Часть 1. Глава 6

Сергей Конюхов
Глава 6.

  Примерно через неделю после поездки к Юре я возвращался домой с работы. Это был, пожалуй, самый красивый день осени. Только в начале октября бывает так, что в природе все сходится. На какое-то время прекращаются дожди, облака улетучиваются куда-то на восток, и солнце, теплое, ласковое и не обжигающее, как летом, согревает землю, напоследок перед надвигающимися ненастьем и холодами.
Деревья в парках прямые и величественные все еще раскрашены в восхитительные оранжево-желтые, золотые тона, Они медленно и плавно роняют свои листья, покрывая мокрую землю этим   великолепным ковром. А на земле, кое-где, все еще пробивается наружу из-под этого ковра, сочная зеленая трава. Под вечер, тускнеющие, уходящие солнечные лучи золотят верхушки деревьев, фасады домов, купола церквей, наполняя воздух величественным покоем и благостью.
  Однако и это празднество природы, увы, недолговечно. Стоит зайти солнцу и темные сумерки плотно заволакивают землю, закрашивая сочные, яркие, живые цвета темно-серыми тонами. Потом начинает накрапывать мелкий осенний и, кажется, бесконечный дождичек, окончательно вымывая из памяти картины золотой осени.
Но, в тот ранний вечер солнце еще и не думало прятаться за горизонт. Я стоял на троллейбусной остановке и любовался начинающимся  закатом, когда прямо передо мной неожиданно и резко затормозил новенький мерседес. Дверца приоткрылась, и я увидел  улыбающееся лицо, окаймленное курчавой бородкой.
- Андрей? Сапрыкин? – Я услышал своё имя.
- Да.  Это я. А, вы?
- Садись скорей. Здесь нельзя долго стоять.
Преодолев секундное колебание, я сел в машину и захлопнул дверцу, пытаясь вспомнить, где я мог видеть этого незнакомца, и откуда он меня знает. Машина медленно тронулась с места.
- Значит, не узнал. – После неловкой паузы произнес незнакомец. – Конечно, больше двадцати лет прошло. Да и. бородки у меня тогда не было.
Он говорил это, не отрывая взгляда от дороги. В моей голове вихрем проносились давнишние воспоминания. Мелькали лица людей, которых я знал или мог видеть в молодости. В армии, в Университете. Или это было еще раньше? Что-то неуловимо знакомое было в его внешности. То, как он уверенно вел машину. И голос. Конечно же.
- Дима? Ты?  Неужели! 
- Ну, наконец-то! Еще немного и мне пришлось бы прямо здесь сбрить бороду. Или, по крайней мере, подумать об этом. – Он на мгновенье повернулся в мою сторону, и я успел заметить блеск его глаз. – Я рад тебя видеть, Сапрыкин!
Дима Пирогов. Перешел в нашу школу в девятом классе. Он был молчаливым и довольно скрытным подростком. Держался высокомерно и практически ни с кем не общался. Однако ко мне он всегда относился дружелюбно. Со временем мы с ним немного сблизились. Я бывал у него дома. У них была большая трехкомнатная квартира на Покровском бульваре, и мы с компанией часто собирались там, чтобы послушать музыку. У Пирогова был магнитофон SONY и много записей всех популярных направлений. К тому времени мода на музыку диско уже прошла, и мы с удовольствием слушали классику рока и реже группы новой волны.
Сейчас я был взволнован и немного смущен. С одной стороны, всегда приятно встретить старого школьного приятеля, с которым проводил так много времени в юности.
 С другой… Пирогова трудно было назвать искренним и преданным другом.  Он был для этого слишком эгоистичен и самолюбив. Да и расстались мы с ним после очень неприятной истории. Я тогда учился на втором курсе института. К учебе я относился кое-как, поэтому и был отчислен за неуспеваемость. Тут же возникла повестка из военкомата, и почти сразу же меня призвали на службу. Тогда у меня была девушка, Ирина. Моя первая любовь.
  Так вот, когда я оказался в армии, Пирогов взялся ухаживать за ней и вроде бы, не без успеха. Так или примерно так, мне рассказали после моего возвращения. Тогда я не стал разбираться, правда это или нет. С Ириной я не смог поговорить, она к тому моменту вышла замуж за незнакомого мне человека, и через подругу передала мне, что не хочет меня видеть. Что касается Пирогова, он просто исчез из моего поля зрения. И я не слишком сожалел об этом. И вот, после стольких лет, он вновь появился в моей жизни.

- Ну, что молчишь, Андрей! Расскажи, как ты живешь? Чем занимаешься? Или хотя бы, куда тебя подвезти?

- Я не знаю, о чем говорить. – Я старался держать себя в руках и тщательно подбирал слова. - Ты узнал меня и предложил подвезти. Но, зачем, Дима? Прошло столько лет. За все эти годы мы ни разу не пересеклись. Судя по всему, в этом не было необходимости.
Так стоило ли сейчас останавливаться?

- Неожиданный вопрос, Андрей! А впрочем, ты всегда был таким, прямым и беспардонным. Извини, конечно, но я думал, что ты хоть немного обрадуешься нашей встрече.
Но, я готов ответить на твой вопрос предельно откровенно. Ты же хочешь услышать мой ответ. А впрочем, не важно.
Почему я остановился?  – Пирогов на мгновенье задумался.
- Я часто вспоминаю то время. Жизнь тогда была другой, в ней было много фальши и прочего идеологического дерьма. Но, для меня это были лучшие годы. Я был молод, успешен, учился в институте. Все пути были открыты. Будущее представлялось мне светлым и безоблачным. Позже я понял, каким наивным дураком был тогда.
И, тем не менее, когда я перебираю в памяти события тех лет, я всегда испытываю чувство радости и  какой-то душевный подъем. Кажется, я все еще способен на многое, на хорошие поступки. Хочется послать к чертовой матери своих теперешних друзей и изменить жизнь к лучшему. Поэтому, когда я тебя увидел, я нисколько не сомневался, останавливаться или нет. Во мне что-то щелкнуло, как будто свет включился. Наверное, подсознательно я хотел увидеть тебя. Ведь у нас было так много общего в юности.
Он замолчал и посмотрел на дорогу. Мы все также ползли в потоке машин.
- Может, это просто ностальгия о себе – любимом, молодом. – Он скривил губы в улыбке. - Итак, куда тебя подвезти, Андрей?

- Здесь недалеко. Еще полторы остановки, и будет мой дом.
- Так ты живешь здесь? Давно?
- Почти двадцать лет. – Я глубоко вздохнул и почувствовал облегчение. В конце концов, в этом нет ничего необычного. Встретились, поговорили, вспомнили юные годы и разошлись.  Совсем необязательно поддерживать в дальнейшем это знакомство.
- Родители разменяли квартиру,  когда я женился. Таким образом, я и оказался здесь.
- Понятно. И как они?
- Кто? – Я не сразу понял его вопрос.
- Твои родители. Мария Васильевна и Петр Николаевич. Видишь, я помню, как их зовут.
- Они умерли. Десять лет назад. Сначала мама, потом отец. И года не прошло.
- Прости, Андрюш! Я и подумать не мог, что так рано. Правда, прости. Мне очень жаль.
- Не переживай. Для меня все это в прошлом. Но, мне приятно, что ты не забыл. Даже помнишь их имена.
- Хорошие были люди, земля им пухом. Но, расскажи о себе, Андрей. Как ты живешь? Чем занимаешься?
- Как живу? Как все, наверное. Тихо и незаметно. Работаю корректором в  издательстве. Чисто техническая работа, хотя иногда бывают яркие моменты. – Я замолчал, пытаясь вспомнить последний редактируемый текст.
- А дети есть? – Своим вопросом Пирогов выел меня из замешательства
- Да. Дочь, Женечка. Студентка. А у тебя есть дети? Да. И как твои родители? Я тоже помню их. Мы же так много времени проводили в вашей квартире. Помнишь?
- Конечно, помню, Андрюш! Папа умер несколько лет назад. Мама – жива, но в очень плохом состоянии, болеет. Сам понимаешь, возраст.
- Понимаю. И надеюсь, она поправиться.
- Это вряд ли. Знаешь, когда я вижу, как она страдает, я думаю, может лучше ей уйти без этих мучений. Да и возраст уже такой, что надеяться на улучшение просто глупо.
- Сочувствую. Наверное, тебе сейчас нелегко.
- Ты прав, Андрей. Нелегко. – Пирогов надолго замолчал. – Зато в остальном, никаких проблем. Но, ты же помнишь времена нашей лихой молодости, нашу компанию. Как все мы тогда мечтали о красивой жизни, дорогих иномарках. Сейчас, когда все это есть, мне не хватает именно того задора, который был у меня тогда. Чувства свободы. Да, да именно свободы от всей этой мишуры и условностей. Хочется иногда просто встретиться и поговорить откровенно с близким по духу человеком. Да, вся беда в том, что близких друзей у меня не осталось. А может, и не было никогда. Поэтому я и остановился, когда увидел тебя на остановке. И ничуть не жалею об этом. – Пирогов хотел сказать еще что-то, но в этот момент мы подъехали к перекрестку.
 -  Дима, За светофором притормози. Вот мой дом. – Я показал рукой в сторону наших окон.
- Жаль, что так быстро доехали! – В его голосе чувствовалось разочарование. – Может, встретимся как-нибудь, Андрюш? Посидим за рюмкой чая. Вспомним молодость. А?
- Это вряд ли. – Пирогов ловко припарковал машину у бордюра. – У каждого из нас своя жизнь со своими интересами. Скорее всего, у нас не будет общих тем для разговора.
- А вот тут ты ошибаешься, Сапрыкин. Я знаю как минимум одну тему, про которую ты хотел бы узнать все. Или почти все.
И еще, странно, что ты до сих пор работаешь корректором. Ты же, насколько я помню, закончил Университет. А значит, у тебя, наверняка, должны быть знакомые с более высоким, значимым положением. Неужели, ты так и не смог обзавестись связями, чтобы улучшить свое положение, материальное и должностное.
Это же естественно, стремиться  подняться выше по карьерной лестнице. Так проще реализовать себя, да и деньги всегда помогут жить более яркой, полноценной жизнью.
- Именно так я и живу, Дима! Именно так. – Я улыбнулся впервые с момента нашей встречи.  - Я пересмотрел все фильмы Федерико Феллини, некоторые из них не дублированные на русский язык. Моя дочь учится в Университете в Праге. Как ты понимаешь, и у нее со знанием иностранных языков все хорошо, моя жена, всю сознательную жизнь работает преподавателем иностранных языков, в школе и репетиторством подрабатывает.
  Что касается материальных благ, мою семью устраивает уровень наших доходов, у нас с женой не такие уж большие потребности. Но главное – «я никому ничего не должен», как говорил один из персонажей Джойса. Это главное, Дима. Наличие связей подразумевает некоторую зависимость от вышестоящих знакомых. Так вот, я полностью свободен от этой, да и от других зависимостей. Чего и тебе желаю.

- Вот теперь я узнаю тебя, Сапрыкин. Наконец, ты показал мне свой характер. Что ж, я рад, что у тебя все так хорошо. Но, может быть? - Пирогов на мгновенье задумался. - Ты не хочешь ничего узнать про Ирину? Или ты все давно забыл? – Этот вопрос заставил меня замереть.
- Что ты хочешь рассказать про нее? – Я вдруг почувствовал сильнейшее напряжение. Если он скажет  что-то пошлое о ней, я, не задумываясь, набью ему морду.
- Ладно, Андрюш, расслабься. Вижу, что не забыл. Неудобно разговаривать в машине. Мне все время надо следить за дорогой. Да и ты как-то нервно меня воспринимаешь. Я же говорю, давай как-нибудь встретимся и поговорим. Не враги же мы с тобой. Я если честно, даже не знаю, почему ты не позвонил мне, когда вернулся из армии,  И из-за этого кончилась наша дружба. Дело, конечно, прошлое, но осадочек, как говорится, остался.
- Послушай, Дима! Мне кажется, не стоит ворошить прошлое. По крайней мере, нашу так называемую дружбу. Ты сам прекрасно знаешь, почему я не позвонил.
- Кое о чем я догадывался. – Пирогов не дал мне договорить. – Скорее всего, кто-то снабдил тебя искаженной информацией. Проще говоря, оболгал меня, и ты сделал неверные выводы.
Но, ты прав. Сейчас не стоит копаться в прошлом. Я смотрю, у тебя не подходящее настроение для разговора. Давай я запишу номер твоего мобильного. Позвоню тебе, и мы сможем встретиться в соответствующей обстановке. Я закажу столик в ресторане, посидим, выпьем, тогда и выскажешь все свои обиды. Правда, Андрюш! Любой из нас нуждается в такой эмоциональной встряске.
Неожиданно я вспомнил свой странный сон. Мне показалось, что один из демонов явился ко мне в обличье Пирогова и пытается соблазнить меня. Шальная мысль зародилась в глубине сознания. – Черт с ним. Пусть звонит. Узнаю про Ирину, а на все его уговоры не поддамся.
   Я изобразил приветливую улыбку и продиктовал свой номер. Мне кажется, он не ожидал такой быстрой реакции.
После этого мы быстро распрощались, и я направился к своему подъезду. Перед тем как войти в дом, я обернулся, но Мерседес уже исчез в потоке машин.
Ирина.  Моя первая сильная любовь. Как близки мы были тогда. Как она наполняла мою жизнь любовью и смыслом. Я давно не вспоминал о ней, и вдруг эта встреча.
Какое-то неясное темное волнение поднялось внутри. Я даже замер, пытаясь восстановить сбившееся дыхание,  на ступенях, ведущих к лифту.