Колодец

Валерий Мухин Псков
          Около двадцати пяти лет назад, когда мы начали осваивать новый дачный участок – строили дом и баню, у нас было много древесных отходов, коротких обрезков брёвнышек, которые жалко было просто пустить на дрова. И мы решили сделать из них деревянный сруб для колодца.
          Ведь были на Руси испокон всегда деревянные колодцы, и даже в соседней деревне Полуяково был колодец с деревянным срубом, из которого мы иногда черпали для себя воду. И ничего – прекрасная вода, чистая и прозрачная, никто не жаловался, все пили.
          Но мы и не очень надеялись, что будем пить из своего деревянного колодца, (оно так потом и вышло). Вода нам больше нужна была для поливки огорода. А пили воду из колодца соседа Леонида Александровича Суханова. Он сам разрешал нам брать у него воду, чтобы она не застаивалась, поскольку сам он пользовался мало.  Вот уж кому действительно повезло с колодцем, так это ему.
          Рыл он его со своим зятем Сергеем, сами делали прямоугольную опалубку, сами мешали и заливали раствор. После того, как углубили на пять метров (прошли глину и дошли до песка) пошла вода. Вот уже больше двадцати лет мы все пользуемся этим сухановским колодцем и не можем нахвалиться водой: вкусной, прозрачной и чистой. И всегда шутим, когда спрашивают:
          - Откуда вода?
          - Наша, «сухановская минеральная».
          При всём при этом у всех соседей в округе свои колодцы, а воду предпочитают брать для питья у Суханова.
          Сделать колодец, хороший колодец, совсем не просто. А дачники что? Кто как решил, кто, как смог, так и сделал порой, не посоветовавшись ни с кем.
          Вон Дмитриев, благо большой начальник. Пригнал технику, бульдозер с ковшом, вырыл глубокую яму, заложил кольца, обсыпал снаружи этой же глиной и ждёт. А воды то нет. Потом сказали – залепил металлическим ковшом все водоносные жилы. Вот и все дела. Лопатой копать гораздо предпочтительнее – получается аккуратнее.
          Или вон у Славы Ляховского вырыто даже два колодца. А воду пить не может – пахнет сероводородом. Почему – никто не знает.
          У Павла Шавкеро, наверно, вода есть и, наверно, хорошая, потому, что колодец держится на замке. У моего непосредственного соседа Александра Михайловича Емельянова  – то же самое, тоже колодец всегда на замке. Хотя за водичкой к Суханову тоже похаживает.
          Мой новый сосед Сергей Иванов, три года назад, приобрёл, недалеко с моим, дачный участок, и сразу же вырыл с отцом колодец. Не глубокий, всего метра три, но пошла вода и они прекратили рыть, побоявшись, что перекроют водоносную жилу. Но воды то мало, поскольку неглубоко. 
          Вот я и говорю, сделать хороший колодец совсем не просто. Кому как повезёт. И, если уж повезло, и появилась чистая питьевая вода – это просто большое счастье для хозяина и не только.
          Возвращусь к тому времени, когда мы стали делать свой колодец. Сначала сделали сруб 1,2 х 1,2, высотой (глубиной) 4 метра. Потом стали с зятем рыть яму. Было лето, дождей пока не было и мы, радуясь такому обстоятельству, углублялись всё дальше и дальше, пока не дошли до отметки 4 метра. Вода не появлялась, колодец был сух. Время было позднее, около полуночи и мы, устав как черти, решили не закладывать сразу сруб.  Просто уже не было никаких сил.  Решили немного поспать и рано утром начать закладку сруба. И это было нашей роковой ошибкой.
          Встав пораньше и заглянув в наш колодец, мы обнаружили, что стенки обвалились. Произошло это потому, что грунтовые воды, хоть и было сухо, соблюдая все классические законы физики, всё же вывели из равновесия ничем не закреплённые стенки колодца.
          При замере обвалившегося колодца, оказалось, что  глубина его стала 3 метра, вместо выкопанных 4-х метров. Пришлось снова углублять до 3,5  метров и тогда ставить заготовленный заранее сруб. Мы не стали углубляться до отметки 4 метра, потому что видели, как стала поступать вода. А раз так, значит – мы своего достигли. Мы так думали.
          Этим колодцем мы пользовались более 20 лет, правда вода была с тёмным оттенком и мы её не пили, много туда попадало грунтовых вод. Сруб легко пропускал их, да и подбор древесины у нас был не тщательный, Попадалась сосна, ольха и ель, а может быть и осина. Но воды всегда хватало для поливки огорода и других хозяйственных нужд.
          От времени сруб стал подгнивать и больше всего на уровне немного пониже уровня земли. Задумали выкопать новый колодец – с бетонными кольцами и чтобы вода была питьевая. Но, самим уже не потянуть – силы не те. Нашли в газете телефоны мастеров, которые предлагали такие услуги.
Сделали заказ и стали ждать. Волновались, понимали, что от одного желания ничего не зависит. Здесь торжествует один закон: «Кому как повезёт».
          Ждали недолго. И вот в один прекрасный сентябрьский день приезжают трое молодых парней: двое  копателей со своими инструментами, а один шофёр, который их привёз. А дача наша находится в 30 километрах от города. 
          Учитывая старый опыт, мы заказали 4 кольца, из расчёта 3.5 вкопать и 0,5 сверху. Почти одновременно с приездом бригады копателей  подъехал шофёр с четырьмя кольцами на трейлере.
          Сначала копатели не вызвали у нас восторга – уж больно молоды и хрупки. И, надо сказать, - мы не ожидали от них такой дружной и слаженной работы, какую они продемонстрировали потом.
          Быстро разгрузив погрузчиком кольца, мы подкатили первое к месту, где хотели, чтобы был колодец. Мы указали место в полутора метрах от старого деревянного. Ребята с воодушевлением и с новыми силами стали быстро углубляться  в землю внутри первого кольца. Выкопанную землю они бросали прямо в старый колодец, и поэтому на площадке было вначале сравнительно чисто. Два кольца вошли идеально ровно. Когда вкопали третье, стало заметно, что нижнее кольцо немного повело. Когда вкопали половину четвёртого, никакого намёка на воду не было. Глина, казалось, не кончится и пока её не пройти – воды не будет. А работа, по сути, была сделана. То, что мы заказывали, ребята выполнили, рабочий день закончился. Но воды не было.
          Посоветовавшись с копателями, решили завтра продолжить работу, заказав ещё два кольца. Я стал звонить Алексею, начальнику, с которым заключал (конечно, устно) этот договор на копку колодца. Выслушав меня внимательно, Алексей принял решение продолжать копку завтра. А о кольцах с домостроительным комбинатом он обещал договориться.
          Уже подъехал на легковушке их дружок, чтобы забрать копателей. Ребята, оставив все свои инструменты, поехали по домам отдыхать, чтобы завтра в 9 часов утра снова продолжить копку.
          Весь вечер после того, как уехали копатели, я бродил в подавленном настроении, время от времени заглядывая в пустой и сухой колодец. Было ясно, что мы не докопали. Но сколько? Полметра, метр или больше?
          Уже сгущались сентябрьские сумерки, прошло более трёх часов, как уехали копатели, но заглянув последний раз перед тем, как идти домой, в колодец, я увидел – о, чудо! – струйку воды, бьющую сбоку, из-под нижнего кольца. От радости я чуть не потерял дар речи и тут же сообщил своим домочадцам о случившемся чуде.
          Решил позвонить Алексею об этой новости. Он отреагировал спокойно и сказал:
          - Знаешь что, позвони мне завтра в 8 утра, замерь, сколько будет воды в колодце и скажешь мне. Там будет видно.
          На следующий день утром длинным шестом стал замерять уровень воды в колодце. Вода поднялась на 30 сантиметров. В 8 утра звоню Алексею, сообщаю результаты замера.
          - Не густо, это совсем мало. Вот я что думаю: углубляться будем, но всего на одно кольцо. Я боюсь: не перекрыть бы нам и эту слабую жилу. Тут недавно в вашем районе копали один колодец: вкопали восемь колец, а воды нет. Просто раньше перекрыли жилу и не заметили где. В общем, жди опять этих ребят и одно кольцо, и начинайте работать.
          Копатели, как и обещали, приехали к 9 утра, и мы не могли нарадоваться на их аккуратность и пунктуальность. Посмотрев в колодец один из них сказал:
          - Это не вода… Ну что ж попробуем копать дальше.
          Вскоре шофёр трейлера привёз ещё одно кольцо и копатели стали копать глубже. Сначала вёдрами выкачали воду и стали вынимать тяжёлый, липкий глиняный грунт. На месте давно засыпанного старого колодца выросла огромная куча влажного глиняного грунта.
          В этот день ребята вкопали только одно кольцо, но какой это был труд: доставать полужидкую липкую глину с глубины 4-х метров. Глина прилипала к ведру и её никак было не вытряхнуть потом из него. Но наши герои, а я просто влюбился в моих копателей, трудились без устали на славу. Мы всячески поощряли и скрашивали их труд. Жена ставила перед ними то миску с огурцами, то яблоки, то помидоры, а они и не отказывались, как будто знали настоящую цену своему труду. Кстати накануне вечером первого дня, когда ребята уезжали домой, я сам приволок каждому по мешку яблок. Может быть, поэтому они отвечали нам своей отзывчивостью.
          Огорчало и тревожило только одно – глину мы так и не прошли, до песка не докопались. Воды по-прежнему было мало. Но работа была сделана.
          Позвонив Алексею и рассчитавшись за работу, я был, мягко говоря, в подавленном состоянии.
          - Не волнуйтесь, надо подождать. Звоните, если что поможем. Выкачивайте воду каждый день, она должна очиститься от мути, если хотите, поставим вам фильтр. 
          Какой там фильтр, если за ночь воды набирается меньше бочки и вода с таким жирным глинистым осадком, что в ведре его сантиметра 2.
          Прошла неделя, вода набиралась так же медленно - за сутки одна бочка и по-прежнему была с осадком – мутная. Но в душе всё же зрела какая-то надежда. Ведь в старом то деревянном колодце была вода и много – во всяком случае, нам хватало на поливку огорода. И мы молили всевышнего, чтобы Он помог нам с нашим горемычным колодцем.
          Спустя месяц воды стало прибывать больше, и она стала постепенно очищаться и делаться чистой. Настроение у нас приподымалось, и появилась надежда.
          Однажды мы уехали в город за пенсией и задержались со своими делами дня на четыре. Когда мы приехали, я открыл крышку колодца: там было на три с половиной кольца воды, то есть, до поверхности земли вода не доходила всего метр. И была она чистой прозрачной и вкусной.
          Слава Богу, дошли до него наши молитвы!