Из прошлого ч. 4

Юрий Левин 2
Кабинетная система обучения
     Почти всегда урок химии- это зрелище (сопровождаемое рассказом). Для зрелища нужен так называемый демонстрационный материал- наборы твёрдых, жидких или газообразных веществ, для разных классов он разный, и готовят его (в лаборантской) заранее. Не вообразить школу без кабинетов- но это сейчас. 

     Школа в деревне (в которую меня направили учителем)- это нечто вроде общежития: большой деревянный одноэтажный многоквартирный дом с печками (зимой надо топить) и маленькой комнаткой-кладовкой. Хозяйка этой кладовки сразу отказалась помогать (химию не знает) и разрешила мне там перестановки. Одну из стен я сделал химической, легко находя нужное: баночки с веществами, бутылочки с растворами, колбы-стаканы-пробирки и пробирочные штативы с  6 или 8 отверстиями  (представьте деревянный блокнот шириной в 2 пальца и высотой в ладонь, поставленный на длинное ребро- очень неустойчивая штука). Всё это я выкладывал на некий деревянный прямоугольный поднос 20х30 кв. см (или 25х35), нёс в учительскую и просто ставил на стол (не дай бог  упадёт какой нибудь из пробирочных  штативов- времени на новое приготовление уже нет). Стол там был единственный, за ним учителя и перекусывали, отодвигаясь подальше от моей химии! Если нужен был нагрев, брать надо и универсальный железный штатив, то есть обе руки были заняты, когда со звонком я выходил из учительской с подносом, универсальным штативом и журналом. Умный читатель ухмыльнётся: вот чудак, есть же дежурный в классе, нельзя отдать ему? Нельзя! До меня химии не было в школе, навыка ОСТОРОЖНОГО обращения с опасными веществами- ни у кого, а вдруг перевернет себе на платье или штаны что-нибудь (вполне вероятно, что это ЕДИНСТВЕННАЯ одежда ученика)- что я скажу родителям? С осторожностью я шёл в какую-то из комнат-классов. А в 9 классе должны были начаться лабораторные, это сколько же посуды надо принести, потом унести и помыть? Ясно- нужен химкабинет. Но это МНЕ ясно! Когда обратился к   начальству, никто не возражал. Но решение затягивалось. Как сделать, чтоб   химкабинет стал не моей, а общей потребностью? Помочь мне могли курильщики.

     Среди мужчин-учителей двое курили, и у них был давний уговор с директором: уж если кУрите, то курИте здесь, в учительской, чтоб ученики не видели дурного примера. Как проходил неторопливый процесс у этих двоих, видел неоднократно, этим я и воспользуюсь.       

     Хотя сульфид цинка получается спокойнее (без вспышки), но его цвет меня не устроил. А вот сульфид алюминия серый, не отличим от папиросного пепла. Готовя все вещества к урокам, я попутно получал немного (с рисовое зёрнышко) сульфида алюминия и нёс всё в учительскую. Там сухими пальцами клал кусочек в пепельницу, которая лежала на столе рядом с графином с водой, и уходил из школы на улицу (благо- осень на дворе). Дальнейшего я не видел, но вообразить события было легко: на перемене учительская заполнялась, курильщики закуривали папиросы, выкуривали их, сминали окурок в пепельнице (окурок переставал гореть, но продолжал дымить) и добавляли к окурку капельку воды из графина. Дым прекращался, но тут же начинался гидролиз: из крошки сульфида алюминия выделялся сероводород, вонь быстро обнаруживали: что воняет? где химик? А меня нет (железное алиби). Со звонком на урок (а для этого техничка выходила во двор и бренчала колокольчиком) я приходил в учительскую, принимал на себя весь возмущённый гвалт, напускал на физиономию лицемерное сочувствие (да- воняет, да- что же делать, да- вся химия такая,  да- нужен кабинет) и уходил на урок. Коллектив видел мою непричастность (ведь меня не было!) и наскакивал на начальников. Администрация сдалась. Мне выделили одну из комнат как химкабинет.