Илл. - Монумент "400 лет Дома Романовых" в Ново-Спасском монастыре
Прошедшее нужно знать не потому,
что оно прошло, а потому, что, уходя,
не умело убрать своих последствий.
В.Ключевский
Широко распространено мнение о бессмысленности предположений о том, как развивались бы исторические процессы в случае иных поступков, решений ответственных лиц или иного развития каких-то частных событий. Тем не менее, многие этим занимаются. Да и как иначе учиться на уроках истории?
Афоризм «история учит тому, что ничему не учит» не стоит понимать буквально. Он лишь подчеркивает нежелание и неумение политиков делать выводы из уроков истории, что приносит нередко немало бед.
В. Ключевский писал:
«История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.»
Меня, как и многих, занимает вопрос о том, что привело Россию к революциям 1917 года. Могла ли Россия пойти по пути буржуазных стран Западной Европы? Когда движение к революционным потрясениям стало необратимым? Для этого важно рассмотреть ход и значение реформ в самодержавной России, особенно в Х1Х веке. Я попытался это сделать, составив нечто вроде пазла из воспоминаний, дневниковых записей современников событий и комментариев историков.
ПРИМ. Magistra vitae – наставница жизни (лат)