Реформы самодержцев. 1. Вступление

Анатолий Белаш
  Илл. - Монумент "400 лет Дома Романовых" в Ново-Спасском монастыре   

      Прошедшее нужно знать не потому,
      что оно прошло, а потому, что, уходя,
      не умело убрать своих последствий.
               
 В.Ключевский

           Широко распространено мнение о бессмысленности предположений о том, как развивались бы исторические процессы в случае  иных поступков, решений ответственных лиц или иного развития каких-то частных событий.  Тем не менее, многие  этим занимаются. Да и как иначе учиться на уроках истории?
               
                Афоризм   «история учит тому, что ничему не учит» не стоит понимать буквально. Он лишь  подчеркивает нежелание и неумение  политиков делать выводы из уроков истории, что приносит нередко немало бед.

               В. Ключевский писал:
«История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а  только наказывает за незнание уроков.»
               
                Меня, как и многих,  занимает вопрос о том, что привело Россию к революциям 1917 года. Могла ли Россия пойти по пути буржуазных стран Западной Европы? Когда движение к революционным потрясениям стало необратимым?   Для этого важно рассмотреть ход и значение реформ в самодержавной России, особенно в Х1Х веке. Я попытался это сделать, составив нечто вроде пазла из воспоминаний, дневниковых записей современников событий и комментариев историков.   

   ПРИМ.        Magistra vitae – наставница жизни (лат)