Волшебная Парная!

Павел Белик
                Волшебная  Парная!

 Вы бывали в бане? Хорошо! Дальше можете не читать, но если «нет», настоятельно рекомендую!  Если Вы уже нашли свою, перебрав десяток других, то знаете, что
все бани индивидуальны, как и люди. Вроде, как у людей, руки, ноги есть, а человек на человека не похож, и не только внешне, внешне понятно, именно внутреннее различие и ценно.
 Одна с характером злым, колючая, жестокая, так прошпарит, подумаешь, как к ней подходить. А иной раз и не пойдёшь вовсе. Другая ласковая, как женщина, как нежная мама, теплая, мягкая, сладкая, а вроде обе одинаково строены, по одним чертежам. В чем фокус?
 Кто не нашёл, искать должен! Но вот, поле неимоверных мытарств, попалась Вам баня именно Ваша. Такая, что тянет туда. Проходит день, другой и ни о чём, толком и думать невозможно, как о бане. Думаете, так не бывает? Бывает! И ещё как бывает. Случилось так и со мной.
 И тело чистое, и душу замарать не успел, а в баню охота, хоть бросай всё и беги.
 
  Театр начинается с вешалки, а настоящая баня с парной, с парилки   –  по-нашему.
Парилка всему голова! Нет хорошей парилки, нет бани. Хоть какая там вешалка, раздевалка, фойе, хоть бассейн с хрустальной водой и мерцающей подсветкой, хоть гротов понастрой, что заблудиться можно. Нет парилки, забудь сюда дорогу. Не баня это, и тебе ничего не даст и отберёт последнее. Это как торт: вкусный очень, а вреда для здоровья больше, чем пользы, вернее один вред и есть.
   Хорошая парная, как вкусная и здоровая пища для тела и души. Хорошая парная, не просто хорошо протопленное помещение, где температура не ниже ста градусов. В хорошей парной все параметры основные соблюдены идеально, как в человеке: голова, руки, ноги – всё в золотой пропорции. 
    Знать это и не обязательно, просто заходишь и понимаешь, чувствуешь  – хорошая парная, или нет, в том случае, если ты человек. Человек, он понимает всё. Человек, это когда умеёшь чувствовать, смотреть и понимать, если в баню пришел, как в баню, а не как в баню-ресторан, а не как в баню - биллиардную, а не как в баню – с ещё каким-нибудь смыслом и разнополой компанией.
   Это уже не баня и парилка здесь не главное. Парилка главная тогда, когда в баню пришёл почувствовать пар, освободиться от груза повседневности, пообщаться с такими же людьми, как сам, где нет чинов и забот, где нет семей и политики, где есть только блаженное ощущение свободы, легкости и силы. Где начинаешь чувствовать и понимать, где хочешь чувствовать и понимать, где  начинаешь становиться внимательным и заметным, находишь то, что не находил всю неделю, а, может и всю жизнь, получаешь полное удовлетворение. 
  Всё это в том случае, если есть парилка, настоящая, русская, с огромной чугунной дверью печи, закрывающей самое сокровенное – камни.
  Камни в бане – сердце парилки, да и всей бани вообще. Они берут на себя всё: твою усталость, раздражительность, недельную неустроенность,  или неустроенность всей твоей жизни, забирают недовольство жены:  «ты в свой выходной уходишь развлекаться, а я должна тут одна..», а дальше у каждого своё, но, по сути, у всех одно и то же.
  Камни в бане -  сердце, камни в банной печке всё, как процессор компьютера. Они должны быть нагреты так, что бы смотреть на них было трудно, а коль глянул, увидел марсианский пейзаж, где малиновые всполохи переходят в бело - голубое сияние, а жар такой, что ресницы горят и глазам больно.
   Такие парные есть! Их мало, но они есть. Создать такую парную – искусство. Там каждый грамм камней играет роль, каждый кирпичик в печке на своём месте, каждый сантиметр печи и самого помещения находится в строгом соответствии друг с другом. Всю баню может строить кто угодно, а парилку – мастер. Не печь, не помещение, а всё вместе. Дверь, окно, печка, размер помещения, количество камней – всё, абсолютно всё, должно находиться в строгой пропорции. 
  И это не всё, качество и порода дерева стен, полков, качество кирпичей, порода камней – всё должно быть учтено, и, что самое главное, делать должен человек для себя или вернее, как для себя. Так же, как раньше колокола отливали, или сабли, мечи делали. Всё это надо не только собрать, но ещё и разместить относительно друг друга: дверь входная, дверь печки, окно и сама печь, должны находиться строго на своих определённых местах.
Только тогда можно понять и почувствовать, что есть баня.
 Но это оболочка бани, тело, каркас. Сердце бани – камни. А душа,  то, что даёт самою жизнь, то, для чего и существует это тело, для чего бьется это сердце, это, конечно же, посетители, проще говоря – люди, или, ещё проще -  мы с вами.
  Люди!
 Одному в бане делать нечего. Тот, кто нашёл мастеров, и у себя на даче или в частном доме построил самую лучшую в мире баню, и пошёл париться,  сотой доли того, что даёт баня, не получит, не имея рядом друга, помощника, напарника, который хоть немного разбирается в банном деле, и с кем можно грамотно провести банную процедуру.  Это, как грести на лодке одним веслом.
  Прежде всего, конечно, вениками сам себя не пропаришь, надо лечь, расслабиться, установить дыхание, даже говорить в то время, когда парят, нельзя, весь смысл пропадает, а уж если при этом и сам себя вениками охаживаешь,  похоже, как себе подаёшь кофе в постель. Но и это не главное, главное парную приготовить.
  Приготовить,  значит найти абсолютно единственно возможное соотношение между температурой в парной и влажностью воздуха.  Суть в том, что чем меньше температура, тем влажность должна быть выше. Вот и всё. А чего сколько, вот уж извините, на бумаге не передать. Только спиной. Кожей своей понять можно, и больше ни чем.
  Изобретают банные термометры, влажнометры, барометры. Да хоть психометры подключай, не выйдет. Не создашь атмосферы, не пытайся.
 Бывают водители, которых и учить не надо, бывают музыканты от природы, художники, скульпторы, все бывают, кто в душе своей носит частичку того, к чему у него способности выше, чем у других. Так и в бане.
 Любой может пожарить картошку, но, как моя мама, её не жарит ни кто, и спорить нечего.
 Баня, как картошка, поди, пожарь. Думаешь вкусно? Приходи ко мне и поймёшь!
  В бане должны сойтись три параметра: парилка, парильщик и веники.
 Веники  - отдельная, особенная сторона банной жизни. Можно и без них, но это как пища без соли. Можно зайти, погреться, посидеть, поболтать с друзьями, но если уйдёшь не используя веник, о бане забудешь через час. Веник эту память закрепит навсегда.
  Берёзовый веник готовят две недели в году. Такой веник не только можно неоднократно использовать, но и ждать он Вас будет весь год, не испортится, а распаренный, будет как свежий. Августовский веник не лежит. Сорвал, собрал, не храни, в нем сила на раз, вся сила листьев уже передана корням дерева, Вам не осталось. Кроме времени сбора, значение имеет  место и само дерево, но это уже особое искусство. О нём в другой раз. А сейчас само таинство!

  И вот всё сошлось: Ваша парилка лучшая, с Вами мастер, каких поискать, веники у него, хоть на выставку. Вы заходите и сразу назад.
  - Паш, да там ни то что париться, минуты не выдержишь, это невозможно, я не хочу заживо сгореть
   Он Вам  спокойно так и говорит:
 - Иди, иди ляг, после разговаривать будем.
  Спорить бесполезно. Забегай. Быстро, как можешь и на полку. Лежишь ждешь конца..
 Но чудо! Совсем не жарко, комфортно как-то. Лежишь лицом вниз, не знаешь, что там сверху. Но вдруг какая-то нежная, тёплая волна пошла от плеч к ногам и обратно. Эта волна непроизвольно заставляет всё тело покрыться мурашками, как от холода, но ведь тепло. Тепло! Это точно! Мурашки бегают по всему телу и это так приятно, как тысячи мелких поцелуем возобладали Вами. Вы ждёте веники, когда они Вас коснутся, но их всё нет. Ожидание перерастает в желание, теперь Вы уже этого страстно желаете: «Когда же? Когда? И как это будет?»
 И вот в районе поясницы есть!
  Первое касание вызывает легкую судорогу, мышцы в этом месте сокращаются и мгновенно расслабляются основательно. Теперь касания везде, и везде происходит это чудо: мышцы сокращаются и сразу расслабляются полностью. Тело растекается на скамейке, как блин на сковороде. Вы его уже не ощущаете. Это уже не Вы, да Вас здесь и нет. Вы полетели. В голове ясность и легкость необычайная. А веники начинают касаться все сильнее и сильней, и, вот уже всей своей массой охватывают тело, то там , то сям. Но Вам уже всё равно.
  - Как парок-то? Не жарко?
 Слова приходят откуда-то с неба. Не сразу доходит до сознания, что это Вас спрашивают. Отвечать не хочется, да и ни как:
  - Д..а! Х.о.р.о.ш.о!
 Отвечаете, еле шевеля губами. На столько, еле, что он Вас и не слышит, а ему и не надо, он и так знает. Время остановилось. Сколько Вы здесь? Сколько ещё? Вечность!
 Но вот становится немного жарко. Тепло от ног поднялось к самой голове. В этот момент вы слышите:
   - Переворот!
  Ага! Надо перевернуться. Но как. Такая слабость, кажется, что рукой не шевельнуть. Шевелите. Шевелится. Сгибается, и, странно, переворачиваетесь очень легко. Чуть расслабились, но уже жарко чрезмерно.
 - Всё! Пошли купаться! Хочешь?
  - Хочу! Очень хочу!
 - Нырять будем?
  - Да.. а.. а..!
  - А не хотел. Говорил холодно.
  - Какое холодно, теперь хоть в снег, хоть куда!
 Бассейн с температурой 5-7 градусов принимает, как в парное молоко. Вот она баня. Дыхание останавливается. Вместе с дыханием останавливается сердце. Время вновь потерялось. Межвременье  длится бесконечно, но вот в легкие начинает поступать не воздух, не кислород, а свежесть, голубая, серебряная,  животворящая свежесть. Она наполняет не только лёгкие, она проникает во всё тело, во все его закоулки, начинаешь чувствовать каждую свою клеточку, чувствовать, как она каждая счастлива происходящим. В вот в этот самый момент, первый удар сердца, как момент нового рождения, как момент не просто рождения вновь, а перерождения в новое качество жизни, неведомой до селе. Помимо Вашей воли у Вас вырывается « Как хорошо! Ну как хорошо!». И с каждым новым вдохом все клеточки Вашего тела насыщается силой, здоровьем, желанием всего, желанием жить, любить, дарить и познавать истинное счастье.
  Но постепенно становится холодно и Вы покидаете бассейн, не просто. Вы ощущаете такой прилив сил, что играючи подтянувшись на перилах лестницы одними руками, как заправский акробат махом выпрыгиваете вон, удивляясь этому, и удивляя окружающих.
  - О! Вот это попарился знатно! Сразу видать! 
 Усталости, как небывало! Вы готовы на подвиги, и они Вас ждут. Вас ждут ещё два таких захода. Ещё дважды надо пройти  всё это. Так надо. Сейчас у Вас заработала в полную силу только Ваша кожа, которая до этого не работала, ленилась.  Человек, как и все его органы, ленивое существо. Всё в своём теле надо уметь заставлять работать, отсохнет иначе. Кожу уже начали, дело за сосудами и тем, что внутри, так, что продолжим.
    Ещё два раза.
 - Ну что? Пошли, что ли!