Династия фон Мекк - железнодорожные короли

Валентина Томашевская
Карл фон Мекк - железнодорожный король

История семьи фон Мекк  вызывает немалый интерес.  Многие представители династии занимали выдающееся место как в экономической, так и в общественной и в культурной жизни России. Но конечно более всего известно имя фон Мекк как выдающихся строителей железных дорог. Династия известна  также меценатской деятельностью: не однажды упоминалось имя Карла Федоровича (Карл Оттон Георг) фон Мекк в более чем 13-летней переписке его вдовы, Надежды Филаретовны фон Мекк, известной меценатки,  с великим русским композитором П.И.Чайковским.
Карл Федорович (Карл Оттон Георг) фон Мекк (1821 - 1876) - немногословный, загадочно- скромный инженер, сумевший стать "железнодорожным королем",  положил  начало многомиллионному состоянию своей семьи.

Он происходил из старинной остзейской дворянской семьи, предки которой переселились в Лифляндию из Силезии на исходе ХVI века.  Родоначальником династии Мекков считается силезский канцлер Фридрих фон Мекк (род. 1493). Его внук Яков, переселившийся в Лифляндию, стал кастеляном рижским. Многие представители династии фон Мекк находились на военной службе, вначале в шведской, а затем в российской армии. Род фон Мекк внесен в "матрикул Лифляндского дворянства. Отец Карла Федоровича, также вначале избравший военную карьеру, позднее перешел на службу в Министерство финансов  чиновником таможенного округа. Умер он от холеры, не дослужив до пенсии и оставив вдову, дочь бургомистра Митавы Вильгельмину фон Мекк, с пятью малолетними детьми без всяких средств к существованию.

Сведений, характеризующих личность, немного. С.Ю.Витте в своих воспоминаниях ограничивается в отношении него одной фразой: "Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень корректный немец; он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно". Однако он был колоритной фигурой : "талантливейший практик",   отличался  "находчивостью, волей, сокрушительной энергией, верой в свою звезду", "богато одаренная", но совсем "не художественная" натура.
В 19 лет К.Ф. фон Мекк становится студентом Петербургского института путей сообщения и в 1844 году успешно заканчивает его. Он поступает на службу в чине поручика в ведомство путей сообщения. Молодой инженер вскоре получает место начальника дистанции Московско-Варшавского шоссе. Дальнейшая его служба в государственном ведомстве связана с работой в качестве инженера и инспектора по строительству стратегических дорог в западной части России. Жизнь на Смоленщине, в провинциальном Рославле и следовавшее друг за другом рождение детей оставили о себе довольно тоскливые воспоминания: «...Мой муж служил на казенной службе, которая доставляла ему тысячу пятьсот рублей в год — единственные, на которые мы должны были существовать с пятью детьми и семейством моего мужа на руках... Хозяйство было, конечно, также все на моих руках. Работы было много, но я не тяготилась ею».

В 1848 г. в его жизни происходит важное событие: он вступает в брак с совсем юной, семнадцатилетней дочерью помещика Смоленской губернии Надеждой Филаретовной Фроловской, которая стала ему верной опорой и поддержкой на всем их совместном жизненном пути. Брак был счастливым. Свидетельством этому были и их одиннадцать детей, воспитанию которых Надежда Филаретовна отдавала все свои душевные силы и энергию.

Однако не по годам благоразумная баронесса фон Мекк видела свою миссию не только в продолжении славного рода, в чём значительно преуспела, но и в достижении материального благосостояния, столь необходимого для неуклонно растущего семейства. В 1860 году под нажимом Надежды Филаретовны барон сменил спокойствие государственного служащего со скромным жалованьем на риск коммерческого предприятия. Значительно позже, в письме своему гениальному другу, баронесса нашла яркие краски для описания первоначального прозябания супруга и своего весомого участия в коренном переломе ситуации унизительного безденежья: «Я не знаю, Пётр Ильич, знаете ли Вы, что такое казённая служба? Знаете ли, что при ней человек должен забыть, что у него есть разум, воля, человеческое достоинство, что он должен сделаться куклой, автоматом. Вот этого — то положения моего мужа я не в состоянии была выносить и, наконец, стала просить, умолять бросить его службу, а на замечание, что тогда нам нечего будет есть, я отвечала, что мы будем трудиться и не пропадем, но когда он, наконец, согласился исполнить мою неотступную просьбу и вышел в отставку, мы очутились в таком положении, что могли проживать только на 20 копеек на всё. Тяжело было, но я ни на минуту не жалела о том, что сделано».

К моменту описываемых событий Россия испытывала острейшую нехватку железнодорожного транспорта, огромная империя располагала вопиюще неразвитой сетью железных дорог, и таким прискорбным положением дел дипломированному инженеру-путейцу грех было не воспользоваться. Вначале Карл фон Мекк вступил в Общество Саратовской железной дороги, ставившее своей целью связать рельсами Москву и Саратов. А через три года замеченные в Карле Фёдоровиче честность, работоспособность и профессионализм позволили ему стать компаньоном самого П. Г. фон Дервиза в деле строительства Московско-Рязанской железной дороги. На этом поприще его ждал головокружительный успех и баснословная прибыль.
Продвижение К.Ф. фон Мекка по службе шло медленно. Работа в казенном ведомстве, буквально сковывавшая чиновничьей рутиной по рукам и ногам любую инициативу, мало удовлетворяла талантливого и энергичного инженера, каким был Карл фон Мекк. Однако он вряд ли бы самостоятельно решился порвать с казенной службой, опасаясь, естественно, поставить семью в трудное положение, если бы сама Надежда Филаретовна не настояла решительно на его уходе. В 1860 году К.Ф. фон Мекк по настоянию жены оставляет государственную службу, чтобы заняться предпринимательской деятельностью. Это был смелый, решительный и во многом рискованный шаг, сыгравший решающую роль в дальнейшей судьбе их семьи.

   Уход Карла Федоровича со службы совпал с началом развертывания в стране широкого железнодорожного строительства. Уроки Крымской войны не прошли даром. Русская армия потерпела тяжелое поражение, во многом, из-за отсутствия железных дорог, по которым могли быть быстро переброшены подкрепления и обеспечено снабжение войск. Правительство осознавало необходимость срочной ликвидации глубокого отставания России в этой области и прилагало большие усилия, чтобы сдвинуть с мертвой точки процесс железнодорожного строительства.
Начало предпринимательской деятельности К.Ф.фон Мекка связано со строительством железнодорожной линии Москва - Коломна Обществом Саратовской железной дороги. Это было одно из первых обществ с широким участием представителей отечественного капитала. Образовано оно было в 1856 году.
Первый участок дороги Москва - Коломна, протяженностью 117,2 верст был построен очень быстро, всего за два года. Большая заслуга в успешном окончании строительства принадлежала фон Мекку. Здесь он впервые в полной мере проявил свои способности организатора и инженера, энергию, инициативу, умение заинтересовать людей, честность и обязательность в ведении дел и в расчетах. Он постоянно говорил, что "честность в расчетах - это тоже коммерция"
 К строительству второго участка дороги (Коломна - Рязань) приступили с весны 1863. Работы шли очень быстро и успешно благодаря энергии и распорядительности строителя - инженер-подполковника К.Ф. фон Мекка. Меньше чем через полтора года, 27 августа 1864 г., стало возможным открыть движение до Рязани.
Карл Фёдорович помогал деньгами многим учреждениям и обществам. К.Ф. фон Мекк, как и другие члены семьи, был религиозным человеком, принадлежал к лютеранской церкви. "Мой муж был протестант, но очень религиозный", - отметит впоследствии его жена Надежда Филаретовна фон Мекк.  К концу жизни он имел звание действительного статского советника. Скончался фон Мекк от тяжелого сердечного приступа.
Надежда Филаретовна фон Мекк
Надежда Филаретовна без устали помогала мужу в его делах — вела деловую переписку, составляла контракты, а ещё занималась уральским металлургическим заводом, сахарной фабрикой и, конечно, домом, в котором воспитывалось одиннадцать детей. О такой энергичной, деятельной жене можно было только мечтать. И Карл фон Мекк вполне отдавал себе отчёт в степени своего везения, поощряя все прихоти супруги. Эта сильная женщина, , трепетно сберегала самые сокровенные уголки своей души для наслаждения музыкой, находя в ней всё самое прекрасное, ради чего, собственно, стоило жить и так упорно трудиться.

Став сказочно богатой, она могла себе позволить едва ли не ежедневные музицирования с приглашёнными исполнителями, и степень её осведомлённости по музыкальной части поражала профессионалов, с которыми хозяйка дома любила вступать в многословные дискуссии. Ещё баронесса была обуреваема страстью к перемене мест, благо сколоченное состояние позволяло с лёгкостью перемещаться по Европе в собственном вагоне, останавливаясь в собственных домах.  Надежду Филаретовну манило средоточие духовной и культурной жизни. Домой, к своим детям, оставленным на попечение многочисленной прислуги, баронесса фон Мекк возвращалась насыщенная впечатлениями от соприкосновения с высоким искусством самых выдающихся деятелей своего времени...
«Мама запомнилась привлекательной, хладнокровной и проницательной - настоящей леди, несмотря на свою застенчивость. Где бы она ни появлялась, её всегда замечали. Нельзя не сказать о её терпимости к чувствам других людей и глубокой религиозности. Я её даже немного побаивалась». Из книги «Как я их помню» - воспоминания Галины Николаевны фон Мекк.
Надежде Филаретовне было сорок пять лет, когда она стала вдовой. Замуж она вышла в семнадцать и родила за двадцать восемь лет брака восемнадцать детей, из которых к моменту начала переписки с Чайковским в живых было одиннадцать. Если верить письменным свидетельствам её внучки Г. Н. фон Мекк, оставившей подробные воспоминания, у Надежды Филаретовны в сорокалетнем возрасте случился роман с инженером Иолшиным, который потом женился на её старшей дочери Елизавете (невероятно, но это так). Её младшая девочка, Милочка, была дочерью Иолшина, и тайна эта была похоронена — или считалась таковою — в семье целых пять лет, пока одна из старших дочерей, Александра, не сообщила отцу, что его младший и любимейший ребенок — не от него. Это произошло, когда Карл фон Мекк остановился в её доме на несколько дней, приехав по делам. С ним случился удар, и он умер у Александры же в доме от сердечного приступа через два дня после этого разговора. Скоропостижная кончина Карла фон Мекка в начале 1876 года превратила его вдову в полновластную владелицу многомиллионного состояния. 
После смерти своего мужа Надежда фон Мекк начинает оказывать значительную финансовую поддержку композиторам — Николаю Рубинштейну, который в то время возглавлял консерваторию, и начинающему Клоду Дебюсси, наставнику по музыке дочерей фон Мекк.


Они общались только письменно. Переписка с Чайковским

 13 лет Надежда фон Мекк и Петра Ильича Чайковского Их письма  вошли в эпистолярное наследие композитора и служат источником изучения его творческой жизни и жизни российского дворянства той поры. Переписка  содержит массу автобиографических деталей, подробно и откровенно отражает их внутренний мир, события общественной и культурной жизни, семейного быта. В основе сложившихся в результате переписки дружеских отношений лежал искренний интерес любительницы музыки и меценатки Н. Ф. фон Мекк к творчеству талантливого композитора.
Чтобы Надежде фон Мекк побывать на концерте, а музыку она любила, нужно было оставлять хозяйство ее внушительного поместья, множество детей и прислугу, ехать в экипаже до станции, заранее известив руководство железной дороги, чтобы к определенному поезду подцепили её личный вагон, затем ей предстоял долгий путь до одной из столиц, там вновь экипаж, устройство, лишь потом концерт, который мог и разочаровать, гостиница, и затем всё заново в обратном порядке… Оставалось, конечно, домашнее музицирование, но посещение концерта или оперы тогда становились событием и предметом для разговоров и впечатлений на долгие месяцы.

Как-то она собралась на концерт, в программе которого значилась симфоническая поэма по драме Шекспира «Буря». Пётр Ильич Чайковский — автор поэмы — уже слыл талантливым композитором, и баронессе не терпелось составить о нём собственное мнение. Услышанное поразило её в самое сердце, заставило испытать настоящий восторг. Как, каким образом подслушал он музыку её души, угадал её самые сокровенные представления о гармонии. По окончании исполнения симфонической поэмы она запомнила смущённого композитора, неловко раскланивавшегося перед восторженной публикой...

В твёрдой убеждённости, что Пётр Ильич не имеет соперников на современном музыкальном Олимпе, она решила через Рубинштейна  заказать Чайковскому  музыкальное произведение и потом н18 декабря 1876 года написала композитору благодарственное письмо. Так было положено начало переписки.
Милостивый государь Петр Ильич!
Позвольте принести Вам мою искреннейшую благодарность за такое скорое исполнение моей просьбы. Говорить Вам, в какой восторг меня приводят Ваши сочинения, я считаю неуместным, потому что Вы привыкли и не к таким похвалам, и поклонение такого ничтожного существа в музыке, как я, может показаться Вам только смешным, а мне так дорого мое наслаждение, что я не хочу, чтобы над ним смеялись, поэтому скажу только и прошу верить этому буквально, что с Вашею музыкою живется легче и приятнее. Примите мое истинное уважение и самую искреннюю преданность.

Надежда фон-Мекк

Для композитора, часто едва сводивших концы с концами, работа такого рода являлась обычной практикой, поэтому справился с щедро оплаченным заказом быстро и с большой готовностью. К исполненной музыкальной транскрипции он приложил несколько строк своей искренней благодарности, не ведая ещё, что положено начало продолжительной и, пожалуй, самой поразительной эпистолярной истории.
Милостивая государыня Надежда Филаретовна!
Искренно Вам благодарен за все любезное и лестное, что Вы изволите мне писать. Со своей стороны, я скажу, что для музыканта среди неудач и всякого рода препятствий утешительно думать, что есть небольшое меньшинство людей, к которому принадлежите и Вы, так искренно и тепло любящее наше искусство. Искренно Вам преданный и уважающий
П. Чайковский.

Баронесса фон Мекк (была почти на 10 лет старше композитора) испытала сладкое чувство сопричастности к таинству творчеств гениального композитора . Он оказался в фокусе её самого пристального и ревностного внимания.  Из разрозненной информации она трепетной рукой пытается слепить образ своего кумира и наслаждается этим священнодействием.
Надежда Филаретовна  - вдова с одиннадцатью детьми от мала до велика (правда, часть из них уже имела собственные семьи, но проблем было не меньше — не слишком счастливые браки и неудачные роды дочерей, беспутство и кутежи старшего сына и т.п.), с огромным штатом прислуги, с несколькими домами, гигантскими имениями и хозяйством, полями и угодьями, с внушительных размеров железнодорожным бизнесом на руках и с миллионным состоянием. Материально она утопала в роскоши, но жить и наслаждаться жизнью ей было непредставимо трудно. Самостоятельная, со своими принципами, она была по характеру закрытым человеком, причем закрытым на все  замки.  Переписка в композитором стала для нее отдушиной, возможностью строить сюжеты,- творчеством.
Время от времени до Надежды фон Мекк доносились слухи о более чем предосудительных нравах, царящих в близком окружении Николая Рубинштейна, которому она тоже когда-то оказывала материальную поддержку. Чайковский принадлежал этому кругу, но восхищённая баронесса не оставляла сомнениям никаких шансов. Она околдована своим кумиром, в чём признаётся ему почти в каждом письме. Однако дальше оживлённой переписки дело не идёт, корреспонденты не торопятся взглянуть друг другу в глаза. «Было время, — пишет Чайковскому Надежда Филаретовна, — что я очень хотела познакомиться с Вами. Теперь же, чем больше я очаровываюсь Вами, тем больше я боюсь знакомства — мне кажется, что я была бы не в состоянии заговорить с Вами <...> Теперь я предпочитаю вдали думать о Вас, слышать Вас в Вашей музыке и в ней чувствовать с Вами заодно...». Возможно, в этих словах скрывались невольное кокетство и неуверенность баронессы в её женской неотразимости, но Чайковскому такой расклад пришёлся по душе.

Однажды в своё очередное восторженное послание композитору Надежда Филаретовна вложила целую пригоршню золотых рублей, которая, к её удовольствию, Чайковского вовсе не смутила. «Вы — единственный человек в мире, у которого мне не совестно просить денег, — бесхитростно пояснил он свою позицию в ответном послании. — Во-первых, вы очень добры и щедры; во-вторых, Вы богаты. Мне бы хотелось все мои долги соединить в руках одного великодушного кредитора и посредством его высвободиться из лап ростовщиков». Спокойно-деловитое принятие Чайковским финансовой поддержки баронессы подтолкнуло её придать своей помощи форму регулярно выплачиваемой субсидии в размере пятисот рублей в месяц. Эта огромная по тем временам сумма полностью избавляла композитора от забот о хлебе насущном. Он смог оставить профессуру в Московской Консерватории, чтобы сосредоточиться исключительно на творчестве. Баронесса спешит уточнить: «Я не ставлю никакого срока моей заботливости о всех сторонах Вашей жизни. Она будет действовать до тех пор, пока существуют чувства, нас соединяющие...». Идея ежемесячных выплат, несомненно, подарила Надежде фон Мекк фантастическое ощущение власти над гением, но даже наедине с собой она стыдилась признаться себе в этом.
Постепенно переписка творца и его покровительницы делалась всё раскованнее, откровеннее. Сколько же было излито на бумагу мыслей, сомнений, впечатлений, чувств! Кажется, ещё немного и щедрая баронесса дотянется до святая святых, до самого сердца творческой лаборатории гения, но пропуск туда не выписывает даже дружественная рука, и Надежда Филаретовна неожиданно поняла это с отрезвляющей ясностью. Она ждала абсолютного слияния душ, а вместо этого получила вдруг по-детски растерянное покаяние Петра Ильича в его свершившейся помолвке с некой девицей Антониной Милюковой — преданной поклонницей, к которой он совершенно равнодушен и на которой вынужден жениться по причине... Впрочем, никакой особой причины не было, он просто решил быть как все.

С приближением дня свадьбы совершённая ошибка стала казаться Чайковскому всё боле и более чудовищной. Он был на грани отчаяния. Тем не менее, венчание состоялось в июле 1877 года и сделало новобрачных самыми несчастными людьми на земле. Надежда фон Мекк не стала разбираться в причинах разразившейся катастрофы. Сердце её ликовало, когда глаза пробегали по строчкам, писанным рукой измученного друга: «...я вдруг почувствовал, что не только она не внушает мне даже простого дружеского чувства, но что она мне ненавистна в полнейшем значении этого слова». Безраздельное царствование баронессы в судьбе композитора вновь обрело утраченную было устойчивость.
Под предлогом деловой поездки Чайковский сбежал от жены в Петербург, а затем долгие месяцы, не без поддержки своей благодетельницы, скитался по Европе, восстанавливая пошатнувшееся душевное равновесие. А когда в апреле 1878 года Чайковский, наконец, пересёк российскую границу, радостная Надежда Филаретовна уговорила друга отдохнуть и в её любимом доме в Симаках, что под Браиловым, окружённом чудесным парком. В гостеприимных Симаках Чайковский побывал не единожды, здесь же произошла нечаянная, до крайности смутившая обоих встреча хозяйки и её гостя. Как-то их открытые коляски, двигаясь навстречу друг другу, встретились во время прогулки. Пётр Ильич машинально приподнял шляпу, Надежда Филаретовна испуганно отвернулась, но, кажется, счастливее момента в её жизни ещё не было.

Всё чаще звучит на концертных площадках музыка Чайковского, всё более громкой становится его слава. Он теперь вхож в самые блестящие гостиные Петербурга, и даже пользуется покровительством императорского семейства. Высокое признание радует и немного тревожит баронессу. В продолжавшейся бурной переписке они по-прежнему взахлёб делятся друг с другом размышлениями, музыкальными впечатлениями, и баронесса с жадностью ловит в письмах друга подтверждения их духовного единения.
В знак признательности Чайковский посвятил Надежде Филаретовне свою 4-ю симфонию. Она из скромности не пожелала, чтобы там значилось её имя, и композитор указал на титульном листе партитуры — «Посвящается моему лучшему другу». Его траурный марш (ныне утерянный), написанный в 1877 году, и 1-я сюита для оркестра, также посвящены ей.
 С Чайковским Надежда Филаретовна фон Мекк встретилась лишь однажды в Браилове во время прогулки: она сидела в коляске рядом с дочерью, Чайковский тоже был в экипаже. Оба окаменели: он неловко поклонился, она, красная как рак, с бешено колотящимся сердцем, ответила — и не могла прийти в себя еще очень долго, несмотря на то, что коляска Чайковского скрылась за поворотом лесной дороги. Вторая встреча произошла во Флоренции, о которой он пишет брату Анатолию Ильичу (14 декабря 1878): Вчера я был в театре. Билет мне прислала Надежда Филаретовна, которая тоже была со всем семейством, и в антракте я со смешанным чувством любопытства, умиления и удивления рассматривал ее в бинокль. Она болтала со своей прелестной дочкой Милочкой, и лицо ее выражало столько нежносги и любви (это ее любимица), что мне даже понравилась ее некрасивая, но характерная внешность.
С октября 1890 года Надежда Филаретовна уже не имела возможности оказывать финансовую поддержку композитору, поскольку её собственные дела в то время резко пошли на убыль. Практически сразу после этого между Чайковским и Н. Ф. Фон Мекк последовал разрыв, который, исходя из переписки, оба тяжело переживали. Истинные мотивы, которые подтолкнули Н. Ф. фон Мекк к разрыву отношений, остались неизвестными. Среди распространённых точек зрения, кроме объявленного ею осложнения финансового состояния,  резкое ухудшение здоровья Надежды Филаретовны, ультимативный протест членов семьи, недовольных её заочной страстью, реакция на достигавшую её смесь сплетен и правды о Петре Ильиче. В 2013 году переписка Чайковского и фон Мекк  положена в основу концертной программы «Летопись жизни» на сцене Московского международного Дома музыки.
Наследники
После смерти мужа семейным железнодорожным и промышленным делом какое-то время пришлось заниматься его жена, Надежде Филаретовне фон Мекк (1831 – 1894), вступившей по завещанию в права наследования. "После мужа, - писала она П.И.Чайковскому в 1878 гиду, - мне остались очень запутанные и затруднительные дела, так что без всякой помощи я не могла бы справиться с ними. Поэтому я выбрала соопекунами к себе моего сына Володю и брата Александра, но главные распоряжения потому сосредоточиваются во мне, что я и опекунша малолетних детей моих и участница во всех делах, оставленных моим мужем". В семье выросло одиннадцать детей, трое из которых — сыновья Владимир, Николай и Александр — участвовали в сохранении и развитии семейного дела.
Старшим из сыновей Карла и Надежды фон Мекк был Владимир Карлович (1852-1893 гг.). Сведений о нем немного. Родился он в городе Рославле. Еще при жизни отца, в возрасте 21 года, помогал ему в железнодорожных делах. В 1876 г. В.К. фон Мекк женился на дочери крупного московского водочного фабриканта Михаила Андреевича Попова, Елизавете Михайловне (1861 - 1892). В 1877 году у них родился сын Владимир. После кончины отца Владимир Карлович стал, по выбору своей матери, соопекуном малолетних братьев и сестер по наследственному имуществу и взял на себя руководство коммерческими предприятиями семьи. В.К. фон Мекк был председателем правления Либаво-Роменской железной дороги, входил в состав руководства других железных дорог и предприятий, контролировавшихся семейством фон Мекк
Николай Карлович фон Мекк

Николай Карлович фон Мекк - дворянин, образцовый русский предприниматель, благотворитель, меценат, патриот, семьянин. Четверть века  (с 1892 года)  возглавлял Общество Московско-Казанской железной дороги, одной из самых крупных компаний в России. В 1929 году был расстрелян. Известен  портрет Николая фон Мекк работы Бориса Кустодиева. 1913 год.
В 1877 году, после окончания частного московского пансиона, поступил в Императорское училище правоведения в Петербурге. Решив отказаться от карьеры правоведа и посвятить себя исключительно железнодорожному делу, попросил у матери разрешение выйти из училища без выпускных экзаменов. Отсутствие специального образования не остановило его, он начал профессиональную деятельность с освоения основ, поработав в депо кочегаром, около 3х лет помощником, а потом и машинистом, также конторщиком службы движения, затем таксировщиком, дежурным по станции. Вес этот "трудовой университет" Николай Карлович проходил с 1883 по 1891 годы не на "своей", а на государственной Николаевской железной дороге.
   К этому времени относится его женитьба на Анне Львовне Давыдовой (родилась в 1864), внучке известного декабриста В.Л.Давыдова. Ее бабушка,  Екатерина Николаена Самойлова (1750—1825), была племянницей князя Потемкина.  Анна - дочь Льва Васильевича Давыдова (десятый ребенок в семье) и Алекандры Ильиничны Чайковской  (родной сестры композитора Петра Ильича Чайковского, племянница П.И.Чайковского). Так в ней переплелись семьи декабриста и композитора. Петр Ильич очень любил семью сестры и неоднократно приезжал в Каменку.
У супругов было шестеро детей: Кира (1885—1969)
Андрей (умер младенцем), Марк (1890—1918, расстрелян в Омске). Марк Николаевич был преемником отца в нескольких направлениях семейного бизнеса. Перед войной в 1914 он стал кандидатом на  директорскую должность Московского Лесопромышленного Товарищества, учрежденного в 1882 году,  позже назначен кандидатом в члены Правления Московско-Казанской железной дороги. Женился перед войной, по воспоминаниям Галины фон Мекк в книге "Как я их помню" - брак скоротечный, несчастливый, бездетный.
С началом войны снова в Преображенский, затем в 191-й Ларго-Кагульский конный полк. Был ранен, затем служил в Ингушском конном полку.
Аттал (1894—1916), С детства проявлял интерес к инженерному делу, в 1907-1908 годах часто посещал мастерские Московско-Казанской (фамильной) железной дороги, работал учеником слесаря.погиб 15 июля 1916 года в своем первом бою над рекой Стоход.  Сестра Галина фон Мекк пишет в книге "Как я их помню": Мой старший брат уже был на фронте, а Аттал только что ушел в армию добровольцем. Елена стала сестрой милосердия. В июне я поехала в Москву, чтобы повидаться с Атталом, прежде чем он уйдет в свой полк. Мы пообедали в городе вдвоем. Аттал всё время был весел, но, когда мы завершили нашу трапезу, его настроение внезапно изменилось. Взглянув на меня своими грустными карими глазами, он спокойно сказал: “Не говори ничего старикам, но я хочу, чтобы ты знала. Меня скоро убьют — может быть, в самом первом бою”.. Благодаря помощи Е.И.В. великой княгини Елизаветы Федоровны его тело было доставлено в Петроград для прощания с преображенцами и отпевания в Преображенском соборе)
Люцелла (1896—1933)
Елену которую в 1904 г. фон Мекки удочерили, ее родители — друг НКфМ присяжный поверенный Александр Хакман и его жена умерли во время эпидемии холеры, Елена - мать академика Никиты Моисеева.

Галина фон Мекк

Галина фон Мекк (1891—1985). Благодаря увлечениям отца, стала одной из первых автолюбительниц в России - первый семейный автомобиль Фаэтон (Даймлер) был заказан в Германии еще в 1898 году. Познакомилась со своим первым мужем, который был на 11 лет старше, Вильямом Ноэлем Пэррот в поездке в Англию в 1912 году. Сводьбу сыграли 11 января 1913. Галина приняла Английское подданство, но при условии переезда в Россию. 19 апреля 1915 года родилась дочька Анна. Жили в Собакино, Юрьино, Ермише (до 1920). В октябре 1917 муж, как подданный Британской короны был призван в армию и вернулся в Англию.
 После революции жила с дочерью вместе с родителями в Большом Афанасьевском, дом 8. Недолго работала в Народном комиссариате внешней торговли, возглавляемом Красиным. Неоднократно вызволяла своего отца из застенок ГПУ. Вместе со своим дальним родственником Сергеем Сухотиным организовывала побег из тюрьмы графа Д.Г., с которым пыталась пересечь границу в августе 1923 году, но была арестована и попала в тюрьму - сначала Коростеньскую, потом Житомирскую, Киескую... Пока Галина была в тюрьмах, вторая жена дедушки Л.В. Давыдова - Екатерина Николаевна Ольховская вывезла в Англию дочь Анну, с которой удалось увидеться лишь через 25 лет.
 Тайным обожателем Галины Николаевны на протяжении многих лет был известный архитектор Таманов (Таманян), который много работал с отцом Николаем Карловичем, разрабатывая известный город-сад в Прозоровке, планируя центральное депо МКЖД в Люберцах и т.д. Позже женал на на Камилле Эдвардс, представительнице рода Бенуа, их оба сына — Геворг и Юлий Таманян — также стали архитекторами, продолжателями дела отца.
Пока Николай Карлович был в тюрьме, зимой 1928-1929 года Галина по просьбе директора музея Чайковского передала ему переписку Н.Ф. фон Мекк с П.И. Чайковским. Как утверждается в книге "Как я их помню", всю, кроме первых 30 писем, которые отец взял откопировать к себе на работу, но был арестован, а письма забрали агенты ГПУ при обыске его рабочего места.
В мае 1929 года Николай Карлович был расстрелян,  а Анна Львовна выслана в Нижний Новгород на три года. Вскоре арестовали Галину и началась ее многолетние мытарства по тюрьмам и лагерям - Бутырка, Мариинск, лагерь "Стройгородок" (Новосибирск), Боровлянка (Бийск), снова Новосибирск, где встретилась с двоюродным братом князем Аникитой Ширинским-Шихматовым (в монашестве отец Николай),
В  1929 году, когда Галина в последний раз видела отца, Николая Карлович Мекка а,  в тюрьме перед расстрелом,  услышала от него: «Дочка моя, не надо за все; это ненавидеть свою страну».
Николай фон Мекк
Николай фон Мекк пользовался заслуженным авторитетом не только у собственных сотрудников и в деловых партнёров, но и в правительственных кругах и у членов царствующего дома. В состав акционеров Общества вошли крупные банки России.
Также являлся членом правления Российского общества морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей и товарных складов с выдачею ссуд (1894).
В 1903 г., как председатель Правления Московско-Казанской железной дороги, отвечал за организацию паломнической поездки Николая II с семьёй в Саровский монастырь. Н. К. фон Мекк в самом начале русско-японской войны возглавил отдел отправки благотворительных грузов на Дальний Восток при Комитете великой княгини по сбору средств в помощь армии под сенью Российского общества Красного Креста. Великая княгиня Елизавета Федоровна отзывалась о нём как о «честнейшем слуге царю и отечеству».
Заботясь о подготовке специалистов, он открывал технические училища (в Москве на Нижней Красносельской, 39  и Рязани), участвовал в деятельности Общества распространения полезных книг. Поддержал организацию потребительской кооперации для снабжения железнодорожников продуктами.
В 1905 г. отказался выдать властям зачинщиков забастовок. Главных революционеров уволил, но потом, когда ситуация позволила, вернул обратно.
В 1912 г. на станции Москва-Сортировочная начали строить многоквартирный дом, а на станции Прозоровская основали посёлок, ссуды на приобретение участков в котором выдавались служащим дороги в размере трехгодичного жалованья сроком на 10 лет. Проект предусматривал обустройство электрической и телефонной сетей, водопровода, трамвайной линии, больницы, здания общественных собраний. Полной реализации планов помешала начавшаяся война 1914 г.
Член Совета Русско-Азиатского банка.
Гласный Московского Земского Собрания от Подольского уезда, член финансовой комиссии 1913-1915.
Интересовался искусством, с детства играл на скрипке. В его доме на Новинском бульваре по средам дважды в месяц собирались профессиональные музыканты и любители музыки. Неоднократно играл у него С. И. Танеев.
Коллекционировал живописные полотна, был знаком с крупными художниками, много лет помогал Михаилу Врубелю, оплачивал его лечение. После смерти художника назначил пожизненную пенсию его вдове, известной певице Надежде Ивановне Забеле-Врубель. Помогал материально и художнику А. Е. Архипову. В принадлежащей фон Мекку усадьбе Воскресенское гостил художник Б. М. Кустодиев, писавший этюды местной природы, портреты Николая Карловича, его дочери Галины Николаевны, др. членов семьи фон Мекк.[5].
Художник князь С. Щербатов, который по заказу Правления Московско-Казанской железной дороги работал над проектом росписей нового здания Казанского вокзала писал[6], что Николай Карлович «был человеком весьма незаурядным. С огромной энергией, огромной работоспособностью, организаторским даром сочеталась в нём талантливая инициатива, свежее дерзновение и несомненный интерес к искусству».
Одним из увлечений фон Мекка были лошади. В усадьбе Воскресенское у него был конный завод бельгийских коней-тяжеловесов. Действительный член Московского и С.-Петербургского общества поощрения рысистого коннозаводства, вице-президент (1910-1913, 1916 - 1919) Юго-западного Общества поощрения рысистого коннозаводства, вице-президент (1903-1906) Киевского общества охотников конского бега. Участник и призер многих выставок.
В 1899 г. купил один из первых в России автомобиль, увлекся автомобильным спортом, в 1903 г. стал одним из учредителей и первым главой Московского клуба автомобилистов, организатором и участников первых в России автопробегов в 1910—1911 гг. Владелец номерных знаков в Москве
Николай Карлович вместе с братом Александром и племянником Владимиром сделали крупное пожертвование Московскому институту благородных девиц. В институте были учреждены три стипендии имени семейства фон Мекк.
После Октября 1917 года Н. К. фон Мекк был арестован и посажен в Лубянскую тюрьму. Он обратился с запиской к Дзержинскому: «Уважаемый Феликс Эдмундович, я не хочу зря тратить время, я могу быть полезным!» Вскоре его выпустили – специалисты были нужны и новой власти. Несмотря на это, начиная с 1919 года из-за «буржуазного происхождения» его неоднократно арестовывали по различным обвинениям: в «контрреволюционных выступлениях против советского строя», в «технической контрреволюции», в участии в «тайном обществе», «в непринятии мер к восстановлению транспорта». Освобождали из-под ареста при «условии невыезда из Москвы» и вновь допускали к службе..
Николай Карлович повторял, что его знания и опыт по-прежнему нужны новому государству. Он продолжал заниматься развитием железнодорожной транспортной системы, работал заведующим отделением эксплуатационного отдела Экспериментального института путей сообщения, экспертом по вопросам эксплуатации Северных железных дорог, начальником финансово-экономического отдела Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), позже консультантом Наркома (министра) путей сообщения, представлял комиссариат в Госплане. Свои идеи в области экономики и перспектив отечественного железнодорожного транспорта фон Мекк изложил в ряде книг, опубликованных в 1921—1927 гг.
Последний раз был арестован в 1928 , а в мае 1929 г. Коллегия ОГПУ приговорила к расстрелу участников «контрреволюционной вредительской организации в НКПС и на железных дорогах СССР»: фон Мекка и А. Ф. Величко и в золотоплатиновой промышленности вредителя — П. А. Пальчинского. Никто из них своей вины не признал. Сообщение о расстреле было опубликовано 24 мая 1929 года.
А. Солженицын в «Архипелаге Гулаг» писал, что А. Ф. Величко, Н. К. фон Мекк и П. А. Пальчинский. «…погибли или расстреляны — этого мы пока не знаем, — но они доказали, что можно сопротивляться и можно устоять, и так оставили пламенный облик упрёка всем последующим знаменитым подсудимым».
Николай Карлович фон Мекк был реабилитирован  1991 году.

Денис фон Мекк – потомок легендарного предпринимателя Николая фон Мекк учредил в 2019 году учредил Фонд фон Мекк. Денис фон Мекк. Из интервью.
 «Причем интересное совпадение: его (Фонд – В.Т-А.) зарегистрировали в день рождения П.И. Чайковского, 7 мая. Это вышло случайно, потому что процедуру регистрации я начал в ноябре и никак не мог подгадать точную дату регистрации. Я так понимаю, это Петр Ильич где-то на небесах таким образом все одобрил.

Фото: Карл Отто фон Мекк - осноатель династии