О собаках, которые лучше Карлсона

Геннадий Гаврилов
О
 Малыш из сказки А. Линдгрен про Карлсона страстно мечтал о собаке,
потому что чувствовал себя очень одиноким. Хотя, у него были и родители, и брат с сестрой.
Не менее талантливо о детском одиночестве и  мечте иметь собаку рассказывает советский мультфильм «Варежка»…
             Оказывается,  Россия  сейчас занимает третье место в мире по количеству домашних кошек и пятое — по собакам. Учёные утверждают, что общение с животными снимает стрессы.
Можно ли утверждать, что повышенный спрос на домашних питомцев является признаком психического неблагополучия  страны?

    „Государство, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным“ -
 - это утверждение  Л.Н.Толстого  можно принять за теорему, у которой нет убедительного доказательства.
То же самое утверждал и  М. Ганди: «Величие нации и степень ее духовного развития определяются тем, как эта нация обращается с животными».
 В Индии к обезьянам относятся с большим почтением на протяжении многих лет.
Пока нельзя без оговорок  сказать, что это прибавило  величия нации.
Обезьяны в индийских  городах  стали  угрозой безопасности людей, проблема выросла до  политического уровня.
Её  попытались решить, обязав  власть на местах  отловить всех обезьян.
Но достаточного числа добровольцев, готовых нарушить религиозный запрет,  не нашлось.
       
В США бродячих животных найти  труднее, чем людей без определённого места жительства.
 Зато почти в каждом парке много белок.
Оказывается, и белки иногда кусаются: в Нью-Йорке, например,
в год поступает около 30 сообщений об укусах белок, обычно от людей, которые их кормят или пытаются погладить.
А в Российской  столице ежегодно несколько тысяч человек страдают от нападения собак. 

Отношение к животным за рубежом без преувеличения трепетное.
Как и у нас, животных там считают членами семьи.
Сюжеты о парикмахерских, ресторанах  и кладбищах для животных у нас иногда приводят под рубрикой «Их нравы». Теперь парикмахерские и кладбища появились и у нас.
И какие же, всё-таки, у них в этом плане нравы?
В Европе, например, запрещено  испытывать косметических средств на животных,  запрещено  купировать «для красоты» хвосты и уши собак и кошек.
Во многих странах есть запрет на использование диких животных в цирке.
К явному неудовольствию российских  династий укротителей и дрессировщиков.
Даже в  Боливии есть закон о запрете цирков с домашними и дикими животными.

Проблема бродячих животных, на Западе, практически, решена.
Отчасти ценой усыпления невостребованных животных. Отчасти стерилизацией.
И это не глупее и не отвратительнее, чем старинный российский обычай топить котят в ведре. 
Есть приюты  и без умерщвления, но усыпление – вынужденная и действенная мера:
 в США количество усыплений в приютах снизилось в 4 раза за последние 30 лет.
         В России проблему бродячих собак сдвинули с места, преодолев возражения противников их отлова. Но ещё нельзя сказать, что решили. 
                Гуманное общество Соединенных Штатов ( HSUS ) является общественной организацией , которая выступает против жестокостей в отношении животных.
Забота о животных стала рассматриваться как элемент человеческой справедливости.
По инициативе этой организации  в США  запретили петушиные и собачьи бои.
Она выступает против охоты на любое живое существо ради развлечения, трофея или спорта, но не
 против охоты с целью получения пищи или средств существования.

Есть  ли  основания  подозревать, что любовь к животным на Западе уживается с несправедливостью к людям? И не где-то иногда в порядке исключения, а в принципе.
Не замечать особой заботы о животных, например, в США, невозможно.
Это и особые фермы, где живут и доживают свой век животные-инвалиды, и охрана экологии, и профилактика беспризорности животных.
Но есть  ли пропорциональное  этой любви к животным «величие нации»?
- Если у США его нет, то у кого же есть? У Индии?
Тут надо уточнить критерии величия. Если брать показатели, которые берутся при составлении рейтинга благополучия стран, то, конечно, США явно является лидером.
Если брать мистические идеалы Л.Толстого и М.Ганди, то   всё уже не совсем явно.
Лидерами окажутся, возможно, Индия и Таиланд, где обезьян «трогать никто не моги»  по религиозным соображениям.
А в личном зачёте победят некоторые подвижники из России, которые разводят в своих скромных квартирах или подкармливают во дворах целые стаи собак и кошек. 
             
  Что же собой представляет страстное влечение людей к собакам и кошкам: возвышенное чувство любви ко всему живому или  попытку спасения от дефицита любви человеческой?
Интернет и телевидение дают возможность зрителям посмотреть такие забавные сюжеты из жизни животных, что сомнений не может оставаться: домашние питомцы приносят много веселья и радости. 
 Спрос на животных – это, наверное,  признак благополучия людей,  а не всеобщего стресса.
Люди не отказывают себе в удовольствии и роскоши общения с животными.
Но есть публикации, в которых уже поднимается проблема «зоошизофрении»: так обозначили влечение к животным, которое по многим признакам выходит за рамки естественных тёплых и добрых  чувств, а иногда и за рамки здравомыслия.
Бывает, что  чувства к собакам теплее, чем к собственным детям, и «чище», чем к жене или мужу.
Не говоря, уж, о соседях по дому.
 Только после перестройки появилась доступная статистика нападений собак на людей.       
 Количество жертв, конечно, меньше, чем пострадавших в автокатастрофах.
Но остаётся впечатление, что  бродячим  собакам ежегодно приносят в жертву людей.

На Западе, а отчасти уже и в  России, появилась мода брать домой  «дворняжек». 
И это, кажется, символизирует идею милосердия,
идею заботы и внимания к каждому  человеку  независимо от его наследственных достоинств.
 Посмотришь на иную собаку неизвестной породы, которую ведут на поводке их хозяева, и невольно удивляешься: за что же ей привалило такое счастье жить в чьём-то доме, спать на диване и три раза в день есть?
А подумаешь, что это всё во имя того, чтобы никто не был забыт и оставлен без заботы, и проникаешься уважением. Хотя и остаётся где-то подозрение, что эти люди не совсем  от мира сего.
Неужели вот так заявляет о себе идея милосердия  в человеческих отношениях?
Не было же раньше столько разговоров о внимании к инвалидам.
А теперь – и пантусы, и федерации спорта инвалидов, и сурдоперевод телепрограмм…
Ещё недавно курили в туалетах и в поездах, а теперь уважают  тех, кто не хочет дышать никотином.
И всё это пришло  с того самого Запада, нравы которого всегда подозревали в испорченности…

С другой стороны… Да, животных защищают от жестокого обращения в цирках,  где, например, тигров заставляют прыгать через огонь,  слонов ходить на задних лапах, а медведей ездить на велосипеде.
А людей поощряют к занятиям воздушной акробатикой, учат прыгать на лыжах с трамплина или вниз головой в воду с вышки.
                Запрещают собачьи и петушиные бои, но  приветствуют занятия женщин боксом и борьбой...

Права животных, как элемент справедливости, в той или иной степени признают  большинство стран и на словах, и на деле.
Но критерии человеческой справедливости в последние годы подверглись коренному пересмотру: традиционным религиям всё чаще и решительней отказывают  в праве быть  моральным авторитетом.
Безусловно, западный эталон милосердия к животным отвечает глубинным чувствам человека.
Но как объяснить то, что в сфере человеческих отношений наметился возврат к тому, что считалось преступлением?
Что сказали бы Л.Толстой и М.Ганди, глядя на то, как в странах с очень почтительным отношением к собакам и кошкам  дети  отдают престарелых родителей в приюты, а из семей власти забирают малолетних детей за то, что родители не воспитывают  в них одобрения   нетрадиционной сексуальной ориентации?
       
          На любви россиян  к собакам и кошкам выросла целая индустрия производства кормов. 
Кстати, самые крупные производители, американские компании Марс и Нестле,  в России трудятся с прошлого века.   
И никто не скажет, что они «наживаются»: содержание животных реально облегчилось благодаря их продукции.
Но разве не удивительно, что компании по производству кормов для собак и кошек начали свой расцвет во времена, когда по всей стране закрывались предприятия реального сектора экономики?
По неслучайному совпадению,  в это же время и на фоне того же разорения промышленных предприятий стали всюду строиться церкви.
Как-то немножко очень вдруг и  в массовом порядке народ возлюбил своего ближнего и кошек с собаками...
             
 Конечно, приюты для животных в США вызывают тёплые чувства и оставляют неизгладимые впечатления.
Трогательно выглядят люди, которые выгуливают своих собак по улицам мегаполиса с совком и пакетом в руках.
Невольно думается, что к людям в стране относятся не менее заботливо.
Масштабы проявления любви к животным могут настораживать на фоне признаков деградации традиционных нравственных ценностей.
Даже если эти явления не связаны друг с другом,
       поводы для подозрения двойных стандартов в морали есть.
В США  на престарелых родителей милосердия остаётся так мало, что большинство из них заканчивают свой земной путь  в домах престарелых.

В Японии тоже любят собак. Каждая четвёртая семья имеет собаку.
Но  Япония лидирует в мире  по частоте самоубийств среди людей старше 75 лет.
Самоубийство стариков приобрело характер эпидемии.

А в  Китае лишь недавно принят закон, запрещающий  есть собак и кошек.
Но там за недостаточное внимание к родителям детям реально грозит тюремное заключение.
Подавляющее большинство китайцев выступают против того, чтобы отдавать родителей в дома престарелых.

  По многим признакам, Россия тоже хорошо относится к животным.
  ТВ регулярно показывает сюжеты о спасении кошек, которые не могут слезть с дерева или выбраться из колодца.
  Спасают дельфинов и  касаток от жадных и жестоких предпринимателей, спасают тигров и медведей от вымирания.
Президент РФ показывает личный пример любви к собакам  и заботы о фауне.
Но к умилению от  телевизионных картинок заботы о животных примешивается некоторое отвращение:
нет ощущения, что по мере восстановления популяции уссурийских тигров страна перестаёт быть  нищей и преступной.
Например  приватизация в России  считается законной, хотя все её называют грабительской.
Закон о наказании за жестокое обращение с животными принят давно.
А пособие на детей  до недавнего времени составляло всего 50 рублей.
Содержание служебной собаки обходится государству дороже, чем минимальная зарплата людей или средняя пенсия. Правда, её и кормят за работу, а не из милосердия.
Спрос на собак и кошек ощутимо вырос в связи с пандемией.
Милосердия стало больше?
Тревога о вымирании российских деревень и малых городов – это больше, чем стресс.
И если жители  оставшихся городов будут снимать его любовью к  домашними кошками и собаками,
величия в стране не прибавится. При всём уважении к Л.Толстому и М.Ганди.