Ковёр и ковры
Исполняя часть семейной принудиловки, ежеутренне вытаскиваю пакет суточного мусора в близлежащую «Кешку».
Мягко выражаясь,погода не «фонтан» - 22 ноября даже в Светлогорске Калининградской области. Ветерок порывами до штормового (14- 18 м/сек), со шквалами - секущий дождик. После 40 лет морей - любуюсь штормом с берега, а пароходами на картинках.
Но ближе к оборзению.
Возле стоянки мусорного контейнера на асфальте в грязи под дождём возлежит полусвёрнутый ковёр 2 на 3 метра канарско-анверпенско- копенгагенского происхождения.
Я перечислю основные места прибытия этих изделий в СССР через рыбаков-моряков в Калининград и протчие порты.
А к этому ведь и была масса коллизий житейско-финансового характера.
«МОРСКОЙ ПРЫНЦЫП»: Если человек не привозил из рейса ковёр или «шарпик»,
значит, рейс был неудачным...
Беспощадной коммунистической властью позволялось привезти из полугодичного промыслового рейса любому члену экипажа 2 (два) этих синтетических проклеенных ковра.
Я лично впервые познакомился с этой «штукенцией» (после перевода из Мурманска) в июне 1977 год при заходе нашего СРТМ - 8011 «Меркурий» в порт Санта-Крус-де- Тенерифе.
Средний и рядовой плавсостав получил по доброй воле капитана на перёд инвалюту за полрейса, а это ведь целых 3-5 тысяч песет на руки.
Естественно, по швартовке и получении дензнаков, сразу прибыл микроавтобус (бесплатный) от судна до магазина «Совиспан». Народ моментально ориентируется - доставка оттель бесплатно и поэтому ковры проще купить здесь за 2200 - 2800 песет, которые тебе привезут на пароход. Естественно, это дороже на 200-300 песет, чем от маклаков типа «Миши Сундера», но «унутренне» безопаснее для души, это чисто по-советски.
Я вместо ковра купил себе на городском рынке канадские джинсы «LEE” за 1200 песет, остромодный поролоновый халат жене, зонтик и калькулятор младшей сестре, «жвачку» сыну, футболку брату, себе литр самого дешёвого местного бренди «Fabuloso». Выпил пива «Tropical», вот и все мои три тысячи иностранных денег.
Мудрый пароходный народец, предвидя алкозасуху на 3-4 месяца, покупал в местных аптеках (там у них вывеска «Farmacea») спирт в пластмассовых литрушках с зелёным крестом. Аптекари при виде наших скомплектованных групп, сразу посылали учеников-подмастерьев в подсобку, откуда они охапками выносили искомые сосуды страждущим рыбакам-советам.
А в общих чертах торгово-советских путей «сдача» оных вестчей (ковров и магнитол) была весьма сложно витиеватой.
Ведь от персонального заказа друзей, родственников, знакомых рентабельность если и была, то самая низкая, даже через комиссионку она была выше. В Калининграде в комиссионках и на рынке они продавались по 800-1000 рублей, яркие расцветки стоили на 200-300 рудлей дороже.
Редкостные отчаянные рыбаки добирались до Воркуты, Краснодона и Сиберии. Условная прибыль от продажи этих ковров успешно пропивалась сразу и быстро на местах.
Один из известных мне капитанов обзывал эти изделия двумя типами - «одуванчики» (дунул- ворс улетел) и «тропинка» (прошёл - тропинка останется навсегда). Но не все они были такими, некоторые ведь и к ногам прилипали...
Лично и я не удержался и в 1982 году купил ковёр за 3000 песет в Пальмасе на вилья Альбареда, заранее замыслив продать его в Калининграде по приходу для житейских мелочей (в частности, купить мою мечту - «Виктория-001 стерео).
Однако по прибытию в Клгд, моя любимая тёща произнесла — вещь из дома не уйдёт! Вытащила из своего загашника 1,5 т. руб. мне, я их передал жене. Висело в моей комнате это чудо несколько лет, особо не украшало, но не мешало общей «икебане», классической для тех времён СССР.
Иссякла «ковромания» к 1992-93гг. практически одновременно с испустившим дух СССР...
Пришли другие приоритеты в житии, понятиях и обстакановке.
Нонешнее народонаселение даже в Калининграде и других портовых городах б/у совдепии не знает зловеще-всемогущее словечко - «БОНЫ». А это ведь были настоящие деньги...
Если ранее я понимал и принимал материально-финансово слова «джинсы», «жвачка», «виски», «сапоги» и протчую хрень, то теперь это уже размазанные по времени и пространству понятия.
Новому «гаджетному» поколению они непонятны и ни к чему.
Вероятно, к их счастью...
© Copyright:
Анатолий Шульга, 2020
Свидетельство о публикации №220120601281