Притча о том, как мужик правду воевал

Тезан
Кое-что о стратегической обороне

Век работай - век учись.
Как-то в день попойки
Сон стерёг я на печи,
Слышу, едет тройка.

Свесил лапти, окрестясь,
По углам пошарил,
Глядь, во двор въезжает князь,
А за ним бояре.

Сени настежь, топот ног:
“Эй, хозяин, где ты ?”
Я опять на печь залег,
Ведь зима - не лето.

Но стрельцы - народ лихой,
Палаши - не свечки.
“Вот ужо, мужик постой,
Разворотим печку !”.

Сам скатился, лоб разбил,
Извиняясь князю.
“Что мужик, никак запил,
Али напроказил ?

Ну, прощаю в первый раз,
Ты ж, крестьянин сирый,
Слышал новый мой указ
О войне и мире ?

Поотстали мы слегка,
Недоимок бездна.
У француза-мужика
Плуг давно железный.

Сено косим, скот пасем,
Пашем по старинке.
Я оброк кладу на все,
А с тебя овчинка.

Да кобылка, да хомут,
Сенцо, лыко, белка,
Да жену твою возьмут
Для работы мелкой.

Чтоб трудились от зари
До седьмого пота,
Да молитву сотвори,
Чтобы шла работа.

И, смотри, не подведи
Царства и короны.
Мы радеем, сам суди,
Все для обороны.

Если недруг двинет рать
Или встанем сами,
Где казну, людей достать,
Ты раскинь мозгами ?

А приёмы, маскерад,
Заячья охота,
Царь деньгами не богат,
А друзей до чёрта.

Так, что, братец, послужи,
Порадей без страха.
Коль не так - ответ держи
Головой на плахе”.

Я поскрёб в затылке грязь,
Сплюнул на удачу
И ответил: “Светлый князь,
А нельзя иначе ?

Мне кобылку и соху,
Лёгкого пожитку
И, клянусь, как на духу,
Будет вам с избытком.

Мяса, рыбы, хлеба ларь,
Меду, квасу зело.
Только вы, мой государь,
Не встревайте в дело.

Будет белка и свисток,
Лыко да мочало.
Не оставьте без порток
Только для начала.

Потому и на Руси
Нет у нас порядка,
Что все лезут во князи,
Где тепло и сладко“.

Князь подумал, тихо встал,
Вынул хворостину,
Оглянулся и сказал:
“Выпороть скотину !”.

С той поры я всё молчу,
Даже на базаре.
Если едут, то кричу:
“Слава государю !”.

Век работай - век учись,
Если ж ум короткий,
То не хватит на харчи,
А не то, что водки.