О чем гремят травы

Юрий Панов 2
Работы Цингера доставили бы удовольствие Дарвину,
 будь он еще жив, гораздо большее,
чем все хвалебные речи.
К.А. Тимирязев

Звенел по лугам пересохший звонец,
Ломились хлеба с перестоя
А Твардовский



   Говорят, настоящие поэты слышат, как растет трава  в лесу. А вы слышали, читатель, как гремят травы  на лугу? Сто лет назад это слышали все. Чтобы  убедиться, откройте словарь Владимира Даля. Каких только имен не придумали в народе для погремка. Сегодня многие из этих имен звучат, как инопланетные. Ну, звонец,  гремки, это понятно,   тележник вызывает какие-то смутные ассоциации, а брезготка, табалань? Может быть, есть еще горожане способные услышать погремок?
 
           Николай Цингер из знаменитой династии Цингеров, услышал,  как свистит лезвие литовки  над головами погремков. Оказывается, погремок научился играть с косой, и не только с косой, но и с комбайном.   Про династию обрусевших немцев  Цингеров   можно писать монографии.  Основатель династии ботаников Василий Цингер в молодости растений не знал,  разговоры погремков не слышал, он был математиком. Но вот повезло ему встретить первооткрывателя Окской флоры Кауфмана,  он влюбился в растения, написал много интересных книг,   и  коллеги присвоили ему звание почетного доктора ботаники. Любовь к растениям он передал детям. Александр стал физиком, но написал книгу единственную и неповторимую в своем роде «Занимательную ботанику», которую переиздают уже в течение столетия, до сих пор. Слава дилетантам! Его сын Олег, внук Василия Цингера, ботаником не стал, вообще наукой,  к ужасу отца,  не интересовался, но свое детство в Крыму, в годы гражданской войны, в Никитском ботаническом саду вспоминал как самое счастливое время в жизни. А когда попал в Германию, то подружился с одним из главных наших генетиков Николаем Тимофеевым-Рессовским и был рядом с ним до самых трагичных дней весны сорок пятого. Именно Зубр оценил работы Николая Цингера  с погремками. Если коса свистит над головой надо пригнуться, сжаться до розетки, или  сотворить  семена еще до сенокоса и тогда загремят семена в коробочках: «мы готовы»!  Так на одном лугу может образоваться несколько рас. Их-то изучает наука экология, а вовсе не загрязнение среды, как считают многие. А если человек попытается пропустить пшеницу через сито, надо лишиться крылышек и сравняться по размеру с семенами пшеницы и спокойно всю зиму пролежать в амбаре до весны. Человек стал фактором эволюции. Слава погремкам!

             Каждый год, когда я возвращаюсь на велосипеде из  школьного заповедника орхидей, каждый раз проезжаю бескрайнее поле полное золотых погремков. Золото под высоким голубым  небом с редкими кучевыми облаками. Пока цветут орхидеи,  погремки молчат. Отцветут орхидеи,  и погремки начинают свою песню.  Может быть,  они поют о своих крестных?  Как ни странно,  в Сибири их было два, крестный отец и крестная мать,  Борис Шишкин и Лидия Сергиевская. 
Князь ботаники Карл Линней, может быть, и слышал пение погремков, но дал им  первое научное название на латинском языке весьма поверхностное – носатые цветки.  Шишкин и Сергиевская были серьезные флористы. Имена они давали, опираясь на учение Дарвина, учитывая сезонные расы погремков. Но вот странно, разделив погремки, они вскоре разделили и свои судьбы. Борис Шишкин уехал из Томска в столицу и  стал решать грандиозные задачи, под стать времени.  Он не строил плотины и заводы, он взялся за  грандиозный  проект, создание многотомной «Флоры СССР». А Сергиевская продолжила провинциальную томскую школу ботаников, продолжила заветы  учителя Порфирия Крылова. Погремки, слушая свист косы, или рокот комбайна,  не выясняют отношения, кто из них главный, каждый находит свою экологическую нишу, уживаются на одном поле.  У людей не так.

 Зачем современному человеку дикие растения?  Конечно, не для того, чтобы есть, или делать лекарства, подобно дикарям. Послушав песни погремков, вы, читатель,  прикоснетесь к миру, где люди и растения живут вместе и черпают друг у друга вдохновение и просто информацию, встретитесь со множеством ученых и поэтов, множеством ботаников, и может быть вы тоже станете ботаниками, как  ими стали когда отцы, дети, внуки и правнуки Цингеров. Удачи!