Индрик - Козерог - Единорог

Афина Аклидис
Индрик — животное в русской мифологии. Упоминается в стихе о Голубиной книге, книжных источниках, былинах.

В многочисленных вариантах «Духовного стиха о Голубиной книге» имя этого зверя является в разных формах: Индрок, Индра, Кондрык, Белояндрик, Вындрик, Единорог, Единрог и Единор. Варианты имени могут быть сведены к двум: Индрик и Единорог. Первое название объясняется искажением либо имени енудра, то есть выдры (др.-греч. ;;;;;;;;, ;;;;;;;), либо еньдропа (др.-греч. ;;;;;), морского зверя, известного в славянских списках «Физиолога».
Зверь Индрия или Индрик упоминается также в «Азбуковниках» и описывается как зверёк, похожий на пса, живущий в реке Ниле и убивающий крокодила. Здесь индрика путают и отождествляют с ихневмоном.(Египетской норкой.)
Замена имени «Индрик» именем «Единорог» объясняется, с одной стороны, звуковым сходством обоих названий (Инрог и Индрик), с другой — одинаковым символическим значением обоих зверей. Смешение это замечается уже в «Физиологах».
В разных списках стиха о Голубиной книге находятся различные черты в изображении Индрика, но во всех он называется «всем зверям отец». Он ходит по подземелью, пропущает реки и кладязи, или живёт на Фавор-горе; когда он поворотится, все звери ему поклоняются. Или же он живёт на Святой горе, ест и пьет из Синего моря, никому обиды не делает. Или он ходит рогом по подземелью, аки солнце по поднебесью. Иногда изображается с двумя рогами.

Индрик-зверь упоминается и в одной былине в обычной роли зверя Скимена («львёнок», в Синодальном переводе Библии этим словом переведено ивр. слово ;;;; «кфир» — «львёнок», «молодой лев» (Псалтирь, 33:11) (см.: Русские былины старой и новой записи. — Отд. II. — № 19).

Судя по Энциклопедии славянской культуры Кононенко, Индрик-зверь в русских «Азбуковниках» ХVI – ХVІІ вв. изображается как страшный и непобедимый зверь, похожий на змея, вся сила его в роге:
«Индрик-зверь рог имеет на голове большой и крепкий, страшный и непобедимый; без рога же не бывает сильным».
В ХVIII в. много русских знатных родов взяли изображение этого зверя на свои гербы (к примеру, начальник оружейной канцелярии граф П. И. Шувалов).

Рогу Индрик-зверя приписывали целебные свойства. По преданиям, Индрик-зверь – всем зверям царь, праотец зверья. Это мифическое животное живет под землей и своим рогом прочищает каналы подземным водам, чтобы дать жизнь всему живому на земле. Когда же огромный Индрик-зверь сердился, он учинял движением своего тела землетрясения.
В засуху его просили подать воду в колодцы, напоить зелье и деревья, сберечь урожай.
Индрик-зверь (Инрог, Индрог, Индра) владеет тайным свойством безошибочно отличать врагов. 

Единорогу в античной и средневековой традициях отводили важное место. Его изображали в подобии белого парнокопытного оленя с конской гривой и винтовым закрученным рогом посреди лба.
 Греческий историк Ктесий Рнидский (400 г. до н. э.) выводит происхождение носорога от мифического единорога. Единорог был воплощением чистоты и силы. Поймать его можно было только при помощи девственницы, к подолу которой он доверительно склоняет голову.

 Особые свойства приписывают рогу единорога: «До того как звери приходят к водопою, выползают гадины и сплевывают свой яд в воду. Звери, которые знают, что в воде есть яд, не осмеливаются пить ее и ждут, когда придет единорог. Он приходит, погружает в озеро рог и очерчивает рогом крест, разрушающий действие яда. После того как единорог напился сам, могут пить воду и другие животные» («Физиолог»).

Очень-очень странно то,что если бы славяне видели рогатую норку или выдру, да еще и назвали ее отцом всех зверей и изображали в виде коня.
Более подробную информацию, как и более четкого изображения не нашлось, так как остальной поиск ведет на неоязыческие сайты, которым, естественно, веры нет.

Зверя Индрика тоже мало кто видел, а тем более живого. Ведь известно,
что всю жизнь он проводит под землей, умело прокладывая себе ходы, а когда
вылезет на белый свет, то сразу же и окаменеет. Поэтому Индрик
показывается наружу только темной ночью, а если днем - то лишь когда
соберется умирать, наскучив долгим веком. Вот каменных Индриков многие
видели на крутых обрывистых берегах северных рек. Северяне зовут Индрика
по-своему  :
 Индрик-зверь вылез на белый свет ,как
раз посередине речного обрыва. Окаменевшая шерсть ломалась под пальцами.
Голова Индрика была вывернута и смотрела в небо.  Вот как, значит, он
под землей ходит:
выгрызает дорогу в земле и камне...

Михаил Успенский " Там, где нас нет "