Реквием по Виктюку

Татьяна Пашарина
17 ноября умер режиссёр Роман Виктюк.

(У меня чуть не случилась истерика. "Как же так?!" А вот так.)

Великий режиссёр? Несомненно! Гениальный! Необыкновенный! Мастер. Такого режиссёра не было, нет и не будет. Такого театра, какой создал Роман Григорьевич, не было нет и не будет. Он создал свой театр, особенный, не такой, как все. Театр без границ, с сумасшедшей энергетикой. Он первым принёс в театр сексуальность; сплетение любви, искренности, чувственности и одиночества... и всё это в сопровождении магии музыки. Но любви, прежде всего. Любви всегда. И любви на пределе чувств. Любви переходящей в танец. Вот же оно - всё показано... и сказано.

Он был блестящим педагогом для своих актёров, которых он называл детьми. Он был безумно влюблён в своих актёров! Может быть, поэтому всегда всё у него получалось в лучшем виде.

Судьба подарила мне немножечко общения с Романом Григорьевичем Виктюком. Это 1994-1995 годы, сезоны в театре им. Вахтангова. Тогда Мастер репетировал в театре "Я тебя больше не знаю, милый". По возможности, была на очень многих репетициях этого спектакля. Сидела в пустынном зале и наслаждалась. А однажды, когда одна актриса опаздывала, вытащил меня на сцену, посадил (просто сидеть на стуле) между двумя великими. Это игра без слов, когда персонажи, как бы перекидывают друг друга на свои места. Помню, трясло меня тогда не по-детски, весь этот период времени.

Репетиции Романа Виктюка - это особая атмосфера, это лёгкость и полёт. И любовь Мастера к актёрам необыкновенная! Как он трепетно относится к каждому, с каким вниманием и почтением, как будто не он тут главный, а они! И как он показывает, как надо сделать... сам лично показывает, перевоплощаясь то в одного персонажа, то в другого. А матерные словечки его, то здесь, то там, так пикантны... Они не от злости или раздражения, а для связки слов! И сам он - прекрасный! Нет, не простой и понятный, но свой... Свой! Очень близкий, по мышлению и мировосприятию. Второго такого человека в жизни я не встречала, чей мир был бы так близок моему миру.

Премьеру данного спектакля я очень ждала. Потом и смотрела его раз семь. И всех своих друзей/подруг сводила посмотреть.

Также и по несколько раз посмотрела в театре спектакли: «Дама без камелий» и «Соборяне». А Романа Виктюка полюбила сразу и навсегда.

Позже в других театрах повезло увидеть спектакли Мастера: «Царская охота» - с Маргаритой Тереховой в театре им.Моссовета, «Татуированная роза» - с Ириной Мирошниченко в МХАТ, «Квартира Коломбины» - с Лией Ахеджаковой в театре «Современник», «Служанки» - в театре «Сатирикон», «Старая актриса на роль жены Достоевского» - с Татьяной Дорониной в МХАТ им. Горького, «Рогатка» - театра Романа Виктюка, спектакль, который шёл тогда в театре им. Моссовета, «Адский сад» - с Мариной Неёловой в театре «Современник», «Полонез Огинского», три спектакля с великолепным Ефимом Шифриным: «Любовь с придурком», «Коза или Сильвия, кто же она?» и «Путаны», «Осенние скрипки» с непревзойдённой Алисой Фрейндлих, «Саломея», несколько раз видела спектакль «Антонио фон Эльба» с божественной Еленой Образцовой.

Очень много спектаклей Романа Виктюка, на мой взгляд, я посмотрела. Но любимым на долгие годы оставался тот самый - "Я тебя больше не знаю, милый". Запал он мне в Душу. Всё изменил неожиданный для меня спектакль. Это последний спектакль Романа Виктюка, который я увидела. Смотрела его несколько раз, но, когда спектакль заканчивался и закрывался занавес, я всякий раз думала: "Надо его посмотреть ещё раз". Это «Реквием по Радамесу». Он и стал любимым. Покорил своим трио - Елена Образцова, Вера Васильева и Ольга Аросьева - и множеством музыки. Ну, и постановкой великого Мастера... само собой.

Я очень благодарна судьбе, что жизнь мою она осветила творчеством Романа Виктюка, его театром.

А сам он говорил: "Я думaю, чтo теaтр дoлжен cуществoвaть, как и cущeствует вo вceм мирe, для избранных. Тeaтр элитaрен пo caмoй cвoей прирoде, oн преднaзначeн для тex, кому иcкуccтво дeйcтвитeльно нeобходимо для поcтижeния прeжде вcего caмиx ceбя. И тогдa ecтeствeнно, что круг интeрecующихся тeатром будет избрaнным. Теaтр должeн быть aристократичен, a aриcтократичен - знaчит кaчeственен".

Всё, что делал в театре Роман Виктюк всегда было качественным! Это как закон.

17 ноября режиссёр Роман Виктюк умер. Любимейший режиссёр.


П.С.
Умирают мои старики -
Мои боги , мои педагоги,
Пролагатели торной дороги,
Где шаги мои были легки.
(Борис Слуцкий)


(Ноябрь, 2020 г.)