Плацкартный билет в детство. Часть 6

Наталья Румянцева 3
               
                (Соликамск-Боровск)
               
                Часть шестая.

                А У НАС ВО ДВОРЕ…


  Перед моим поступлением в первый класс, в  1960-м году наша семья переехала в двухэтажный  деревянный  дом по улице Урицкого 20, за седьмым магазином. Теперь наша  семья занимала отдельную квартиру из двух комнат. Этот дом я и считаю своим самым  родным, потому что здесь прошло мое школьное, уже вполне сознательное,  детство. У нас в коридоре стоял деревянный сундук, содержание которого я так любила рассматривать, когда мама вынимала свои "сокровища".  На стене висели травы, которые сушила мама и от которых шел приятный запах. И так уютно-уютно было в этом большом чистом коридоре…


  Напротив дома - улица Черняховского с трехэтажными каменными домами (как и мне хотелось пожить в таком большом каменном доме!), красивый березовый скверик, ведущий вниз от ДК Ленина к ул. Добролюбова.  В свои нынешние редкие приезды в Соликамск я с удивлением наблюдаю вымершую, пустынную улицу! А ведь когда-то каждое лето вниз от ДК им. Ленина  по ул. Черняховского гуляли толпы нарядной молодёжи - группы парней и красивых стройных девушек, глядя на которых, я думала: "Вот бы и мне стать когда-нибудь такой же!!!"


  На этой улице был обувной магазин, где можно было, если посчастливится, купить новые туфли. Мама караулила, когда будет привоз, и время от времени вытаскивала меня мерить туфли или ботинки.  Иногда туфельки так нравились мне, что я  уговаривала маму купить их, хотя туфли откровенно жали.  Но я  была готова ради красоты терпеть тесную обувь. А помните, как в моду вошли лакировки? В те времена с обувью был "напряг", не то, что сейчас. Правда, качество было несравненно выше... Обувь шилась всегда из натуральной кожи.


  Через дорогу располагался любимый  всеми кинотеатр "Чайка", где мы смотрели незабываемые фильмы нашего детства. Напротив «Чайки»  - колхозный рынок, местная достопримечательность.  Мы бегали туда смотреть, как на заморское диво, на крупную ярко-красную, недоступную для большинства  северян  по ценам,  клубнику "Викторию". Там же морская свинка вытаскивала за денежки предсказания судьбы, продавались яркие бумажные цветы,  в обувном киоске работал китаец, и, вообще, было много интересного для нас, послевоенных ребятишек.


  Мыться мы ходили в баню на ул. Добролюбова, пока нам не поставили свою ванну. Я помню этот первый  восторг - от того, что теперь не надо никуда ходить, потому что дома весело гудит титан, полный горячей воды! И можно прямо из горячей ванны нырнуть в теплую постель! Постель была такая уютная! Белоснежное белье с цветочным рисунком, который любила мама и всегда выбирала пододеяльники и наволочки то с розами, то с ромашками или маками… Как сладко спалось на такой постели в детстве!


  Возвращаясь домой из школы, я поворачивала с улицы Большевистской на свою улицу Урицкого, которая шла наклонно вниз. Мой дом был предпоследним  перед рынком. Спуск был довольно крутой, и зимой, когда было скользко, я с портфелем разгонялась так, что неслась как ракета мимо своего дома, не в силах преодолеть инерцию  движения -  аж до самого рынка... Упершись на полной скорости в забор, разворачивалась и, сменив направление, шла к своему дому уже с другой стороны, снизу вверх… Мне всегда казалось, что соседи видят меня из своих окошек, несущуюся мимо дома, а потом возвращающуюся назад, и смеются, наблюдая за моими «выкрутасами».
 

  Однажды в пятом классе я даже сломала руку, когда, "набрав скорость", сделала очередную попытку резко затормозить у своего дома и, поскользнувшись, неловко упала. Пришлось ходить в школу в гипсе целый месяц, и, слава Богу, это впоследствии не отразилось на мне как на пианистке...Ведь параллельно с общеобразовательной я училась еще и в музыкальной школе.


  Боровск тех лет был патриархальным городком, на улицах которого было мало машин, стояла тишина, время от времени нарушаемая цоканьем копыт. Лошади были основным грузовым транспортом, на них всегда хотелось  покататься! В Боровске вообще была поразительная тишина, особенно в районе, прилегающем к ДК бумажников - на улице Коммунистической, заросшей густыми зарослями акаций.

 
  ДК бумажников –  этот памятник сталинской эпохе - возвышался в конце Коммунистической и внушал глубокое  уважение  своими строгими колоннами и  устремленностью ввысь. Глядя на него, всегда хотелось почтительно притихнуть! Слева от него стояла в те годы скульптурная композиция – советская семья: мать и отец с девочкой на плече. Автобусы по городу ходили очень редко, а расстояния были большими. Как далеко было ходить от рынка, где мы жили, до поликлиники, которая располагалась за ДК бумажников - когда надо было взять справку для лагеря, например!


  После первого класса, летом 1961г, меня отправили в пионерлагерь в Половодово. У меня остались о нем очень теплые воспоминания! Рядом была воинская часть, и мы устроили для молодых солдатиков концерт! Они так ласково улыбались нам, детям, а мы, в порыве чувств, изо всех сил пели песню: "Советские солдаты - молодцы! Советские солдаты — удальцы!"


  Несколько раз родители посылали меня в другие лагеря. Каждое утро звонкий горн будил нас на зарядку, потом мы собирались на линейку, председатели отрядов отдавали рапорт, и кого–нибудь из ребят вызывали для поднятия флага (я все надеялась, что и меня  вызовут!) Концерты, игры, купания в реке, конкурс рисунков! Но самым сильным впечатлением всегда был прощальный костер! Он был громадным, до самого неба! Невозможно было оторвать глаз от этого гудящего, рвущегося к небу пламени! И хотелось плакать от предчувствия расставания с уже ставшими родными ребятами, с которыми в самый раз вот сейчас бы остаться еще на одну  смену!


  А однажды, в январе 1965-го года мне посчастливилось попасть в зимний лагерь под Березниками, в доме отдыха "Урал" (в Огурдино, у городка Орёл). Эта поездка стала для меня незабываемой! Не было деления на отряды, как в летних лагерях.  Все вместе – от 11до 18 лет - мы катались на лыжах, санках на замерзшей Каме, а вечерами собирались в клубе, танцевали в валенках «Переходный вальс», играли в почту и влюблялись в старших мальчишек…


  Песни, звучавшие фоном тогдашним  событиям  - «Чёрный кот», «Рыжик», "Топ, топ, топает малыш"... Атмосфера той зимы очень напоминала ту, что пронизывает  фильм  «Девчата», который, кстати, снимался у нас, в Пермской области. Это бескрайние снега, окружающая со всех сторон дремучая  тайга, скованная морозом Кама, молодежное окружение, смех и веселье, яркие вечерние огни в клубе, какая-то теплота, чистота и романтичность  отношений и очень светлая, радостная, волнующая  атмосфера всего происходящего…

                Продолжение http://proza.ru/2020/12/05/1381