Мнение

Мунтазир
       Общеизвестно, что мы - народ гостеприимный, доброжелательный, вежливый. Особенно, с гостями и иностранцами, если надеемся, что нам от них что-нибудь «светит». А между собой всё наше снисходительное обаяние проявляется, в основном, когда мы смотрим сверху вниз. А вот, если мы осмелились поднять свой взор «наверх», то он обязательно и самопроизвольно принимает подобострастное выражение.

        Эта маленькая история произошла давно, ещё в доковидную эпоху, когда всё вокруг было относительно спокойно.

       «Ов! Шахар бедарвазами? Оёгим бор деб кириб кевурасанларми? (Буквальный перевод
«Эй, что город без ворот что-ли? Ноги есть и можно заходить что-ли?», смысловой перевод - «Куда прёшь?», с неприкрытым намеком «Заплати сначала»)

       С этой фразой за мной буквально погнался молодой сторож с надписью на груди «Секурити», в тот момент, когда я вошел в открытые ворота больницы в Ташкенте. Я, конечно, привычно, униженно заизвенялся и протянул ему банкноту, из-за которой он оторвался от своего телефона и встал со своего теплого места.

       Да, мы привыкли унижаться перед любым «человеком» от которого зависим и даже не представляем себе, что может быть иначе.

А, оказывается, может.

       Заболел маленький внук, живущий с родителями в Брюсселе, увезли его с мамой в больницу, на следующее утро мы поехали их навестить. Больница большая, прямо гигантская, с трудом нашли палату, прошмыгнув мимо пустующего поста на входе и на этаже. Вдруг следом за нами входит в палату женщина в халате. Я уже приготовился сделать униженное лицо и выслушать что-то вроде «Эй! Шахар бедарвозами!...» и уже полез в карман за кошельком.

       Но, совершенно неожиданно для меня, простого узбекского пенсионера, слышу вежливый вопрос, заданный с абсолютной доброжелательностью. В ответ, я чуть не расплакался - в моем возрасте человек становится сентиментальным.

«Доброе утро, сэр! Что Вам принести? Чай, кофе?» - вот какой вопрос она мне задала!

Как красиво это бы прозвучало на узбекском!