Человек-невидимка

Иван Азаров
«Ах ты, душевный человек какой… простота ты. Такому в миру плохо, тебя всякий дурак обманет. Видать, так уж тебе назначено – в монахи спасаться, за нас Богу молиться. Чистое ты дитё вот.»
                И.С. Шмелёв «Богомолье»

Ты не прозрачен, но незаметен.
Ты не плохо одеваешься, но разве это кого-то волнует?
Лучше бы ты вырядился, как клоун,
Тогда бы тебе улыбнулся хоть кто-нибудь.

Человек-невидимка, ты заикаешься, шепелявишь или мило картавишь? —
Извини, не могу вспомнить твою речь.
Ты часом не немой? —
Не вздумай со мною общаться знаками.

Человек-невидимка, напомни-ка своё имя?

Человек-невидимка, разреши тебя перебить!
Впрочем, разве у тебя нужно спрашивать разрешения?

Говорят, список наших друзей определит нас самих
С точностью до самых подробных черт.
Но, выходит, тогда ты вовсе никто,
Ибо список твой пуст, а я так не в счёт!

Но я, кажется, знаю средство от
Дефицита друзей — попытайся стать ближе
И крепко влюбись; делай всё, чтоб тебя полюбили в ответ.
Вот тогда-то ты станешь другом навек,
Так себе перспективы?
Но других-то нет!

И твоё на допросе "знакомых не имею"
Будет очень похоже на правду, даже
Если ты уберечь их старался.

Меня пригласил ты на свой юбилей
Человек-невидимка,
И, надо признать, я время провёл отлично,
Да только с тобой разминулся прилично.
Тебя там не встретил, но, впрочем,
Я тем озабочен не очень.

Своего мненья не иметь —
Далеко не порок, заметь.
Но вовсе не иметь изъянов,
Означает быть подозрительно странным.

Незаметный мой друг,
Давно не жали мы рук,
И хотел бы я знать,
Уж не перебрался ли ты
В зазеркальную гладь?

Нельзя внезапно стать
Необходимым всем, про всех забыв.
И, судя по всему, ты этот трюк
Проделывал однажды,
Но безуспешно.

Старательно ты поздравлял
Меня с каждым днём рождения,
А я тебя так ни разу в ответ —
Как будто никакого праздника нет.

Словно ты не вполне живёшь,
Но занимаешь лишь место,
Занятое тобой от сотворенья земли.
Тебя по-другому описать не смогли.

Ты то ли тень, бегущая стеной,
То ли солнечный зайчик однажды,
Обезумевший от знойной жажды,
Так и не встретились мы с тобой,
Хотя поговорить мечтали.

Ты просишь моего совета,
Ты не находишь от волнения места,
Человек-невидимка.
Я могу тебя ободрить:
Она на тебя не сердита,
Твоя персона ею просто забыта!

Ах, маленький мой человек,
Названный брат по несчастью,
Как жаль, что так редко о тебе вспоминаю!
Варианты имени перебираю.
Дружочек, увы мне, прости,
Жаль, что тебя уже не найти.
Потерялся ты в складках времени,
На повороте истории
Стал ли частью подземного племени?

Человек-невидимка, как ты ни силился,
Но не смог стать заметным.

Герой случайных приветов,
Адресат односложных ответов
Тебе ещё повезло —
Ты не очень противен.

Но в целом, это не меняет порядка:
Судьбою спущена тебе разнарядка
Чувствовать и страдать,
Вниманья особенно не привлекать.

Такова, значит, твоя природа —
Парадные двери открывать
Дворецким, стоя у входа,
Чужое счастье созерцать.

Ты мне неоднократно обиду изливал,—
На периферии вниманья быть ты устал.
Без всяких обиняков укажу тебе путь:
Там, где ты был, отныне не будь!

Твои воззвания мы пропускали,
Многоточья и восклицания не помогали!
Письма не читаны шли в утиль,
В отсыревший порох вёл сей фитиль.

Лучше, смелей становись, красивей,
В свете вращайся, с бокалом стой важно,
Взор глаз на неё направляй ты отважно.
Пить и красть на Руси прекратят скорей,
Чем заметят тебя, друг мой, однажды!

Человек-невидимка, напомни-ка своё имя?
Не то я всё время попадаю мимо.

Ты давно уже в чёрном списке,
И спросишь меня ты: В смысле?
Но заметь,
Ты всем надоесть успеваешь,
От жалоб твоих терпенье теряешь.

Заметь, времена пандемии
Ничего тут не изменили
В транспорте, в толпе — один,
И не причём тут карантин.

В зеркале порой любуешься собой ты,
И незнакомец в ответ взирает какой-то,
Но лучше ему оставаться безгласным:
Иллюзию нарушать может быть опасным.

Человек-невидимка, своё имя напомни?
Пустые графы анкеты заполни.
Ты, вижу смущён и растерян?
Или вопрос был мой неверен?

Или повёл я себя бестактно,
Намекнув на иные пробелы,
И ты чувствуешь себя преотвратно,
Сознавая счастья пределы?

Не мне тебя, конечно, учить,
Но что ты пытаешься скрыть?
Что ты прячешь под маской прозрачной?
Обмануть хочешь личиной невзрачной…

Холуй судьбы, человек-обломок,
Порой ты действительно был неловок.
Видно, на тебе прервётся род,
Чтобы стеснительности не дать ход.

Благодари судьбу, что избежал риска:
Внешность помогала не пасть низко!
Ради милого блеска женских глаз
Не только бы Путину продался на раз.
В угодливой низости не знал бы меру,
Полюбил бы религию и сменил веру.