дали нам всего год  назад,  а вот пожить в ней по-человечески так и не получилось.               
        Елену Федоровну я знал с раннего детства. Она - я звал её в те годы "тётя Лёля" - попала в Тифлис в эвакуацию, из Смоленска. Дружила с моими родителями, а потом, когда Война закончилась, перебралась в Ленинград, но не забывала ни нас, ни наш город. Приезжала, уже работая в Щедринке, в командировки, а иногда и просто так - повидать друзей юности.               
        Сюда же, в Тифлис, она прислала учиться в университете и свою дочь Эллу - девушка гостила у нас какое-то время, но потом я её долго не видел: еще студенткой она вышла замуж за выпускника Нахимовского Училища и жила с ним в разных городах - там, куда его забрасывала служба. И только в конце 70-х оказались  они наконец в Ленинграде, в  трехкомнатной квартире в новостройке, в районе  Комендантского аэродрома, на Аллее Поликарпова.               
        Я попал к ним случайно - у самой Елены Федоровны шел ремонт, и она предложила, чтобы я с детьми пожил у молодых, пока они отдыхали на даче.         
        Конечно, молодыми их можно было назвать  условно: Элла была старше меня лет на десять, и настолько же старше моих были их дети: четырнадцатилетняя  Инга и  шестнадцатилетний Алёша - статный светловолосый юноша с добрым открытым лицом. Элла, теперь уже не Буренкова, а Мигучкина, познакомила меня с мужем:               
               
        - Володя будет  тут жить с вами - это я в отпуске, а ему всё лето работать. Так что вечера будете проводить вместе.               
               
        Володя улыбнулся. Редко я встречал улыбку такую светлую. И руки - они оказались очень добрыми, эти руки, протянутые для знакомства, легко коснувшиеся тут же сначала напряженно стоявшего Димки, потом Наташки, руки, прикосновенье которых сразу расслабило оказавшихся в чужом доме уставших ребят.               
               
        И тут... показался Кот. Большой, пушистый и очень, очень самоуверенный. Димка, явно испуганный,  сразу уступил ему дорогу:  в 4 года коты,  если они тебе по пояс,  конечно, кажутся еще больше.  Наташа,  которой в этом месяце  должно было исполниться уже 7,  не спасовала,  но и она смотрела на такого Кота с уважением.               
               
        - Кеша, - представил его хозяин, - он не царапается.               
               
        Кот подошел к нам и широко открыл рот. Молча.               
               
        - И не мяукает. Котенком  упал с 9-го этажа, выжил, но  что-то там у него не срослось, так что сейчас  он по идее просит чего-нибудь вкусненького, а сказать, как видите, не может.  Но вы не думайте, молчаливые - они самые умные. 
               
        Только на следующий день, открыв дверь в туалет,  я понял, что Володя не преувеличивал:  на унитазе,  расставив задние лапы,  спиною ко мне стоял на стульчаке Кеша  и делал - делал то же самое,  что делаем все мы,  только сидя.  Я не успел еще изумиться,  как  Кеша правой передней лапой  нажал на рукоятку спуска!               
        Никогда за всю свою долгую уже жизнь не видел я больше такого - Кота, умеющего пользоваться человеческим туалетом!               
               
        Володи все будние дни до семи вечера не бывало дома - он работал заведующим кадрами на заводе, уходил, пока мы еще спали,  так что завтракали мы одни,  после завтрака отправлялись гулять  и обедали обычно в городе, в центре, там, где я жил какое-то время  и знал поэтому наперечет все столовые,  рестораны и забегаловки.  А вот возвращались мы к себе почти одновременно и ужинали уже вместе. В первый же вечер я достал привезенную с собой "для знакомства" бутылочку белого, Цинандали.  Я, признаться, предпочитал это вино из-за того, что пить его можно с любыми блюдами - с мясными и рыбными, с горячими и  холодными закусками. Ну и просто с сыром, с фруктами, причем пьют его охлажденным, и не нужно, достав из холодильника, ждать, пока оно приобретет, как полагается красным винам, комнатную температуру.               
        К моему удивлению, Володя от вина наотрез отказался. Достал бутылочку "Нарзана" и - как бы желая избежать объяснений - вышел в соседнюю комнату.  Минуту спустя принёс оттуда видеокассету, вставил её в плеер и,  нажимая на пуск, сказал:               
               
        - Начинал я службу на  "Крузенштерне"...               
               
                2               
               
        Тут же на экране телевизора  появилось это чудо:  плывущий подо всеми парусами  четырехмачтовый барк!  Четыре треугольных кливера  красовались над его длинным гордо приподнятым бушпритом.  Медленная широкая океаническая волна рассекалась надвое и оставалась за кормой пенящимся кильватером.            
        Ребята смотрели на экран как завороженные. Признаться, и меня увиденное поразило - и сам корабль, и то, как он был снят: спереди, сбоку, с птичьего полета...               
               
        - Эту съемку, - как бы отвечая на мои мысли, объяснил Володя, - делали американцы, с вертолета,  а копию подарили нам.            
               
        - Как же можно было расстаться с таким красавцем, - не удержался я, - я бы по своей воле ни за что бы не поменял такое место службы!               
               
        - В том то и дело, что не по доброй воле... До этого, до встречи с американцами, мы стояли в Гибралтаре. Всего пару дней, но и их хватило, чтобы испортить мне карьеру. Как водится, "на берег был отпущен экипаж", ну не весь, конечно, а несколько курсантов с офицером, старшим по группе. И надо же - один из курсантов исчез, не вернулся на корабль.  Для сопровождавшего группу офицера это означало увольнение.  Но и меня, особиста,  по головке не погладили.  Не помогли объяснения,  что парня этого нам вписали в состав за день до отплытия,  что у нас не было никакого времени для проверок.  На службе меня оставили,  но перевели на Север, на Кольский полуостров, на норвежскую границу. Проверяющим погранзаставы.
               
        - Да, работа не сахар, - поддержал я разговор, - я служил в роте охраны, помню, как приезжали к нам проверяющие. Почти всегда ночью, в самое неожиданное время               
               
        - Вот и мой визит на одну из застав оказался, видно, неожиданным. Вначале  показалось, что все в норме, но потом мня насторожило: в спальне над каждой второй кроватью были приколоты вырезки с красотками.               
        Я пригляделся - бумага, глянцевая, хорошего качества,  красотки не совсем, а порой и вовсе не одетые - у нас таких журналов тогда не было.  А на одной из вырезок я даже разглядел какую-то подпись,  только строчка была наполовину срезана ножницами.  И все же я разобрал - буквы были не наши - латиница, а не кириллица.               
        Чтобы никого не спугнуть, я промолчал. Но этой же ночью вернулся на заставу и, взяв с собой разводящего, отправился на проверку.  Самое плохое,  то, что я с самого начала заподозрил,  оказалось правдой!  На одном из постов часового мы не нашли. На другом - стоял, сердечный, один, а у него "под охраной" - еще пара автоматов.  Тех, кто оставил их "на хранение",  не было видно,  но я уже знал,  где они - там, на сопредельной стороне, в баре,  который днем можно было разглядеть и без бинокля.  Сидят и пьют пиво,  а вскоре и появятся - с новой порцией интересных картинок для солдатского вернисажа.               
        Случившееся заслуживало не просто разбирательств.  Тут дело пахло трибуналом.               
               
        - Чем же оно закончилось?               
               
        - Заставу расформировали.  Как кого конкретно "отметили" - не знаю.   Меня опять перевели.  Не далеко,  в Североморск.  На АПЛ.  Вот там-то я и стал... употреблять.  Конечно не в походе - в увольнении,  в отпуске.  Но употребил однажды так,  что свалился с велосипеда и получил травму,  как написали врачи,  "несовместимую с дальнейшим прохождением службы".  Так что теперь я не пью - совсем.  Да, даже сухого вина не пью,  даже  пива - подшился.               
               
        Вот так,  за бокалом вина,  которое пил я один - Володя прихлебывал свой "Нарзан" - я узнал,  почему мой хозяин оказался в расцвете лет на суше  и занимается теперь  скучной канцелярской работой.               
               
               
                3               
               
        - Правда, списали меня с правом ношения формы, - прервал мои печальные размышления Володя, - и оттуда же, откуда он вынес кассету,  вытащил белоснежный мундир...               
        Вы  когда-нибудь видели парадную форму морского офицера?  Я любовался ею еще ребенком: до 55-го года в Тифлисе на соседней с нашим переулком улице  находилось созданное еще в 1943-м   Нахимовское училище.  О, эти черные с золотом погоны,  эти не полагающиеся никому,  кроме морских офицеров,  кортики!               
               
        В первые же выходные Володя взялся познакомить нас с Кронштадтом.  Мы отправились туда на "Комете",  от Тучкового моста - ни Кольцевой дороги,  ни Дамбы  тогда,  в 79-м,  еще не было.               
        Мы любовались  Морским Собором,  рассматривали суда в гавани,  узнавали названия видневшихся в Заливе фортов.               
        В ресторане Володя,  в этой вот самой  восхитительной парадной форме,   предлагая сделать заказ,  протягивал прейскурант первой - Наташе.  И она, не тушуясь, читала - не даром же она перешла во второй класс! - читала меню вслух:               
               
        - Икра...               
        - Черную я не буду, черная мне надоела! -  перебил её, вмешавшись в обсуждение, Димка.               
               
        Как-то нам притащили браконьерскую икру из Астрахани,  очень недорого,   но с одним условием:  брать сразу килограмм.  Мы взяли, на пару с соседом,  но и полкило для икры - слишком много.  Так что Димка по-своему был прав.  Только что об этом было известно стоявшему почтительно с двусмысленной улыбкой официанту?...      
               
        Наконец, заказ был сделан.  И тут  заговорила снова не бывавшая до этого в ресторанах Наташа:               
               
        - Папа,  а почему у них тут бокалы не хрустальные?               
               
        Официант крякнул и исчез выполнять заказ. Но подавая счет, - я отнял его у возмущавшегося Володи - подавая счет, учел в нем все замечания моих придирчивых ребятишек.      
               
        Спустя неделю Володе представился случай отыграться.  Как он узнал, что 11-го июля  - день рождения Наташки?               
        Была суббота,  мы отправились с ребятами в Сестрорецк. Катались там на лодке в Дубках,  в парке со столетними дубами,  купались в Шипучке - водосбросе из озера Разлив - и загорали  на песочке,  любуясь видом на купол Кронштадтского Собора,  видневшийся на противоположном берегу,  на Котлином острове.               
        Рядом с центральной аллеей парка находился необычный аттракцион:  карусели с почти настоящими самолетами.  Когда карусели включали, на носу каждого - синего, красного, зеленого - самолетика начинали вращаться  пропеллеры.  Пропеллеры гудели громко,  устрашающе,  а самолетики с детворой,  разлетаясь на цепях  под углом почти в 90 градусов,  вращались бешено.               
               
        Мы вернулись из Сестрорецка поздно.  Володя  стоял,  высматривая нас,  на балконе.  Мы не ожидали этого - наш хозяин,  снова при параде,  приглашал нас к красиво,  роскошно накрытому столу.  Теперь уже придраться было не к чему:  бокалы на столе сияли хрустальные.               
        В нашем неожиданном застолье  участвовал  и  вернувшийся на 2 дня в город Алеша.  После того,  как малыши мои легли спать,  отец с сыном  пригласили меня разделить с ними  другое удовольствие - партию в преферанс.               
        Игра эта была мне незнакома.  Она оказалась сложной,  правила никак не укладывались у меня в голове,  и после первой же партии  я предложил перейти на  покер.  Конечно, на кону были не деньги, а разноцветные фишки от настольных игр. Отцу с сыном понравилось,  но  в оставшиеся дни  мы не садились больше за карты ни разу - Алеша назавтра вернулся на дачу, а сражаться в покер вдвоем  совсем не интересно.  Да и по правде,  карточные игры - это не моё,  я  лично предпочитаю нарды.               
               
                4               
               
        Не повторялись больше и застолья.  Обедали мы с ребятами,  как я уже говорил,  в столовых,  чаще всего на Галерной, где я жил когда-то в 15-м номере.               
        Там находился проектный институт, фасадом выходящий на Английскую набережную;  в вестибюле парадной сидел вахтер  и проверял пропуска у каждого входящего.  Но со двора,  рядом с моим подъездом,  был еще один вход, "черный", о котором знали только сотрудники и жившие  в этом же доме  мои соседи.  Здесь никакого вахтера не было,  и пропутешествовав по коридорам первого этажа,  можно было свободно попасть в отличную дешевую ведомственную столовую.               
        Студентом я пользовался ею часто:  готовить у меня не было времени.  Сделав перерыв в работе над конспектами,  я спускался вниз и,  даже не выходя из-под арки нашего,  второго корпуса,  перебегал в два шага в знакомую соседнюю дверь - не нужно было даже надевать верхнюю одежду.               
               
        Пообедав тут,  мы заглядывали иногда в придачу  и в стоявшую наискосок через улицу пышечную.  А затем  проходным двором  выбирались  на бульвар Профсоюзов.  Сворачивали  в переулок Подбельского,  который и в те годы все продолжали называть Почтамтским.  Еще пара шагов - и можно было отдохнуть на дневном сеансе в Д/К Связи.               
               
                5               
               
        Я даже сделал пару попыток найти своих старых знакомых,  тех, кто жил в прежние годы в этом районе.  Поднялся с детьми по сумрачной,  в 8 пролетов  парадной лестнице углового дома напротив  на пятый этаж.  Напрасно - Марина, - сказали мне, - тут давно не живет,  а мама ее переехала куда-то,  поменялась на Лугу.               
        За углом,  на Фонарном,  в доме Сашки Длинного,  тоже не оказалось никого.  И они переехали.  Но номер их телефона  соседи  мне все-таки  дали.               
        Только за сутки до отлета  мне удалось повидаться с Сашкой,  его женой Наташей,  с Геной Лычом,  возникшим из Прошлого,  оттуда,  где все мы были еще студентами,  и наша встреча,  казалось,  не предвещала никаких изменений в этой новой,  уже  бегущей у каждого по своей колее,  жизни.  Как скоро оказалось,  что всё - всё вроде бы навсегда ушедшее -  может ко мне вернуться!               
               
        Не увиделся я больше никогда  только с моим радушным хозяином,  с Володей.  Спустя несколько месяцев я узнал, что он,  пристрастившись к покеру - кто бы мог подумать! - проиграл большую сумму.  И, чтобы не вешать свой долг на семью,  повесился сам - за дощатым забором соседней с домом стройки.               
               
        Как это всё звучало дико! И как в общем-то соответствовало одно другому: белоснежный мундир, кортик, карточный долг,  Честь Офицера...