Про когнитивный диссонанс в советское время

Ольга Езовская
 Что такое когнитивный диссонанс я впервые ощутила в далёком 1978 году на выпускном экзамене по литературе. Даже два диссонанса.

 В экзаменационной комиссии сидела директор школы (математик), учитель химии и, собственно, наша Рената Алексеевна Тулинцева, любимая учительница русского языка и литературы, очень строгая и очень справедливая.

 Надо сказать, я была весьма начитанной, сама писала стихи и прозу, и с теорией литературы у меня был порядок. Поэтому когда пришла моя очередь отвечать, и я благополучно ответила на первый вопрос по советской художественной литературе, Рената Алексеевна со спокойной душой вышла из кабинета, оставив один на один с директрисой и химичкой. Второй вопрос был об образе Катерины из пьесы А.Н.Островского "Гроза". Ответила я так же хорошо.

 Беда пришла, откуда не ждали. Директор школы, повторюсь, учитель математики, решила задать мне дополнительный вопрос, который прозвучал так: "Как [Виссарион Григорьевич] Белинский назвал Катерину в своей знаменитой статье?"

 И тут, выражаясь современным языком, я зависла. Потому что поняла, что сейчас публично при всех я либо буду вынуждена назвать директрису неучем, либо получу верный трояк. Это было жестокое испытание. Я молчала, не зная, что сказать. Видимо, решив, что девочка от волнения забыла ответ, она начала подсказывать: "Ну же, луч..." Пришлось набраться духу и сказать ей правду. "Я понимаю, что вы имеете в виду определение "луч света в тёмном царстве". Но так Катерину назвал… Добролюбов. Белинский умер в 1860 году, а пьеса была написана в 1861 году". Повисла гнетущая (на мой взгляд) тишина, я же чуть не плакала. Слава богу, химичка разрядила атмосферу, спросив про третий пункт экзаменационного билета.


 На третьем месте было стихотворение Пушкина, которое надо было прочитать наизусть, и которое я не учила. Вздохнув, я открыла рот, чтобы сказать правду и таки получить трояк в аттестат. Но тут ситуацию вдруг спасла сама директриса. "Не надо Пушкина [что?] . Лучше почитай свои [что-что???] стихи", – неожиданно сказала она и тем спасла несчастную экзаменующуюся. Вдохновлённая, я в таком ударе читала свои вирши, что когда вернулась Рената Алексеевна, директор разразилась хвалебной речью, ни единого слова из которой я не запомнила, да и не надо. Главное, что я поняла – будет "пятёрка" в аттестате.

 Совесть, однако, не позволила мне допустить такого мошенничества. Я отозвала Ренату Алексеевну в сторону и шёпотом призналась, что стихотворение я не выучила. Наша очень строгая учительница приподняла брови, посмотрела мне в глаза и так же шёпотом сказала : "Я этого не слышала. Иди". Это был второй когнитивный диссонанс.

 Спустя годы, проработав учителем [кстати, математики] 16 лет, я поняла, что просто тогда, в школе, за 6 лет заработала себе такую репутацию, что мне легко простили одно не выученное стихотворение.

 С ЭГЭ такое не прокатит.

 17.11.2018 г.