Герой Советского Союза убит в Баку 21

Серафим Григорьев -3
                Е к а т е р и н а  Д е м и н а




   Сюрприз, очередной сюрприз – в номер гостиницы «Ленинград» входит миниатюрная женщина в форме морского пехотинца и с медалью «Золотая звезда» на кителе. Ее сопровождает полковник медицинской службы с гитарой в натруженных руках.
Гоп-стоп, мы подошли из-за угла.
Гоп-стоп, ты много на себя взяла.
Теперь расплачиваться поздно,
Посмотри на звёзды,
Посмотри на это небо
Взглядом, бля, тверёзым,
Посмотри на это море -
Видишь это всё в последний раз.
   Усатый исполнитель с облысевшей головой увлеченно перебирает аккорды блатной песенки, в надежде поразить Героев Советского Союза своей манерой «non conventionnel».
   - Главный старшина Екатерина Демина! – звонким девичьим голоском представляется гостья «старшему по кубрику» генералу Михаилу Одинцову.
   - Коллега, полковник медицинской службы Александр Розенбаум, - не чинясь, и даже на равных, заявляет о себе прославленный бард и композитор.
   Откликается бакинец Зия Буниятов, бывший на войне командиром штрафной роты, с иронией в словах кабацкой песни:
   - Мы уже поняли: «Фраер, толстый фраер на рояле нам играет, девочки танцуют»…
   - Не угодил? – спрашивает гитарист и врач.
   - «Ви нам хотели угодить? А нам угодить невозможно», - отвечает Герой Советского Союза.
   - А-а, товарищ Сталин, помним, как же, - усмехается Александр Розенбаум.
   По известной народной традиции легенда шансона приходит в гости не с пустыми руками, выставляя на стол коньяк «Медный всадник» и вино «Лев Голицынъ».
   - Мы с ресторана, прослышали, что у вас сабантуй, - бард запросто здоровается с будущим Президентом РФ.
   Всезнающий Владимир Карпов спрашивает Екатерину Демину, которая по приглашению старшего по званию, присаживается за стол:
   - Как именно в свои пятнадцать с небольшим лет, да с вашим ростом, вы попали на фронт?
   Дама пригубляет «Наркомовские» в граненом стакане, они у всех гостей Санкт-Петербурга, таков «художественный замысел» режиссера мероприятия.
   - Я – Ленинградка, д е т д о м о в к а! – одно это слово о многом говорит. – Еще в девятом классе окончила пришкольные курсы медсестер. На период летних школьных каникул отправилась к старшему брату в Брест, где тот служил лётчиком на границе. Проведя несколько дней в Москве, села на поезд, направлявшийся в Брест. На следующее утро за Смоленском он попал под бомбёжку. Трупы, раненые, оторванные руки, ноги, головы… Мать убита, а младенец грудь сосет.
   Все это она увидела «еще до войны».
   Вернувшись пешком в Смоленск, отправилась в горвоенкомат и попросила отправить её на фронт медсестрой. Военком отказал, тогда я отправилась в местный военный госпиталь, где начала работать добровольцем… Тогда документов с собой не возили, прибавила три года, и все дела – мода такая у молодежи была.
   - Дайте мне шанс, товарищи Герои, исправить положение, - перебивает рассказ фронтовички Розенбаум.
В Афганистане, в “чёрном тюльпане”,
С водкой в стакане мы молча плывём над землёй.
Скорбная птица через границу,
К русским зарницам несёт ребятишек домой…
   Исполнение заканчивается аплодисментами, которые стоят выше любого гонорара.
*Позже, и не раз, мне доводилось встречаться с Екатериной Деминой в Москве, как правило - в День Победы. Ее старческое жизнелюбие, написанное на лице с голубыми глазами, поражало сохраненной молодостью во всем ее облике.
   - К военным меня привел голод, верней запах гречневой каши с тушенкой, которую варил повар в походной кухне, - признается она мне, зная с кем имеет дело.  – А росточком я была 145 сантиметров.
   В боях под городом Гжатск (Гагарин) в сентябре 1941 года она получает тяжёлое ранение в ногу и эвакуирована в тыл. Знакомые мне из рассказов фронтовиков черви под гипсом, который наложили на поломанную ногу.  Лечилась в госпиталях на Урале и в Баку. С января 1942 года служит на военно-санитарном судне «Красная Москва».
   Пишет письмо тов. Сталину, а отчества его не знает, c просьбой перевести ее в моряки,  и она – Морпех!  С  батальоном морской пехоты хрупкая девушка с боями проходит по водам и берегам Кавказа и Крыма, Азовского и Чёрного морей, Днестра и Дуная, с освободительной миссией — по земле Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Чехословакии и Австрии (!!). Вместе с бойцами батальона вступала в бой, отбивала контратаки врага, выносила с поля боя раненых, оказывала им первую помощь. Трижды была ранена. Медаль «За отвагу», орден Отечественной войны…
   Д в а ж д ы командование, в том числе вице-адмирал Сергей Горшков, представляло героиню моего рассказа к присвоению звания Героя Советского Союза… Новый командующий флотилии контр-адмирал Холостяков наградил (тогда) Михайлову только вторым орденом Красного Знамени.
 * Тем не менее в наградном отделе сочли описание подвигов н е п р а в д о п о д о б н ы м и вернули назад представление к награде в штаб флотилии.
   - На моих глазах перед строем был расстрелян командир батальона, когда из Москвы прилетел Климент Ворошилов, и начались поиски виновных в провале Керченской операции, - об этом она рассказала нам в Москве.
   9 мая 1945 года праздновала в Вене.
   Когда шла война, Катенька Михайлова считалась «названной сестрой» батальона, и морские пехотинцы не позволяли себе никаких поползновений на ее счет. Окончились боевые действия, и бойцы выстроились в ряд, ее любили все: "Выбирай любого".
   Она не выбрала никого, вздох облегчения пронесся в шеренге. Вышла замуж только на пятом курсе Ленинградского мединститута. Работала в атомной промышленности, облучилась и смогла родить только одного сына, а мечтала о втором ребенке – дочери.   
   К званию Героя Советского Союза главстаршина Михайлова представлялась дважды, в августе и декабре 1944 года, но удостоена его лишь указом Президента СССР от 5 м а я  1 9 9 0 года (!!), с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
   - Мы помогли, - признается будущий Президент РФ. – Как же не порадеть родному человечку.
   Более того, когда Владимир Путин становится Президентом России, он предлагает ей в подарки легковой автомобиль и двухкомнатную квартиру. Она отказалась и от авто, и от квартиры – старой закалки Женщина.
   - Зачем мне это?.. Мне и однушки достаточно.
*Севастополь. На встречу с морскими пехотинцами – ветеранами батальона, приезжает внучка моей героини – Катя. Их осталось всего пятеро из батальона, четыре из них лежачие, и на встречу к ней вышел седой капитан первого ранга.
   - Катя, Катя, Катенька, - обнимая ее, моряк плачет.
   Происходит все это на причале, к которому пришвартован БПК «Керчь».  Экипаж корабля стоит в парадном строю на корме, реет Андреевский флаг!..
**Александр Розенбаум, которого трудно чем-либо удивить, особенно после питерских разборок и Афганистана, встает на колено и целует руку Екатерине Деминой.   

П р о д о л ж е н и е  с л е д у е т:

 Предыдущая глава:http://proza.ru/2020/12/03/840

Фото – Екатерина Демина

Инфа - Инет