Зарисовка - Дрие ля Рошелль

Виктория Блиндер
 

     Отрывок из романа "Столкновение с... прошлым"



  Мари много времени проводила за книгами, следя и за  литературными новинками, популярными в Париже в то время. Среди них был роман "Блуждающий огонек" французского писателя Дрие ле Рошелля, вращавшегося в левых кругах и симпатизировавшего коммунистам. В романе ее поразила фраза: "То, что было жизнью, не представляет абсолютно никакого интереса. Сознание больше невозможно, ибо нечего сознавать".
"Действительно, - подумала Рут, - человеческая подлость и глупость не поддаются осознанию, ибо они беспредельны".

- Вы когда-нибудь слышали о таком писателе? - спросила я у психолога?
- Нет, - ответил он.
Возвращаясь домой, я перебрала в памяти французских писателей, произведения которых когда-нибудь читала. Дрие ле Рошелля среди них не было. Меня это удивило, так как  в Советском Союзе печатали едва ли не всех, кто хоть чуть-чуть симпатизировал коммунизму. Тогда я стала расспрашивать знакомых, и оказалось, что ни один человек не читал ни одной книги ле Рошелля. Я стала искать сведения о нем во всех доступных мне источниках, и мои поиски увенчались успехом. И тут я поняла, почему нет его переводов на русский язык. Переболев коммунизмом, он в середине 1930-х годов стал проявлять симпатию к фашизму.
Я не нашла его книг, но обнаружила некоторые цитаты их них. Например, Рошелль писал: "Мы будем сражаться против всех. Это и есть фашизм. Свобода исчерпана. Человек должен погрузиться в свои темные глубины. Это говорю я - интеллигент и вечный свободолюбец..."
Он писал подобное и прославлял фашизм почти десять лет, тесно сотрудничал с немцами после захвата ими Франции и застрелился в 1944 году, когда увидел приближающийся конец фашизма, да и свой вместе с ним.
Интересно, о чем он думал перед смертью? Может, вспоминал сказанную им когда-то фразу: "Сознание больше невозможно, ибо нечего сознавать"?