Похудательные хроники - 1

Наталия Лебедева Андросова
Для тех, кому знакома проблема лишнего веса:)

                I.

      Всю жизнь я себя помню толстой, не пухленькой, не крупной, а именно толстой. Детские фотографии говорят, что когда-то я всё-таки была нормальным, даже не упитанным ребенком, правда выглядевшим на пару лет старше из-за роста, но без излишков жира. Однако это осталось за пределами моих воспоминаний. Фотографии периода конца 2 – начала 3 класса уже приближают мой образ к реальности: я «поправлялась».
      В 11 лет мне, наконец, решились удалить миндалины, считая их постоянные воспаления не только причиной частых ангин, но и поводом к нарушению обмена веществ, которым я определенно страдала по мнению близких, наверное, так оно и было. Но после операции я начала толстеть ещё быстрее. Может, причиной было переедание мороженым, которым злоупотребляла из-за долго заживающей глотки, а может, вообще обилие вкусненького, которым стремились побаловать несчастного ребенка, так как этот ребенок отказывался есть другую, нормальную пищу.
      Кстати, я хорошо помню, что вообще не могла есть в детстве некоторые продукты: яйца в любом виде и картошка в супе вызывали настоящую рвоту, ещё в детском саду я часто отказывалась от еды, испытывая к ней отвращение.

      Школу я закончила, будучи достаточно упитанной девушкой, больших неудобств от этого не испытывала, так как меня не дразнили, общались с уважением (я много читала и соответственно довольно много знала, часто выручала знаниями одноклассников, была приветливой, доброжелательной). Но мальчишки-одноклассники не интересовались мной, как девушкой, из-за роста и полноты, хотя более старшая возрастная категория парней и вообще мужчин частенько смущала меня восторженными взглядами и попытками ухаживать. Я была яркой внешности и, несмотря на довольно объёмную фигуру, без рыхлости тела – крупные бёдра это да, слишком большая для юной девушки грудь, зато живот увеличенным не был.
      Но я остро чувствовала, что моя полнота не дает мне права или возможности быть такой, как все. Казалось, что компании одноклассников не принимают меня в свое общество полноправно, так как я не стройная, как они. Скорей всего это были мои внутренние комплексы, из-за которых я отдалялась сама, но которые, тем не менее, не давали мне раскрепоститься и снизойти до масс, чтобы быть наравне со всеми. Сейчас я вижу в некотором отдалении от одноклассников даже некое преимущество: я не участвовала в общих, порой хулиганских или не соответствующих возрасту забавах, не пыталась вырваться из-под опеки родителей, не научилась курить, выпивать, кадриться, как тогда говорили о знакомствах и общении с противоположным полом. Всё свободное время читала, готовилась поступать в ВУЗ. Иногда ходила с подружками в клуб на кино и танцы, но всё-таки активно двигалась мало и полнела. Через несколько лет в институте, мучимая теми же предрассудками, я, для вовлечения в молодежный коллектив, чтобы стать «своей», научилась и курить, и выпивать, но в результате поняла, что самой с собой проводить время интереснее.

      Первый опыт «насильственного» похудения был в 1972г. После окончания школы я сделала попытку поступить в Коломенский педагогический. Как абитуриенту, выходцу из сельской школы, мне предложили месячные подготовительные курсы на территории института. Впервые я не жила дома целую неделю (на выходные ездила домой). И в первый же день у меня украли деньги. Не помню, сколько их было, но достаточно для проживания и нормального питания в течение шести дней. Случайно в паспорте осталось 5 рублей. Из них где-то 3 рубля на месячную оплату общежития, 90 коп на обратную дорогу. Итого на еду оставалось 1 руб. 10 коп. Сейчас трудно представить, что это была реальная, хоть и маленькая, сумма денег. На 18 коп. в день я покупала на 2-3 приема 5 пирожков с рисом по 3 коп. и чай без сахара, один раз «сорвалась» на творожную запеканку, которая стоила 7 или 9 коп. В последний день учебной недели я не ела ничего, но ведь я ехала домой.
      Как-то я пережила муки голода, отвлекала себя экскурсиями по городу, обследованием букинистических магазинчиков, которых в Коломне оказалось несколько, но раньше времени домой не рванула и занятия не пропускала. Когда дома, уже поевши, я посмотрелась в зеркало, то сама себе понравилась и следующие 3 недели ограничивала свой рацион творожной запеканкой, дешевыми пирожками и «пустым» чаем вполне сознательно. «Излишки» средств тратила в найденных ранее букинистических лавках. Срезалась я из-за невнимательности на первом же экзамене, что казалось странным, т.к. математика была моим любимым предметом, а экзаменационное задание лёгким. Я почти не расстроилась, даже в глубине души почувствовала что-то вроде облегчения, подсознательно я не хотела быть учительницей. Но это уже другая история.

      Мысли о похудении не оставляли меня наверное никогда. Однажды я купила книгу Юрия Николаева «Голодание ради здоровья». В 70-е годы занимательной научно-популярной литературы в Советском Союзе в продаже было мало, ничего подобного раньше не попадалось, но в библиотеке я эту книгу позже встречала. Она стала для меня откровением и впервые заставила задуматься о физиологии, пищеварении, о научном подходе к проблеме лишнего веса.
      Незадолго до покупки книги я смотрела документальный фильм «Индийские йоги. Кто они?» из разряда тех, что показывали в кинотеатрах перед художественным фильмом, и он мне понравился необычностью примеров, из него впервые узнала о клинике профессора Николаева и его методе лечебного голодания.
Прочитав книгу после показательного фильма, я уверовала в правильности изложенного и естественно попыталась похудеть, используя новые знания, то есть голодать.

      До сих пор помню, как восхитительно вкусно пахли свежепорезанные хлеб и сыр, как я хитрила, чтобы мама не заметила, что я не завтракала перед уходом на работу. В обеденный перерыв вместо похода в столовую нарезала круги по дорожкам вокруг насыпей, скрывающих под собой подземные цеха транзитного отделения связи, в котором я работала, и дышала воздухом. Особого чувства голода не было, ощущались пустота в желудке, какая-то звенящая легкость, небольшой озноб и мысли, мысли, мысли о том …как я начну есть.
      Взамен реальности ела в снах, поначалу пугаясь, что нарушаю свои установки и достигнутый прогресс, потом, поняв что я во сне, «ела» там уже с удовольствием, выбирая и поглощая вкусняшки.

      Я много раз выдерживала голодание «по Николаеву» в 1-2 дня, и не выдерживала восстановление, голодая пару раз по 3 дня и один раз 4 дня. Меня пугал не столько голод, сколько невозможность восстановиться правильно. Количество дней восстановления, то есть строгой диеты, должно равняться количеству дней голодания. Меня хватало на полдня диеты, вторые полдня и последующие дни мела всё без разбора! Вывод, который я вынесла из своего опыта: голодать можно только под контролем специалистов и желательно в специализированном учреждении, в котором не только правильные указания, но и готовая еда на каждый этап восстановления.

      Желание похудеть не превратилось в фобию, но иногда я «сидела» на каких-то диетах, потом срывалась и ела всё подряд. Во время беременностей токсикоз не позволял есть нормально, я сильно худела, а после родов вес навёрстывал потери, несмотря на работу по дому и в огороде. Замуж я вышла в 22 года, при росте 172 с весом 89 кг. После рождения первой дочки увеличение веса было незаметно, а когда вышла на работу после рождения погодок сына и младшей дочки, во мне было уже 115 кг. Потом серьёзно заболел шестилетний сын, и стрессовое состояние я снимала только едой, движения ограничивались ездой в пассажирском транспорте, а когда угроза жизни ребёнка миновала, оказалось, что за восемь месяцев вес вырос до 124 кг. После выздоровления сына впервые я разглядела себя на свадебной фотографии сестры, и мне стало стыдно за свой заплывший вид. Обложившись журналами и купленными по случаю брошюрами о похудении, я снова решила испытать силу воли.

      Начала с ограничения порций. Брала тарелку маленького диаметра и накладывала меньше, чем обычно. Добавками старалась не соблазняться, избегала перекусов и постоянно думала о том, что нельзя есть много, но в продуктах и выборе блюд себя не ограничивала, ела то же самое, что все домашние. Это был 1991 год, я уже несколько лет жила в городе. В то время вполне доступно выпускался журнал «Физкультура и здоровье», в котором в каждом номере были статьи по оздоровлению, отличавшиеся от публикаций привычного журнала "Здоровье" прогрессивностью идей и современными методами изложения, как будто повеяло некоей свободой слова и отсутствием цензуры, в открытую освещались и обсуждались темы, наличие которых раньше умалчивалось, я прочитывала журналы с упоением от корки до корки. Руководствуясь советом журнала, усилила мотивацию к похудению методом таблицы, в левой части которой все аргументы «за», в правой – «против» похудения. Естественно, «ЗА» победило.

      А вот напольных весов не было, вернее они были сломаны, кто-то их уронил. Я теряла лишний вес и не замечала, как сильно похудела. Появилась легкость движений, в деревню и обратно ходила пешком, правда, если не успевала на автобус. Ничего не стоило добежать вечером пару километров до сестры, если нужно было с ней увидеться. Но одежду носила прежнюю: свободные не приталенные сарафаны и джемпера поверх широкой юбки, просторное пальто. Хотя я с сослуживцами общалась ежедневно, но никому о своем эксперименте не говорила, никто и не замечал перемен. Изредка кто-нибудь из тех, кого встречала редко, говорил, что я вроде помолодела или похудела, на что отвечала: «Да нет, показалось». Не знаю почему, но я стеснялась, одежда меня не выдавала. Особо ко мне никто не приглядывался, все были озабочены предстоящей реорганизацией предприятия и сокращением.

      О том, что значительно похудела, я и сама заметила не сразу. Однажды с меня  чуть не свалилась юбка. Что она свободно сидит в поясе я знала, но что в отверстие для талии почти проходят бедра, заметила, только придя на работу. Надо срочно узнать свой вес! Вечером сумела починить напольные весы, и была обрадована и озадачена: вес  119кг (9.06.1991), последний раз взвешивание при медицинском обследовании показывало 122,5 (январь 1991). Каким же был самый большой мой вес? 124? Ведь то, что я его уменьшила значительно больше, чем на 3,5 кг, не вызвало сомнения. Скорее всего, запомнившийся январский вес был неправильным, я тогда определенно весила больше. Мои старые весы, как оказалось, показывали точный вес, т.к. скоро появилась возможность их проверить.

      5 кг за полгода это очень мало, хотя всё-таки уменьшение, ведь у меня не было никакой диеты, лишь умеренное ограничение в питании, правда я старалась больше ходить и периодически при ходьбе втягивала живот, но объём тела же уменьшился значительно, и я чувствовала эту убыль! Теперь, став обладательницей новых весов, которые в условиях дефицита приобрела с небольшой переплатой, хотелось ускорить процесс.
      Прочитала о сбалансированном питании и составила из разных источников таблицу калорийности продуктов. Купила кухонные весы с точностью до 10 грамм и начала каждый день записывать весь свой рацион по времени приема пищи с указанием веса, килокалорий и даже количества белков, жиров и углеводов употребляемых продуктов и блюд.
      Тетради с записями сохранились до сих пор. Я гордилась графиком снижения веса – минус 21,5 кг за 12 месяцев – и даже переносила его из тетради в тетрадь, продолжая учёт. Но этот результат был позже.

      А пока сбалансировать белки, жиры и углеводы удавалось редко, но калорийность пищи в основном соответствовала норме если не идеального веса, то меньшего, чем у меня, порядка 2000 ккал. Мой муж в то время излишками жира не страдал и беззлобно пошучивал над моими манипуляциями с весами: «Ты забыла сосиску (или морковку, или картошку) свешать», или: «Ты записать не запамятовала?».  Но я чувствовала: худею, потому что записываю. Особо радовал график, вес медленно, но неуклонно снижался. К концу сентября он был уже 108 кг, т.е. минус 11 кг за неполные 4 месяца.

      И еще важно: я по вечерам танцевала!

      Иногда думаю, что похудела тогда не столько из-за ограничения в питании, сколько из-за танцев. В то время была популярна песня Илоны Броневицкой «Танцы на завтрак, танцы на обед», воспевающая новаторскую «диету» самой Илоны. Я попробовала пританцовывать во время кухонных работ, было вполне удобно и даже интересно, но захотелось большего. Надо признаться, из-за своей неуклюжести и ложной стыдливости я всегда стеснялась танцев в публичном месте. Когда на смену медленным парным пришли быстрые, я старалась на всех праздниках спрятаться в уголок, но с удовольствием наблюдала за танцующими. Танцевать дома не приходило в голову. Да и стеснялась я поначалу детей и мужа. Подросла старшая дочка, она с подругой Светой уже ходила в клуб на дискотеку. Набравшись мужества, предложила им учить меня танцевать, вернее, танцевать вместе и не обращать внимания на мои неправильные движения. Они стеснялись меня, я их, но несколько вечеров мы по полчасика изображали дискотеку на дому с освещением ёлочной гирляндой, а потом я танцевала одна на кухне и уже не стеснялась.

      До конца февраля 1992г. я похудела до 100 кг. А после стало не до этого. Подошла и моя очередь на сокращение. У мужа на работе не платили зарплату и откровенно выживали работников, чтобы не увольнять их официально с выплатой пособия. Цены росли, как грибы после дождя и, страшась неопределенности, я, не дожидаясь последнего дня, уволилась и пошла рабочим на птицефабрику, где был объявлен набор в новый цех.

      Странно, но наверное из-за преддверия расставания со стабильностью в жизни, народ на старом месте работы почти и не заметил во мне перемен. Те, кто встречал меня позже, считали, что я похудела от физической работы. Только сестра, с которой я не часто виделась, замечала: «У тебя появилась фигура!».
      Все-таки и 100 кг – это много. Но с каким удовольствием я вечерами вешала на дверь свою юбку: приятно было, что она не свешивается с краев, и место еще есть.

      Работая на фабрике, я уже никак себя в еде не ограничивала, но в первые месяцы похудела ещё на 5 кг, однако к началу 1993 вернулись мои 100 кг. По-прежнему я записывала всё, что съела, но без прежнего  энтузиазма, танцевать прекратила ещё до Нового года, настроение оставляло желать лучшего. Часто выполняя свою работу, когда никто не видит, плакала: а вдруг я поспешила, может, надо было обратиться в службу занятости? Физической работы я не боялась, огородная закалка и трое детей – это тоже труд. Жаль было, что карьера оборвалась, а я даже попытки не сделала, чтобы её продолжить. Образование, высокая и хорошо оплачиваемая должность остались в прошлом…
Когда я привыкла к работе на фабрике, вес потихонечку вернулся в исходную позицию, но то, чего я добилась за предыдущий год, осталось.
   
   
      Итак, следующий 1993 год я встретила в весе 100 кг. Опять начала подумывать о том, чтобы похудеть и снизить вес ещё на десяток килограммов. Нужен был толчок.

      Вновь я попыталась усилить мотивацию к похудению. Причины, приведшие к излишней полноте, были почти те же самые:
-нерациональное питание;
-поздний обильный ужин;
-доедание за детьми (жалко выбрасывать продукты);
-обожание сладостей и неумение ограничить себя одной конфеткой;
-физическая нагрузка охватывает только руки и ноги, для остальных участков тела она не достаточна;
-в выходные дни почти совсем нет никаких нагрузок;
-самые трудоёмкие домашние дела оттягиваю на долгий срок, поддаюсь лени.

      Причин, по которым не стоит похудеть, не было, а «за» очень много. Тут и одежда меньших размеров, и желание заинтересовать положительными изменениями в себе мужа, и ощущение легкости, которое осталось только в памяти, да и просто самоудовлетворение. Литературы «о похудении» теперь хватало. Я ознакомилась с методами Шелдона, Брэгга, Шаталовой и многих других известных диетологов и неизвестных шарлатанов. Но толчком стала художественная книга.

      Я по-прежнему любила читать, и однажды книга «Звёзды» (автор Кэтрин Харви) всколыхнула моё желание постройнеть. В ней на фоне довольно увлекательного сюжета проходит нить дружбы трёх некогда полных девушек, познакомившихся на занятиях по снижению веса, разочаровавшихся в них, и, самосовершенствуясь, создавших свою систему похудения, а потом и целую корпорацию для улучшения настроения и жизни полных женщин. Кстати, одним из направлений в ней было, когда женщина хотела не худеть, а выглядеть привлекательно, несмотря на полноту. Я сильно упростила пересказ, так как читала давно и запомнила только то, что повлияло на моё решение и дальнейшие действия – «Побеждают те, кто верит в себя».

      Решила вновь считать калорийность съедаемой пищи, иначе не получалось ограничиваться. Рассчитала необходимый рацион – 1300 ккал. Но на деле выходило, как и при предыдущих похудениях: около 2000 ккал. Хватило меня на 1 месяц. Записывать всё стало скучно и неинтересно – жизнь претерпела много изменений, не хватало денег на необходимое, не было уверенности в завтрашнем дне, всё это не способствовало вдохновению. Какое-то время пыталась просто не переедать, изучала книги по оздоровлению при помощи ограничений в питании, проверяла на себе разные диеты, потом срывалась, и всё возвращалось с лихвой, вес колебался от 95 до 101 кг.

      Тем временем я всерьез устала от работы на фабрике. Самым тяжёлым был график работы. Выходить из дома надо было в половине шестого, от резкого пробуждения начиналась тахикардия. Обострилась язва желудка, о существовании которой я раньше не подозревала. Я часто резала пальцы, раны заживали плохо. По ночам я стала вскакивать от остановки дыхания и прилива крови к голове, это очень пугало. Здоровье давало сбои. Постоянно были приступы гастрита, из-за чего стало трудно работать.
      В конце концов, пришлось лечить в стационаре язву желудка. Возможно, виновны в её появлении эксперименты с питанием, возможно, постоянное недосыпание, возможно, тяжелый труд. Болели коленные суставы. Через короткое время после заживления язвы пришлось делать пластику матки из-за опущения. Сомнений в причинах уже не было: поднятие тяжестей в 15-20 кг недопустимо для женщин, в особенности нетренированных, как я. И это всего лишь в 38 лет! Всерьез встал вопрос о новой работе. И тут мне наверное повезло, так как с рабочими местами в 1994 г. была напряжёнка: в Горгазе требовался обходчик газопровода, я об этом узнала, и меня приняли.

      Новая работа требовала постоянной ходьбы, но после обхода участка, я со свежего воздуха наедалась от пуза и ложилась поспать до того, как ехать в контору сдавать отчёт. Так что похудеть не получалось. В период работы на фабрике я привыкла есть «калорийно», но и расход энергии был очень большой. Сейчас же «доход» калорий опять превышал «расход». Через короткое время меня перевели в техники, движений стало совсем мало, а привычка злоупотреблять продуктами питания осталась.
   
     (Продолжение http://proza.ru/2020/12/08/101)